Методический аспект воспитывающей деятельности (детское творческое объединение "Ребята-оригамята")

Разделы: Внеклассная работа


Обучение не есть ценность, а есть средство воспитания!

Актуальность.

В настоящее время перед нашим обществом стоит цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, умения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас, ввиду очень быстрых научно-технических, культурных, бытовых изменений, воспитательная деятельность должна быть ориентирована на подготовку детей самостоятельно действовать и принимать решения в любых условиях. В педагогике это будет курс на сотрудничество, в психологии требование понимания, в воспитании целенаправленный процесс управления развитием детей.

Философские идеи о безграничности личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст значительно расширяют и углубляют педагогическое понимание природы ребенка и взрослого, открывая новые подходы в образовании, в деятельности педагога, смысл которого все яснее видится как Созидание Человека (развитие уникальности, неповторимости каждого ребенка – воспитание творческой индивидуальности).

Каждый человек – есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально, сохраняя и развивая природные задатки.

В. А. Сухомлинский: “Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности”.

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.

В статье “Всех начал начало”, народный учитель Галина Данилова пишет: “В детстве особенно важно воспитание чувств”. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку.

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры.

К.Д.Ушинский считал, что чем моложе ребенок, тем больше его восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то, что в детстве заложено, то крайне трудно разрушить. Такого же мнения придерживались Л.Н.Толстой и выдающийся советский педагог А.С.Макаренко. Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат.

Концептуальные основы воспитания.

Концепция воспитательной деятельности рассматривает:

  • воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии, а
  • воспитательную деятельность как совокупность усилий педагога, осознанно предпринимаемых для решения конкретных задач созидания человека.

Концепция воспитания учитывает потребности, интересы, пожелания учеников и их родителей.

Воспитательная деятельность основывается на базе творческого освоения современных направлений, форм и технологий воспитания, а также на обращении к опыту прошлых лет, сохранившему интересные, продуктивные варианты организации воспитательной деятельности.

Большое внимание необходимо уделять развитию гуманных, нравственных и эстетических чувств человека.

Обучить творчеству нельзя; но это вовсе не значит, что педагогу нельзя содействовать его проявлению и развитию.

Путь к новой модели воспитания лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функции и роли педагога-воспитателя.

Роль педагога-воспитателя в воспитательной деятельности.

Воспитательная деятельность на принципах гуманистической педагогики основывается на деятельности педагогов-воспитателей. Педагог должен обладать такими качествами, как: профессионализм, гуманизм, общая культура и креативность.

Важнейшими условиями повышения эффективности работы педагога являются:

  • диагностическая основа всех видов управляющей деятельности;
  • организация методической работы педагогов-воспитателей;
  • формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
  • разработка различных видов мотивации;
  • оперативный и эффективный контроль.

Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка.

Различные формы массовой работы детского объединения

дополнительного образования

Образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь “текущим” учебным процессом, т.к. это может вызвать снижение интереса детей к занятиям в детском объединении, и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы, в том числе и воспитательной.

Именно совместная деятельность педагога и детей вне занятий содержит в себе значительный воспитательный потенциал.

Педагогу необходимо активно и продуманно использовать различные формы массовой работы с воспитанниками детского объединения. Это позволит:

  • создать “ситуацию успеха” для каждого ребенка;
  • показать результаты учебной работы;
  • создать условия для сплочения коллектива;
  • формировать у детей стремление радовать окружающих;
  • расширить границы учебного процесса.

Наиболее распространенными формами массовой работы в системе дополнительного образования детей являются: выставки, концерты, клубные дни и состязательные мероприятия, такие как соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.

Результат воспитания.

Категория “результат воспитания”. В русском языке под результатом понимается не только “то, что получено в завершении какой-нибудь деятельности, работы, итог”, но и “показатель мастерства” (Ожегов С.И.). Таким образом, в отношении воспитательной деятельности категория результата, очевидно, связана с категорией качества.

Отличие воспитания от других педагогических процессов в его ориентации на качественное преобразование воспитанника (как, впрочем, и самого воспитателя). Можно считать результативностью воспитательной деятельности прежде всего достижение такого качества организации деятельности воспитанников, которое обеспечивает возможность их ценностно-значимых личностных проявлений и обогащение их личного опыта жизненно необходимым содержанием. Результатом воспитания является саморазвитие жизненной (или мировоззренческой) позиции не только воспитанника, но и самого педагога.

Показатели результата воспитания. “Результаты воспитательной деятельности” включают три аспекта потенциальных ее результатов (два из которых со всей очевидностью поддаются непосредственному наблюдению, а выявление третьего предполагает приложение специальных, дополнительных усилий самого педагога или лица, оценивающего эти результаты):

  • “организационные” результаты, под которыми понимается качество организации педагогом, как правило, совместной деятельности воспитанников, обеспечивающее возможности разностороннего их личностного проявления (т.е. проявления и развития позитивных личностных качеств) и обогащение личного опыта социально и личностно значимым содержанием;
  • практические или “жизненно практические” результаты, а именно: реальные достижения воспитанников в различных конкретных видах деятельности (познавательной, художественно-эстетической, социально-творческой и др.);
  • положительная динамика проявлений позитивных личностных свойств или отрицательная динамика негативных проявлений воспитанников в специально организуемом воспитательном процессе (а не достигнутый уровень сформированности тех или иных свойств или качеств личности).

