Тема урока "Звук и буква И"

Разделы: Логопедия


Цели урока:

  1. Развитие фонематических процессов.
  2. Обучение связи фонемы с графемой.

Задачи:

  1. Формирование умения соотносить букву И со звуком И.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  5. Развитие орфографической зоркости.
  6. Развитие мелкой моторики.

Оборудование:

  1. Презентация “Звук и буква И” (приложение 1);
  2. Зеркала;
  3. Тетради, цветные карандаши, ручки.

Ход занятия

Организационный момент:

Отгадайте, на сегодняшнем занятии мы с вами с какой буквой познакомимся?

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Столько здесь дощечек?
– Три!
А какая буква?
– И!
(Е.Тарлапан)

Сегодня мы с вами поговорим о букве И, которая обозначает звук И.

1. Речевая гимнастика.

Возьмите зеркала. Произносим звук И, смотрим, как располагаются наши губы? Челюсти?

– Губы растягиваются в улыбке. Челюсти разомкнуты.

Какое положение занимает язык?

– Он неподвижен.

Длительно произносим звук И (тихо, погромче и громко). Если звук тянется, поется голосом, то он гласный или согласный?

– Гласный.

– Выполним другие упражнения для языка.

Выполняется комплекс упражнений для укрепления и развития артикуляционной моторики. (Приложение 2)

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

– Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются со звука И.

(Игрушка, ириска, Ира, Игорь и др.)

Посмотрите на картинки (слайды 15), какие еще слова начинаются с данного звука? (Ирис, индеец, игла и др.)

В вышеперечисленных словах где стоит звук И?

– В начале слова.

Может ли этот звук стоять в середине или конце слова? Приведите примеры.

– Да. (Мишка, машина, сапоги, лиса и др.)

3. Развитие фонематического слуха.

– Я прошу внимательно послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если в них вы услышите звук И: ап, их, им, ум, ат, ит, ас, ис, ри, ми, от, за, зи…

Хлопните в ладоши, если услышите звук И в словах: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испуг, уголок, удивление, Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья, Игорь, Игнат.

4. Физкультминутка.

Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ, топ,
Правой ножкой топ, топ!
Левой ручкой хлоп, хлоп,
Правой ручкой хлоп, хлоп!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет лучше всех?
Руки вниз – и наклонились,
Ниже всех мы очутились.
А теперь, присев немножко,
Погуляем по дорожке.
А затем мы отдохнем,
И учиться вновь начнем.

5. Развитие орфографической зоркости.

– На письме звук И обозначается буквой И. (Слайд 6 презентации). В книгах, газетах, журналах нам встречается печатная буква И. Попробуйте найти букву в тексте. Если увидите, поймайте, обведите в кружок. Через две минуты проверим, кто из вас лучший охотник, кто самый зоркий.

Игра “Охотник”. Дети работают с карточками (Приложение 3).

6. Развитие мелкой моторики.

– Давайте мы с вами поиграем в игру “Волшебник”. Каждый может превратить ничего не значащие палочки в букву И.Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем гимнастику для пальчиков. (Приложение 4)

Дети работают в тетради, допечатывая недостающие элементы буквы И.

7. Связь фонемы с графемой.

– В тетрадках вы, ребята, учитесь писать письменную букву И. Она также, как и печатная, может быть большая и маленькая. Буква И состоит из нескольких элементов. Давайте сейчас мы с вами попробуем в тетрадях прописать маленькую (строчную) букву И.

Письмо с проговариванием написания элементов.

8. Подведение итогов урока.

– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком звуке мы говорили на сегодняшнем занятии?

– О звуке И.

– Этот звук гласный или согласный?

– Гласный, потому что мы его можем пропеть, протянуть голосом.

– Какой буквой на письме обозначается звук И?

– Буквой И.

– Пропишите, пожалуйста, пальчиком в воздухе печатную букву И. Письменную букву И.

На сегодняшнем занятии все были внимательны и собраны. Молодцы!