Тема урока: "Грибы". 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Цели урока.

Образовательные

  • Познакомить учащихся с царством грибов, отличительными особенностями и характерными признаками, их строением, питанием, размножением.
  • Дать сравнительную характеристику грибов с растениями и животными, отличать съедобные грибы от ядовитых.

Развивающие

  • Продолжить развивать умения проводить наблюдения, использовать рисунки и текст учебника, работать с дополнительным материалом).
  • Развивать навыки научно-исследовательской работы.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому на земле.

Оборудование: компьютер, презентация, задание тесты и чайнворды на столы (приложения), сообщения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

Внимание загадки:

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает повезло. (Гриб)

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой. (Гриб). (Слайд 2)

Итак, сегодня на уроке мы действительно будем изучать грибы. А теперь вопрос.

Проблемный вопрос: Что объединяет порошок в пузырьке (учитель показывает флакон с пенициллином) и обычный гриб (показать шампиньон). В конце урока попытайтесь дать ответ на этот вопрос.

Запишем тему урока. (Слайд 1)

Задачи урока. (Слайд 3)

Учитель: Ребята, чтобы изучить грибы, куда мы должны направиться? (В лес или на луг) (Cлайд 5)

Итак, мы в лесу. Опишите мне лес и его природу, микроклимат. (Выслушивает версии ребят). Тихо здесь, сумрачно. Но вы остановитесь, приглядитесь внимательно: кругом кипит жизнь. Посидите, какое-то время тихо, прислушайтесь и лес начнет открывать вам свои тайны.

Есть в народе такая примета: нарядились опушки в желто-фиолетовый цвет, зацветет иван-да-марья, отправляйся в лес за грибами.

Правда, в это время грибов немного. Они появятся позже, когда окутает лес туман. Тихой охотой прозвали сбор грибов. Ходит человек по лесу, разыскивает грибы и постигает постепенно его красоту, его жизнь, его тайны. Каких только не встретишь в природе грибов?!

Слайд 4 (видеофрагмент). И это ребята всё грибы!

Сообщение №1 (ученик): Наука о грибах – микология. Греческое слово “микес” – гриб. Родоначальник микологии – немецкий биолог Генрих Антон де Барии.

Слайд 6. До 18 века наука развивалась медленно, она долго не могла объяснить тайны грибного мира. Поэтому о грибах сочиняли самые невероятные вымыслы и небылицы.

“Микологами”, ребята, называют специалистов, которые изучают грибы. Но таких узких специалистов в нашей стране не очень много. А вот любителей побродить по лесу с лукошком много, больше, чем охотников и рыболовов. Знайте об этом, друзья!

Учитель: Грибы известны людям давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. И на Руси грибы были не только на столе крестьянина, подавались они и на царский стол. А что же такое гриб? (выслушивает версии)

К какому царству мы его отнесем? (Слайд 7)

И почему их относят к отдельному царству? (Слайд 8)

В результате беседы учащиеся делают вывод, что они несут в себе признаки растений, животных и свои собственные. (Слайд 9)

Перечисленные признаки проецируются на доску, а учащиеся записывают их в тетради.

Работа класса со слайдом 10. Запись в тетрадь

Признаки растений:

  • наличие хорошо выраженной клеточной стенки,
  • подвижность в вегетативном состоянии,
  • размножение спорами,
  • неограниченный рост,
  • поглощение пищи путем осмоса.

Признаки животных:

  • гетеротрофность,
  • наличие в клеточной стенке хитина,
  • отсутствие в клетке пластид и фотосинтезирующих пигментов,
  • накапливание гликогена как запасного вещества,
  • образование и выделение продукта жизнедеятельности – мочевины.

Учитель: А теперь внимание на слайде 11.

Ребята объясняют учителю, что значит эта схема. Таким образом, они узнают, что грибы по строению бывают многообразны.

Ребята знакомятся с одноклеточными грибами дрожжами. (Слайды 12-16)

Учитель: Каким получился бы хлеб без дрожжей? Почему?

Ребята познакомимся с одноклеточными плесневыми грибами. (Слайды 17-21)

(Запись в тетрадь названия и особенности плесневых грибов).

Учитель: Внимание видеофрагмент. (Слайд 22). Внимательно посмотрим этот ролик и ответим на вопрос “Что делают из пеницилла? Для чего это необходимо?”.

Сообщение №2 (рассказывает ученик).