Высокой результативности возможно достичь при соответствующей профессиональной подготовке педагога – это воспитательная позиция, подкрепленная развитием профессионально ценных свойств личности. Эта позиция находит свое выражение в воспитательном качестве организуемого педагогом педагогического процесса. А косвенным и опосредованным результатом профессиональной подготовки педагога является степень влияния организуемого им педагогического процесса на преобразование участвующих в ней субъектов, фиксируемая в динамике проявлений личностных свойств. Оценка и коррекция хода педагогического процесса осуществляются на основе того, насколько успешным оказывается запланированное движение ребенка.

Результат воспитательной деятельности достигается на основе компетентностного подхода при погружении ребенка в соответствующую среду по логической цепочке воспитательного процесса: “ситуация – деятельность – опыт – позиция”.

Воспитательная деятельность в детском творческом объединении.

Основные идеи идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирование воспитательного развивающего пространства.

Цель воспитательной работы: воспитание социально-активной и деятельной личности, испытывающей потребность учиться, анализирующей и творящей.

Задачи:

  • воспитание самосознания и воли,
  • воспитание познавательного интереса к традициям международной культуры;
  • создание условий для творческой самореализации и самоопределения личности;
  • воспитание сочетания личного и коллективного в восприятии и деятельности;
  • воспитание нравственно-моральных качеств и этических норм (сопереживание, совесть, желания и обязанности).

На занятиях, экскурсиях, выставках, концертах, праздниках, в походах при знакомстве с историей и культурой своей и других стан и общении с единомышленниками, происходит активное приобретение эстетического, этического, духовного и делового опыта жизни. Социальная адаптация детей происходит с личным творческим самовыражением и социальным самоопределением. В воспитательных целях постоянно поощряются доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Участие педагога во всех массовых мероприятиях – важная задача – это должно быть сотрудничество и сотворчество! Помощь детям в любой деятельности дозированная и стимулирующая (“зона ближайшего развития”!). Другими словами – воспитательное партнёрство.

Приоритетные направления в воспитании.

  • Нравственно-эстетическое воспитание;
  • Формирование общей культуры;
  • Воспитание творческой индивидуальности;
  • Коммуникативное воспитание в коллективе.

Основные направления содержания воспитательной работы:

  • обеспечение интеллектуального, эстетического, нравственного и культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;
  • развитие творческих способностей и творческой инициативы учащихся (работа с одаренными учащимися);
  • развитие коллективно-творческой деятельности.

Задачи коллективной деятельности учащихся:

  • деятельность должна носить развивающий и воспитывающий характер;
  • создание комфортной и творческой атмосферы;
  • развитие сотрудничества с другими коллективами и организациями.
  • Коллективная деятельность осуществляется по двум направлениям:
  • внутри коллектива – подготовка к мероприятиям выставкам, конкурсам, фестивалям, концертам и т.п.;
  • за его пределами – участие в различных выставках, конкурсах, фестивалях, концертах и т.п.

Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности – творческое отношение к общественному делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям (воспитывается умение подчинять свои интересы общим).

Организация учебно-воспитательного процесса

В объединениях должны проводиться:

  • разноуровневые и разноплановые диагностические исследования: первичная диагностика, для определения ребенка в группу (диагностика в начале каждого года); рассредоточенная, рубежная и итоговая аттестация учащихся;
  • разноуровневые и разноплановые занятия по группам;
  • должен поддерживаться информационный обмен – взаимодействие с коллективами московских единомышленников по профилю; использование телекоммуникации (InterNet и E-mail) и участии в совместных мероприятиях. Отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что управление процессом воспитания (в том числе и обучения), осуществляется как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в “зону ближайшего развития”. Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными “сотоварищами”, а уж затем и вполне самостоятельно.

Результативность учебно-воспитательного процесса

Результатом обучения, развития и воспитания учащихся должно стать:

  • освоение знаний и овладение навыками по профилю обучения;
  • динамика способностей и поведенческо-эмоциональной сферы;
  • участие в коллективных мероприятиях.

Результатом развития и воспитания должны стать:

  • Тренированность личностной и коллективной основ характера детей. Это можно наблюдать на сочетании индивидуально выполняемых детьми работ или выступлений и коллективно выполняемых ими работ или выступлений (нравственные и идеологические проявления при этом должны соответствовать возрасту детей);
  • Тренированность психологической и физиологической основы организма детей (эмоциональные и логические проявления при этом должны соответствовать возрасту детей);
  • Тренированность целенаправленной, деятельностной и жизнестойкостной воли детей. Это можно наблюдать при решении посильных задач и преодолении детьми трудностей.
  • Поведение в жизненных ситуациях должны соответствовать возрасту детей и являться “выходом на социальную адаптацию”;
  • Анализ личных и коллективных успехов детей в итоге состязательности в таких мероприятиях, как выставки, викторины, олимпиады и конкурсы, концерты, спектакли и праздники, по полученным благодарностям и грамотам, по полученным званиям лауреатов и дипломантов, успеваемость тех же детей, но в системе основного образования.

