Решение труднейших задач ЕГЭ по математике

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (564 кБ)


Цель. Осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению в заданиях высокого уровня сложности – в заданиях с параметром (графический подход решения).

Задачи:

  • Учиться умениям применять известные знания и навыки в новых условиях – решении заданий высокого уровня сложности, заданий с параметром.
  • Воспитывать интерес и потребности изучения предмета, готовность к самосовершенствованию, уверенность на ЕГЭ.
  • Развивать умения и навыки анализировать, сравнивать, обобщать и предлагать пути решения.

Оборудование и материалы для урока: медиапроектор, экран, компьютер, обучающая презентация по теме в расчёте на ученика. Примеры заданий подобраны из пробных, досрочных вариантов и реального ЕГЭ 2012 и предыдущих лет.

Предлагается авторский графический подход к решению заданий с параметром, с применением эффектов анимации.

Мотив выбора темы и условий предъявления материала:

Низкий уровень успешности выпускников на ЕГЭ при выполнении заданий С5 – 2% получают 3-4 балла. Ученики, практически не владеют умениями и навыками преобразования графика функции в зависимости от компонентов действий в формуле функции. В целом, не понимают сущности модуля. Не узнают известных знаний в новых условиях. Затрудняются в установлении проблем, анализе ситуации, возможных взаимных расположений графиков от значений параметра.

Авторский электронный информационно-обучающий ресурс:

Среда – MS Office Word, PowerPoint 2007

Вид ресурса – обучающая презентация решению заданий высокого уровня сложности уровня.

Структура ресурса:

Один-два слайда посвящены решению одной задачи. Порции материала на каждом из слайдов направлены на достижение конечного результата обучения.
Для работы с ресурсом не требуется специальной подготовки. Слайд вызывается щелчком левой клавишей мыши «Показ слайдов», «С начала» или «С текущего слайда» и не ограничен во времени.
Внутри слайда – порции материала, тоже направлены на конечный результат урока, определённый целями и задачами. Также не ограничены во времени, вызываются щелчком левой клавишей мыши, что даёт возможности восприятия и осмысления увиденного, чтобы предположить дальнейший шаг решения. Рекомендуется, прежде чем «кликать» следующий шаг решения, предположить свои суждения и выводы, после этого просмотреть.
Анимации направлена, в первую очередь, на ученика – в том числе на самостоятельную работу и в домашних условиях, условиях свободного выбора времени и объёма материала.
Ресурс поможет учителю в обучении и подготовке к ЕГЭ в учебном процессе и целевых занятиях по подготовке к ЕГЭ. Повышенная активность достигается тем, что созданы условия для успешного решения заданий повышенного уровня сложности на ЕГЭ.
Разумеется – это занятие для учащихся, нацеленных на достижение высокого результата на ЕГЭ, скорее всего групповое занятие, не исключающее право участия любого желающего.
Приёмы решения и эффекты анимации авторские.

ХОД УРОКА

Слайд №

Этапы занятия

Содержание

Примечание

1

1

Организация начала занятия

Титульный слайд, инструкция работы с материалом.

Сообщение темы и цели занятия. Краткая беседа – помните, сколько бы вы не рассматривали красивых и вам понятных решений, решать не научитесь, пока не проделаете это самостоятельно. Настрой на деловой ритм.
2

2

Актуализация опорных знаний и умений Опорные, уже известные знания, которые надо увидеть в новых условиях и суметь применить. Вид уравнения, его график
1 мин.
 

3

  Преобразования графика функции – алгоритм, материал, крайне нужный, при решении заданий С5, пусть и не все пункты алгоритма.
Построение графика от исходной, в зависимости от компонента действия в формуле функции.
3 минуты непрерывной анимации. Эвристическая беседа – показ.
Практический приём обоснования с помощью вопроса на конкретных числах, что помогает сориентироваться в преобразовании графика. Например, «допустим – при х = 6 функция принимает значение 2. При каком значении х, то же значение принимает новая функция?»
3

4, 5

Задание 1

(краткий пример диалога мыслей)

Сначала, предлагается высказаться ученикам – как бы простроить ход решения.
Моменты: модуль меньше числа…
– от двойного неравенства…
– выразив х, получили линейные функции (прямые сплошные)…

Окружность. Внимание к координатам центра (изюминка задачи).
Вывод о единственности решения
Координаты точек касания

Определение а – точки лежат на окружности...

К двойному неравенству.
К системе.
Штриховка под (над) прямой – полоса.

Центр лежит на прямой у = 2х
Касание. Пересечение прямых
Подстановка, ответ

4 6 Задание 2

(положения прямой с параметром по отношению к ромбу – выход на ответ)

Очевидно, в условии линейные функции.
В первом уравнении можно освободиться от модуля, перебирая знаки выражений под модулями.
Построить прямые
Во 2-м уравнении, выразив у, – линейная функция – прямая.
Положение прямой зависит от а.
Выбрать ситуации, когда эта прямая пересекает 2 стороны ромба
Можно записать по определению.
модуля
Вывод: область ограниченная
прямыми – ромб
Момент исследования, решение.
5 7,8 Задание 3

(диалог краткого обсуждения)

Правильно, по определению, уйти от модулей – уравнения двух «хороших» окружностей – строим их.
Второе уравнение – окружность с заданным центром.
Единственное решение в точке касания окружностей.
6 9 Задание 4 Здесь главное – оценив 1-е уравнение, заметить, что можно его привести к уравнению окружности.
Далее, идеи ситуации с графиками и единственности решения уже знакомы.
Можно предложить
самостоятельно решить дама, показав слайд.
7 10 Задание 5

Из варианта ЕГЭ 2012 в Кузбассе

Графики:
– гипербола на данном промежутке
– «уголок» полученный прямыми, применив определение модуля, величина которого зависит от а,
– положение «уголка» на наличие более двух корней – левый луч касается гиперболы, правый пересекает гиперболу.
По точкам
Идея:
от равенства функций ––> к равенству производных

Х точка касания

8 11,12 Задание 6

«Участвует» квадратный трёхчлен

1.Применив определение модуля, получим 2 двойных неравенства: на ОХ пять промежутков – в системе координат пять областей!
2. Выделив полный квадрат – координаты вершины параболы.
3. Возможные положения параболы относительно каждой из областей.
4.Записать 5 случаев,отвечающих
условию.

Решение систем для домашней работы предложить (с ответом).

Делаем чертёж.

Ветви вверх

у > 6 – пять случаев.

Слайд 12 для сверки систем.

9 13 Задание 7
(квадратичная и «линейная» функции, модули)
1. Построение параболы – приём по «основным» точкам. График модуля функции.
2. График линейной функции с модулем – «уголок», «лучи уголка»
3. Возможные случаи положения «уголка» относительно графика – модуля квадратичной функции, отвечающие условию – 3корня.
4. Облегчает решение – приём касательной и производной.
Как построить график модуля функции по её графику?

Прямая перемещения вершины «уголка»!!!

10 14,15 Задание 8

(окружность и линейная функция с модулем)

1. График уравнения окружности
2. График линейной функции с модулем – «уголок», вершина которого перемещается по прямой у = 1.
3. Возможные случаи:
– один из «лучей уголка» касается окружности, другой пересекает;
– вершина «уголка» в точке касания окружности и у = 1
4. Приём введения переменной – координаты точек выражаем – в уравнение окружности подставляем
Центр, радиус.

Навык уже достаточный.

Два случая

Точки лежат на окружности.

11 16 Задания для домашней работы
12 17 Консультация по домашнему заданию. Просмотр анимации чертежей к заданиям (анимации к задаче непрерывны) – «графические указания»