Цель: расширять, уточнять и активизировать словарный запас выразительными средствами языка, синонимами и антонимами в диалогической речи.
Задачи:
- учить употреблять в речи образные выражения, слова с переносным смыслом для описания природы зимой;
- формировать умение конструировать диалог “сообщение – вопрос – ответ (сообщение)” по теме;
- упражнять в конструировании основы диалога вопросительными и повествовательными репликами;
- развивать диалогическую речь учащихся, аналитические способности, концентрацию и переключение внимания, долговременную словесную память;
- воспитывать положительную мотивацию к овладению яркой выразительной речью; прививать этические навыки ведения диалога.
Словарь: лютень, студень, стужайло, просинец, ветродуй, вьюговец.
Оборудование: компьютер, презентация, таблички, картинки.
Ход урока
I. Организационный момент:
1. Проверка слуха диалог (вопрос-ответ)
А) Проверка аппаратуры:
- Как меня слышишь, …?
- Я слышу хорошо!
-…, ты меня хорошо слышишь?
-…. .
- …, почему у тебя нет аппарата?
- Я его потеряла.
- Ты слышишь лучше в аппаратах или без них?
- В аппаратах.
- Я убедилась, что вы слышите хорошо.
2. Эмоциональный настрой
- Какое у вас настроение?
- Как будете работать? (Слайд 1. Презентация)
- Улыбнитесь друг другу. Пожмите друг другу руки.
В добрый путь, дружок,
Начинается урок!
Все ответы отыскать,
Получать вам только пять. (Слайд 1)
Б) Фонетическая зарядка
- Какие сегодня дежурные звуки? [Т-Д]
- Хорошо говорите все звуки.
(Хором, по одному)
Прочитайте слова: лютень, студень, стужайло, ветреный, безветренный.
Составьте словосочетания.
Ветреный
день
безветренный
Подберите к ним картинки. (Проверка слайд 2)
- Составьте предложения. (Слайд 3)
Лютень
- это декабрь.
Студень
Стужайло
- Как понимаете эти предложения?
Прочитайте пословицу. Найдите антонимы.
В декабре день, было, совсем помер, да в январе опять воскрес.
3. Речевой момент (за экраном).
- К акое время года? Скажи по-разному.
- Назови зимние месяцы. (Картинка на доску) (Слайд 4)
4. Упражнение на развитие аналитико-синтетического мышления и кратковременной памяти: “Назови “лишнее” слово”.
(Слайд 5)
Лютень
Студень
Стужайло
Вьюговец
- Почему вьюговец? (Так называют февраль).
- Запомните слова.
- Повторите. (Дети говорят слова)
II. Определение темы и цели урока.
Идет волшебница - зима … (Cлайд 6, 7 )
- Чему будем учиться на уроке? (Дети предлагают свои варианты)
- Будем учиться составлять диалог “сообщение-вопрос-ответ (сообщение) с использованием синонимов и антонимов”.
На доску вывешивается табличка: Идет волшебница - зима…
Употребление образных выражений, синонимов, антонимов в диалоге.
III. Работа по теме:
1. - Вы любите зиму?
- Да.
- Что будем делать?
- Составлять диалог.
Мотивация:
- Зачем надо учиться диалогу?
- Мы учимся разговаривать, говорить друг с другом и другими людьми.
2. Составление диалога “сообщение – вопрос - ответ (сообщение)”. (Слайд 8)
- Будем составлять диалог о декабре. В постановке вопросов и ответов используйте образные выражения, синонимы и антонимы.
(Диалог про месяц декабрь)
- Декабрь - первый месяц зимы. Как называли этот месяц в старину?
- Декабрь называли лютень, студень, стужайло. Люди говорили: “….. тулуп до пят надевает. … хитрые узоры на окнах расписывает. …. за ухо морозом колет”.
- В какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?
- В безветренный.
- С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. Назови самый короткий день в году.
- Самый короткий день в году 22 декабря.
3. Январь - второй месяц зимы. В народе его называют просинец. (Новое слово) (Слайд 9)
Просинец (табл. на доску)
- Как вы думаете, почему?
- Хотите узнать?
4. Работа в тетрадях. Откройте тетради.
Пальчиковая гимнастика. (Надень перчатку)
(Слайд)
- Вот ряд слов, запишите родственные слова, выделите корень.
синий,
посинел,
синева,
синеет,
- Какой корень? Син Обратите внимание на слово просинец! Сравните эти слова. – Что общего? Корень син. Значит слово просинец обозначает синий. (Слайд 10)
Январь - второй месяц зимы. В народе его называют просинец.
- В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо.
(Картинки на доску)
- Какой день из января можно будет назвать просинец, мы узнаем по календарю наблюдений за погодой.
5. Диалог. Задайте разные вопросы по сообщению. (Слайд 12)
- Народные поговорки гласят: “ В декабре день, было, совсем помер, да в январе опять воскрес”.
- Что бы это значило? - О чем это говорит?
- После 22 декабря день начинает прибавляться.
6. Физминутка
- Зима – время веселых детских игр. А вы знаете русскую народную игру: “Малечина - калечина?”.
Хотите узнать? Попросите меня сказать условие игры.
- У вас на партах веточки. Нужно сказать слова: “Малечина-калечина, сколько часов осталось до зимнего вечера?”. После этих слов, нужно как можно дольше удержать веточку на руке. Выигрывает тот, кто смог удержать веточку дольше всех.
7. Составление диалога “сообщение – вопрос - ответ (сообщение)” о феврале.
Посмотрите на текст. (сСлайд 13)
Февраль - последний месяц зимы. В старину его называли –ветродуй, вьюговец. Такие непохожие названия. В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны.
Русская пословица говорит: “В феврале два друга - мороз да вьюга”.
Давайте составим диалог. (“Сообщение – вопрос - ответ (сообщение)” (Слайд 14)
- Февраль - последний месяц зимы.
- Как в старину называли февраль?
- В старину его называли – ветродуй, вьюговец.
Назови погодные явления февраля.
- В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны.
- Как говорится в пословице о феврале?
- Русская пословица говорит: “В феврале два друга - мороз да вьюга”.
- Вот мы с вами и поговорили о каждом месяце зимы. А общий диалог вы составите на домашнем задании.
8. Упражнение на развитие долговременной памяти.
- В начале урока вы запоминали слова. Вспомните их.
Скажите синонимы. К слову вьюговец придумайте синоним.
IV. Итог.
- Что мы делали?
- Зачем?
- С каким настроением вы встретили урок?
- Какое оно сейчас? (Слайд 15)
- Попрощаемся с уроком и гостями. Урок окончен. Желаю успехов.