Такой подход позволяет вести количественную и качественную оценку результатов образовательного процесса, как для отдельных учащихся, так и для коллектива.

В образовательном процессе происходит не только реализация потенциальных возможностей детей, но также взаимосвязанное совершенствование педагога.

Мониторинг учебно-воспитательного процесса в объединении.

Так как главной целью деятельности учреждения дополнительного образования является развитие личности ребёнка, представляется обоснованным считать уровни этого развития одним из основных факторов образовательного мониторинга. В качестве показателей уровня развития и воспитания используются:

  • развитость интересов и познавательная активность в различных видах деятельности;
  • стремление к творческим решениям и умение вносить творчество в различные виды деятельности (творческий стиль);
  • самостоятельность в оценке реальных ситуаций и выборе адекватных им способов деятельности;
  • адекватность самооценки, что предполагает осознание своих недостатков, понимание пределов своих возможностей и поиска путей их расширения.

Диагностика воспитанника включает в себя уровни развития, образования и воспитания, согласно трем задачам образования:

Образование – начальные информированность и навыки; далее – знания, мастерство (в процессе и итоге).

Развитие – задатки (способности); далее – развитие (динамика) задатков (способностей).

Воспитание – поведенческо-эмоциональная сфера, далее – динамика.

Одной из важнейших составляющих успешного развития интеллектуальных и творческих способностей детей является адекватная самооценка. Необходимо проводить экспресс-диагностику самооценки детей при приеме и в процессе обучения (по специальной методике).

Формы фиксации результатов.

Цель – систематизировать и наглядно оформить наблюдения педагога и диагностические данные об учащихся, а также научно организовать учебно-воспитательную деятельность.

При диагностике учащихся с помощью тестов дети или выполняют задания на бланках-заданиях (дорисовывают, обозначают, нумеруют …) или отмечают ответы в бланках, которые проверяются по ключам.

Результаты наблюдений, тестирования и выполнения заданий (творческих) фиксируются в Карточках динамики индивидуальной характеристики учащегося в течение учебного года (авторская разработка Опаричевой С.В.). Таким способом оформляются следующие характеристики: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, а также поведенческие характеристики.

Оценивать следует по пяти уровням (нормой считается третий – 0), а нехватку качества отмечать двумя нижними ступенями, а избыток двумя верхними уровнями. В течение года непрерывно строится график динамики наблюдаемой характеристики (графики А, Б и В). Кроме этого возможен учет такого явления как начало занятий некоторых детей со смещением (не с начала учебного года, график В). Представление результатов наглядно и информативно (Рисунок 1).

Результаты исследования творческих характеристик регистрируются в специальных оценочных листах.

Отслеживанию и корректировке подлежат также и поведенческие характеристики ребенка: уровни конфликтности и тип сотрудничества.

На фотографиях можно видеть детей при подготовке к выставке (Рисунок 2), около выставки (Рисунок 3) и на конкурсе (Рисунок 4).

Заключение.

Воспитанию в современных детях самостоятельного мышления, творчества и активности способствует обучение детей в объединениях различных профилей в системе дополнительного образования.

Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает живое разнообразие методов и форм педагогической деятельности.

В последние годы усилилось внимание к научно-практическим разработкам идей развивающего образования, когда под пристальным вниманием находится развитие личности ребенка. Ведется работа по внедрению новых методик и технологий обучения и воспитания, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс.

Воспитание в условиях системы дополнительного образования позволяет включить каждого ребенка в практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям. Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по профилю, но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.

Литература.

  1. Опаричева С.В. Трансформация бумажного листа – оригами: Оригинальная примерная авторская программа дополнительного образования детей (сертификат №40). – М., 2001.
  2. Опаричева С.В. Оригами как образовательный процесс. //Вестник образования и развития науки РАЕН. – 2001. – № 5(2). – С. 110–120.
  3. Опаричева С.В Оригами – для чего... чему... и как учить? //Школьные технологии. Научно-практический журнал школьного технолога (завуча). 2003. – № 2. – . С. 152–158.
  4. Опаричева С.В. Бумажное чудо с научной точки зрения. //Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. 2004. – № 8(89). – С. 13.
  5. Опаричева С.В. Программа воспитательной деятельности детского творческого коллектива “Ребята – оригамята”. – Актуальные проблемы воспитания детей и молодежи. Программы воспитания. Вып. 3. – М.: Центр “Школьная книга”, 2010. – С. 484–491.
  6. Опаричева С.В. Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами.М.: Издательский дом “Первое сентября”, 2012: