Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний, умений и навыков.
Цель: в занимательной форме обобщить и закрепить знания о карбоновые кислотах, сложных эфирах, жирах.
Задачи урока:
образовательная: обобщить и закрепить знания о карбоновые кислотах, сложных эфирах, жирах;
развивающая: развитие и закрепление навыков составления названий по формуле, составления формул и написания химических уравнений;
воспитательная: формирование здорового образа жизни, эстетическое воспитание, практическое значение знаний по химии.
Методы: групповой, эвристический.
Структура урока
Ведущий на уроке — учитель.
Назначаются 2 “купца”, которые готовят “лоты” и “банкир”. Остальные учащиеся разбиваются на 2 “акционерных общества” по 4 человек в каждом. Среди них назначается “президент”. Каждый “купец” готовит по 2 “лота” (задания). Оценку ответов учащихся дают “купцы”.
Ведущий объявляет об открытие аукциона, представляет “купцов”, “банкира”, “президентов акционерных обществ”. Затем ведущий поочередно дает слово “купцам” для представления “лотов” (заданий).
ЛОТ — 1. Проверка платёжеспособности
Проверка “акционерных обществ” на “платежеспособность”, т.е.подготовленность учащихся по данной теме. Максимальная оценка 10 баллов. 1 правильный отвеет – 1 балл.
“Лот” представляет собой 10 вопросов, на которые нужно дать односложный ответ “да” или “нет”. Первый “купец” читает вопросы “лота”, члены “акционерных обществ” при ответе “да” - поднимают руки, при ответе “нет” - не поднимают. Учет количества поднятых рук по каждому вопросы ведут заранее подготовленных первым “купцом” карточках.
1. Этанол относится к классу спиртов
2. Характерный запах плодам растений придают сложные эфиры.
3. Жиры относятся к классу карбоновых кислот.
4. Реакция этерификации приводит к образованию спирта.
5. В состав жидкого жира входят непредельные карбоновые кислоты.
6. Функциональная группа карбоновых кислот называется карбоксильной.
7. При окислении альдегида образуется карбоновая кислота.
8. в состав жиров входит трехатомный спирт глицерин.
9 Реакция взаимодействия жира со щелочью в воде называется омылением.
10. Муравьиную кислоту в медицине называют нашатырным спиртом.
Подсчет количества правильных ответов и среднего балла по собранным карточкам осуществляет первый купец и сведения передает “банкиру” для сводной таблицы
ЛОТ — 2. Зубная паста
Второй “купец” представляет задания. Время на подготовку ответов - 3 минут; максимальная оценка — 2 балла. За правильное дополнение или исправление другое общество может получить поощрение в виду 1 балла.
Задание акционерным обществам.
1) К какому классу относится данное соединение?
2) Как оно называется?
Оценку ответов производит второй “купец” и передает “банкиру” для заполнения сводной таблицы.
ЛОТ — 3. Дезодоранты
Готовит и представляет первый “купец”. Время на обсуждение 5 минут. Максимальное количество баллов — 3.
Задания для акционерных обществ.
Назовите классы перечисленных соединений и запишите их формулы:
1) глицерин;
2) формальдегид.
За правильное дополнение или исправление другое “акционерное общество” получает поощрение — 1 балл. Первый “купец” оценивает ответы и результаты, а затем передает “банкиру” для сводной таблицы.
ЛОТ — 4. Лак для ногтей
Готовит второй “купец”. Время на обсуждение 5 минут. Максимальное количество баллов — 3.
Задания для акционерных обществ. Назовите классы и общие физические и химические свойства данных веществ, на которых основано их применение:
1) амиловый эфир уксусной кислоты
2) ацетон
ЛОТ — 5. Чёрный ящик
“Акционерным обществам” необходимо по описанию, сделанному первым “купцом”, определить, что находиться в “черном ящике”.
Зевс поручил сыну троянского царя Парису рассудить между собой богинь Геру, Афину и Афродиту, спорящих о том, кто является первой красавицей на Олимпе. Призом стало яблоко, которое в итоге Парис вручил Афродите. Однако вскоре разгорелся скандал: победительницу уличили в жульничестве. Какое косметическое средство применила Афродита? Время на обдумывание — 5 минуты. “Акционерное общество”, первым угадавшее содержание, получает 4 балла, остальные — 0.
ЛОТ — 6. Кроссворд
Расшифровка кроссворда. Максимальное количество баллов – 9. Представляет второй “купец”. По истечению 8 минут “купец” объявляет результаты.
Ведущий объявляет, что все “товары” проданы, аукцион закрывается. “Банкир” заканчивает подсчет баллов и объявляет результаты аукциона. Сводная итоговая таблица результатов аукциона позволяет преподавателю провести анализ усвоения темы.
По вертикали:
1. Перевод греческого слова . Органическое кислородсодержащее соединение.
2. Получение сложных эфиров из кислот и спиртов. Реакция обратима.
3. Жаропонижающее и болеутоляющее средство – ацетилсалициловая кислота.
4. Обменная реакция между веществами и водой с образованием различных соединений (кислот, оснований и др.).
5. Эфиры, которые получают методом этерификации, т.е. при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами.
6. Агрегатное состояние жиров, главная составная часть которых непредельные кислоты, определяющие такое их состояние за счет наличия двойных связей в углеводородных радикалах.
7. Реакция присоединения молекулярного водорода к органическим соединениям в присутствии катализаторов.
8. Французский химик и государственный деятель, автор многочисленных работ по органической химии, термохимии, агрохимии, истории химии и др. Синтезировал огромное число органических соединений, среди которых метан, этилен, ацетилен, бензол, нафталин, фенол, этиловый спирт, муравьиная кислота, аналоги природных жиров и др.
9. Органические соединения, полные сложные эфиры глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот. Бывают растительного и животного происхождения. Наряду с углеводами и белками входят в состав клеток всех растений и животных. В организме они являются основными источниками энергии.