Цели урока:
- Развитие фонематических процессов.
- Обучение связи фонемы с графемой.
Задачи:
- Формирование умения соотносить букву И со звуком И.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
- Развитие орфографической зоркости.
- Развитие мелкой моторики.
Оборудование:
- Презентация “Звук и буква И” (приложение 1);
- Зеркала;
- Тетради, цветные карандаши, ручки.
Ход занятия
Организационный момент:
Отгадайте, на сегодняшнем занятии мы с вами с какой буквой познакомимся?
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Столько здесь дощечек?
– Три!
А какая буква?
– И!
(Е.Тарлапан)
Сегодня мы с вами поговорим о букве И, которая обозначает звук И.
1. Речевая гимнастика.
Возьмите зеркала. Произносим звук И, смотрим, как располагаются наши губы? Челюсти?
– Губы растягиваются в улыбке. Челюсти разомкнуты.
Какое положение занимает язык?
– Он неподвижен.
Длительно произносим звук И (тихо, погромче и громко). Если звук тянется, поется голосом, то он гласный или согласный?
– Гласный.
– Выполним другие упражнения для языка.
Выполняется комплекс упражнений для укрепления и развития артикуляционной моторики. (Приложение 2)
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
– Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются со звука И.
(Игрушка, ириска, Ира, Игорь и др.)
Посмотрите на картинки (слайды 1–5), какие еще слова начинаются с данного звука? (Ирис, индеец, игла и др.)
В вышеперечисленных словах где стоит звук И?
– В начале слова.
Может ли этот звук стоять в середине или конце слова? Приведите примеры.
– Да. (Мишка, машина, сапоги, лиса и др.)
3. Развитие фонематического слуха.
– Я прошу внимательно послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если в них вы услышите звук И: ап, их, им, ум, ат, ит, ас, ис, ри, ми, от, за, зи…
Хлопните в ладоши, если услышите звук И в словах: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испуг, уголок, удивление, Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья, Игорь, Игнат.
4. Физкультминутка.
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ, топ,
Правой ножкой топ, топ!
Левой ручкой хлоп, хлоп,
Правой ручкой хлоп, хлоп!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет лучше всех?
Руки вниз – и наклонились,
Ниже всех мы очутились.
А теперь, присев немножко,
Погуляем по дорожке.
А затем мы отдохнем,
И учиться вновь начнем.
5. Развитие орфографической зоркости.
– На письме звук И обозначается буквой И. (Слайд 6 презентации). В книгах, газетах, журналах нам встречается печатная буква И. Попробуйте найти букву в тексте. Если увидите, поймайте, обведите в кружок. Через две минуты проверим, кто из вас лучший охотник, кто самый зоркий.
Игра “Охотник”. Дети работают с карточками (Приложение 3).
6. Развитие мелкой моторики.
– Давайте мы с вами поиграем в игру “Волшебник”. Каждый может превратить ничего не значащие палочки в букву И.Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем гимнастику для пальчиков. (Приложение 4)
Дети работают в тетради, допечатывая недостающие элементы буквы И.
7. Связь фонемы с графемой.
– В тетрадках вы, ребята, учитесь писать письменную букву И. Она также, как и печатная, может быть большая и маленькая. Буква И состоит из нескольких элементов. Давайте сейчас мы с вами попробуем в тетрадях прописать маленькую (строчную) букву И.
Письмо с проговариванием написания элементов.
8. Подведение итогов урока.
– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком звуке мы говорили на сегодняшнем занятии?
– О звуке И.
– Этот звук гласный или согласный?
– Гласный, потому что мы его можем пропеть, протянуть голосом.
– Какой буквой на письме обозначается звук И?
– Буквой И.
– Пропишите, пожалуйста, пальчиком в воздухе печатную букву И. Письменную букву И.
На сегодняшнем занятии все были внимательны и собраны. Молодцы!