Беседа с элементами викторины: "День птиц"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование понимания важности заботы о природе и охране природы как охраны родины.

Задача: повторить и обобщить знания детей о птицах;

Оборудование: плакат “ Охранять природу – значит охранять Родину”; фонограммы пения птиц; иллюстрации с изображением птиц; название беседы и схемы “А что вы знаете о птицах?”.

Предварительная подготовка: дети учат стихи о птицах, о природе.

Ход мероприятия

1. Вводное слово воспитателя:

2. Воспитатель: Определить тему нашей беседы вы сможете, если отгадаете загадки:

А) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).

Б) крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. (Скворечник).

В) Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).

Г) Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела. (Птица).

Воспитатель: Так о ком же мы будем говорить? (На доске появляется название беседы” День птиц”). Почему наша беседа посвящена пернатым друзьям? (Ответы и предложения детей).

(Чтение стихов детьми).

Есть просто храм.
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу завёт.
Выхожу из дому я –
Здравствуй Родина моя!

На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют.
И Землю свято берегут.
Скажите дети,
Можно жить без птиц на свете?

(Выслушиваются ответы и предложения детей).

Букашки, жучки, червячки
На деревьях нападут
И съедят кору, листочки,
И обгложут ветки, почки.
Вот что будет, если птицы
Все исчезнут на земле.

3. Викторина “А что вы знаете о птицах?”

Воспитатель: Итак, птицы охраняют растения от насекомых, которые уничтожают зелень. А какую роль в жизни природы имеют растительность и деревья? (вырабатывают кислород).

А чего лишиться Земля, если пропадут все птицы? (Чтение стихов...)

И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик – чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете.

(Включается фонограмма записи пения птиц в утреннем лесу).

Воспитатель: А что вы знаете о птицах, их повадках, местах обитания? (После ответов детей на доске появляется схема “ А что вы знаете о птицах?”).

– Птицы – единственные животные с перьями.

– Большинство птиц умеют летать.

– Птицы бывают перелётными и зимующими.

– Птицы бывают домашними и дикими.

– Птицы теплокровные животные.

– Птицы питаются насекомыми, семенами растений, мышами, червями. Зерновыми. Рыбой.

– Птицы бывают хищными и нехищными.

– Птицы селятся в лесах, парках, садах.

– Птицы вьют гнёзда на траве, кустарниках, деревьях, в норках береговых откосов.

Б) Об орнитологии:

Воспитатель: есть целая наука, изучающая жизнь и повадки птиц – орнитология. А учёных называют орнитологами. До сих пор учёных интересует много до конца нераскрытых тайн уникального поведения птиц. Но на один интересный вопрос найден ответ: “ Зачем птицы поют?”. Поют лишь самцы. Весной возвращается домой маленький певун и во весь голос заявляет: “ Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду питаться, и растить птенцов”. Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. Есть у птичьей песни и другое значение. Будущий папа подыскивает подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов.

(Слушанье фонограмм пения птиц).

Воспитатель: О какой птице сейчас пойдёт речь?

1) Днём спит, ночью летает и людей пугает. (Сова).

Воспитанник: самая большая – филин. Размах крыльев может достигать до двух метров.

Самая маленькая – североамериканский эльфовый сычик. Сова – птица очень скрытная. Встречи с ней даже у орнитологов крайне редки.

2) Всё время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а лечит. (Дятел).

– Послушайте, как стучит дятел в лесу. Работу, какого инструмента напоминает этот стук?

(Запись).

3) Отгадайте загадки про других птиц.

Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полёт
Вошли в стихотворение. (Жаворонок).

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).

Длинноногий, длинношейный,
Длинноклювый. Телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль).

Подводятся итоги викторины:

4 .Подведение итогов:

Воспитатель: Сейчас люди всего мира поняла, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведётся работа по охране природы. Наша страна очень серьёзно относится к проблемам охраны птиц. На месте вырубленных и сожженных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на исчезающих птиц и животных. Создаются специальные заповедники. Давайте же стараться жить так, что бы Земля вокруг нас осталась щедрой и прекрасной.

– А какую помощь птицам можете оказать вы? (Ответы детей).

– Вспомните слова М.М. Пришвина: “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. (звучит фонограмма пения птиц).

Приложение.