В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено миллионы раненых и больных. Первый антибиотик был открыт в 1928 г. А. Флемингом, а десять лет спустя Г. Флори и его коллеги из Оксфордского университета выделили чистый пенициллин, производство которого было развернуто в США во время второй мировой войны. В 1945 г. Г. Флори, А. Флемингу и Э. Чейну была присуждена Нобелевская премия за открытие пенициллина и выделение его в чистом виде. Некоторые пенициллы придают специфический запах и вкус некоторым сортам сыра. Именно им человечество обязано двумя превосходными сырами – рокфором и камамбером.

Слайд 24

Учитель: Используя учебник ответим на вопросы.

Учитель: А какие еще грибы кроме пеницилла можно отнести к одноклеточным? (Слайд 11)

Правильно! Это шляпочные грибы!

А почему их называют шляпочными?

(Слайд 25)

Идет беседа по слайду.

Учащиеся записывают в тетрадь что включает в себя плодовое тело, что такое мицелий.

Сообщение №3.

Ученик: Мицелий шляпочных грибов может пронизывать довольно значительные объемы субстрата. В относительно однородном субстрате, например на полянах или лугах, он растет равномерно по всем направлениям и отмирает в центре. В результате возникают круги мицелия диаметром иногда до 30 м, обнаруживающиеся по кольцам надземных плодовых тел. Такие круги получили в народе название ведьминых колец.

Внимательно смотрим видеофрагмент. (Слайд 26)

Учитель: Какие названия грибов прозвучали в видеофрагменте?

Работа со слайдом 26

Внимательно смотрим видеофрагмент. (Слайд 28)

- Что такое микориза? (Запись в тетрадь). Слайд 29

Слайд 30. Подтверждает наши знания.

Учитель: Проведем закрепление слайд 31 поработать с разными вариантами.

Учитель: А как же питаются грибы? (Выслушиваем версии)

Слайд 32 беседа и в подтверждении видеофрагмент слайд 33 грибы хищники.

Учитель: А теперь познакомимся с грибами паразитами.

- Какие организмы мы называем паразитами? Слайды 34-36

Сообщение №4.

Ученик: Употребление в пищу муки, засоренной спорыньей, вызывает у человека тяжелое отравление-эрготизм “антонов огонь”. Вместе с этим алкалоиды спорыньи широко применяются в современной медицине для лечения сердечно-сосудистых, нервных и других заболеваний. Особенно эффективны они в акушерско-гинекологической практике, где спорынья применялась с XV века.

Сообщение (ученик): Трутовик назван так, потому что когда-то его использовали как сухой трут для зажигания. Грибы-денежки – потому что они мелкие. Но еще не все названия грибов легко объяснимы. Они ждут своих разгадок.

Запись в тетрадь что такое микозы.

Внимательно смотрим видеофрагмент. (Слайд 37)

- Как можно заразиться грибами паразитами? (Учитель выслушивает ответы)

Учитель: Проверим ребята как внимательно вы слушали данный материал? (Слайд 38)

Учитель: Ребята, чего еще мы о грибах не знаем? Конечно, мы не знаем, как они размножаются! (Слайд 39)

Видеофрагмент о размножении грибов половым способом. (Слайд 40)

Далее ребята знакомятся с грибами ядовитыми и двойниками.

Сообщение (ученик): Рассказ мухомора. Я, мухомор, все вы меня знаете. А знаете ли вы, откуда идут названия грибов. Многие грибы названы по имени тех деревьев, где они растут: подберезовик, подосиновик. Иногда имеют названия по сходству с предметами: зонтик, поплавок. По сходству с животными: лисичка, свинушка; с овощами: грибная капуста; по окраске – зеленушка, чернушка; по вкусу – горькушка, перечный; по запаху – чесночник; по месту роста – навозник, приболотник; по способу роста – рядовка, вешенка; по форме – толстушка, головач; по времени роста – опенок летний, осенний.

Работа с приложением №3.

IV. Закрепление.

1. Слайд 29. Что изображено на рисунках? Назовите функцию этих органов.

2. Слайд 30. Проверь себя. (Слайд 31 ответы)

3. Реши кроссворды лежащие на столах. (Приложение 3)

V. Домашнее задание. (Слайд 32)

1. Параграф 23, 24, стр.103-104.

2. Творческое задание:

А) Составить синквейн “Царство грибов”.

Б) Подготовить сообщение “Интересные факты о грибах”.

Используемая литература:

  1. Н.Ф.Бодрова. Изучение курса “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”. Изд. “Воронеж”, 2002 г.
  2. Интернет-ресурсы см. в презентации.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3