Роль игры на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно-урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность – одна из основных причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться «через не хочу», естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Но не ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, где задания примитивны, отсутствие степеней свободы в решении; присутствует явная искусственность и т.п.

Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, использовать нетрадиционные и активные методы обучения. В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основных группы:

  • методы организации учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля.

Мы в своей работе остановимся на второй группе, т.к. к этим методам относятся познавательные, дидактические, интеллектуальные и др. игры.

Целью нашей статьи является исследование использования игр на уроках английского языка.

Давайте разберем, что же значит понятие «игры» на уроке английского языка и поговорим о роли и значение, например, дидактической игры.

Дидактическая игра – игра, предназначенная для обучения.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую. Это повышает его умственную активность.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

  1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
  2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
  3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие:

  1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
  2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
  3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Давайте перейдем к рассмотрению видов дидактических игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчетливее выступают одни признаки, в других – иные.

Четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения, т.е, игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Иногда игры соотносят с материалом:

  1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
  2. Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
  3. Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Можно группировать игры и так:

  1. игры-путешествия;
  2. игры-поручения;
  3. игры-предположения;
  4. игры-загадки;
  5. игры беседы.
  1. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
  2. Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
  3. Игры предположения. «Что было бы….? или «Чтобы я сделал…? И др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
  4. Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
  5. Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общения учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задачи.

Еще одна классификация предлагает выделить следующие виды дидактических игр:

  1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
  2. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Примерами игр могут быть следующие инсценировки: «За обеденным столом», «На приеме у окулиста».
  3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

  1. Каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
  2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
  3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизирует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Играя, учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки.

Знания, накопленные механически мертвы, т.е. их нельзя использовать в новых условиях, например в творческой деятельности. Только опыт, благоприятно влияет на получение новых знаний и развивает самостоятельное мышление. Игры могут побуждать учащихся высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Т.о. ролевая игра способствует развитию творческого мышления.

Существует несколько психологических принципов стимулирования творческого поведения учащихся во время игры. Необходимо доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера в классе. Учителю следует подавать пример творческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний, поощрять оригинальные замыслы. Задавая вопросы и направляя ход мысли школьников учитель контролирует их активность и способствует творческому решению возникающих проблем. Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников.

Для чего нужна дидактическая игра? Она необходима для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности, для развития познавательных процессов. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения.

Интеллектуальные игры могут быть полезны подросткам, испытывающим трудности в обучении. Эти игры могут помочь:

  • активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;
  • дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
  • укрепить дружеские отношения в классе.

Игра одновременно преследует три цели: воспитательную игровую и учебную. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры.

Играть в серьез не просто. Вопросов возникает масса. Как играть, чтобы не сорвать урок? Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на уроках:

  • учебные;
  • комбинаторные;
  • аналитические;
  • ассоциативные;
  • контекстные.

Стоит отметить, что любая игра будет эффективнее, если играть открыто. Процесс обсуждения игры – прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой порой так не хватает ребятам.

Полностью текст статьи приведен в Приложении.