Тема урока: "Неклеточные формы жизни: вирусы"

Разделы: Биология


Цель урока: (Презентация, слайд 2).

ХОД УРОКА.

I. Изучение нового материала

На доске эпиграф урока: «Вирусы – это «плохие новости в упаковке из белка». П.Медавар.

1. Определение вирусов (рассказ учителя).

Вирусы, мельчайшие на Земле организмы, резко отличаются от других форм живого, так как не имеют клеточного строения. Их размеры от 20 до 30 нм, поэтому они легко могут проходить через любые фильтры.

2. Историческая справка.

Заболевание растений, животных и человека, вирусная природа которых в настоящее время установлена, в течение  многих столетий наносила огромный вред здоровью человека и значительный ущерб хозяйству. Все попытки узнать причину возникновения этих заболеваний и обнаружить их возбудителя оставались безуспешными.
Существования вирусов было доказано в 1892 году русским ботаником Д.И. Ивановским (слайд 3).

3. Строение вирусов (слайд  4).

Рассказ учителя:

а. Генетический материал вируса (ДНК или РНК).
б. Капсид – белковая оболочка НК.(запись в  тетради учащимися).

4. Размножение вирусов  (с использованием слайдов под № 5,6,7,8).

Рассказ учителя:

А) Проникновение вируса в клетку предшествует связывания его с белком-рецептором, находящимся на поверхности клетки-хозяина. Проникает внутрь целиком (путём эндоцитоза) или с помощью специальных приспособлений вводит в клетку свою НК.

Б) Размножение вируса выражается в редупликации вирусного генома с помощью соответствующих ферментов, закодированных в нём.

В) Синтез вирусных белков и самосборка капсида.

Г) Вновь образовавшиеся вирусные частицы покидают клетку.

5. Вирусы как возбудители болезней – слайды 9-13.

А) Рассказ учителя

Б) Заслушивание сообщения о ВИЧ. (слайд 14) (вирус иммунодефицита человека).

В) Знакомство  с жизненным циклом ВИЧ.

По рис. 45 к п.2.11 стр. 82 (самостоятельно). Составить схему.

II. Закрепление изученного материала

Итак, вернёмся к эпиграфу нашего урока: «Вирусы – это «плохие новости в упаковке из белка»? Вы с этим согласны?
Отвечает ученик: Согласен. Попавшие в клетку вирусы, действительно «плохие новости» для клетки, так как все процессы при этом нарушаются и клетка гибнет.
В чём отличие вируса от клетки?
Отвечает ученик:

а) вирус никогда не размножается вне клетки хозяина;
б) вирусы имеют только один тип НК (ДНК или РНК).
в) вирусы никогда не размножаются делением.

Тест. Согласны ли Вы с утверждением, если да, то +, если нет, то –.

  1. Вирусы – это мельчайшие живые организмы.
  2. Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.
  3. Вирусы – это неклеточные формы жизни.
  4. Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.
  5. Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.
  6. Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.
  7. Вирус СПИДа, попав в организм, постепенно убивает все его клетки.

III. Задание на дом:

Индивидуальное домашнее задание. Спрогнозируйте результаты деятельности вирусов в живых организмах.

  1. Вирусы внедряются в наследственный материал многоклеточных организмов – последствия?
  2. Вирусы, переходя от клетки к клетке, могут переносить гены между клетками одних и тех же или разных организмов – последствия?

Это мы обсудим на следующем уроке, приступив к изучению организменного уровня организации живых систем.