Тема урока "Роль овощей в питании человека"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией;
  • Сформировать навыки по определению качества овощей, первичной обработке и приготовлению блюд из свежих овощей;
  • Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, прививать интерес к здоровому образу жизни, аккуратности, самостоятельности;
  • Развивать эстетический вкус при оформлении блюда.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ножи и приспособления для фигурной нарезки овощей, разделочные доски для сырых овощей, посуда и предметы сервировки стола, зелень, овощи и фрукты.

Наглядные пособия: таблица “Формы нарезки овощей”, таблица “Классификация блюд”, таблица “Пищевая пирамида”, таблица “Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов)”.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • Взаимное приветствие;
  • Проверка готовности учащихся к уроку;
  • Отметить отсутствующих.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Изучение нового материала.

Растительная пища занимает ведущее место в питании большой части человечества, а для некоторых народов она является основной. Имеется много достоверных наблюдений, показывающих, что там, где в питании преобладают различные овощи и фрукты, люди меньше болеют и меньше живут. Т, кто нарушает режим питания, употребляя мало овощей и фруктов, выглядят старше своих лет, предрасположены к заболеваниям, у них снижается работоспособность, появляется вялость, раздражительность, плохое настроение.

В меню каждого человека хоть раз в день должны включаться сырые овощи и фрукты. Они обеспечивают человека жизненно важными витаминами, минеральными веществами и микроэлементами, а также создают условия для вывода из организма воды и жиров, нейтрализации вредных веществ.

Учитель спрашивает: “Какие овощи Вы выращиваете или покупаете на рынке?”. Учащиеся перечисляют: “Картофель, редис, зелень, помидоры, огурцы и т.д.”.

Учитель обобщает ответы учащихся.

Овощи можно разделить на группы (работа с учебником):

  • Корнеплоды;
  • Клубнеплоды;
  • Капуста;
  • Тыквенные;
  • Бобовые;
  • Листовые;
  • Пасленовые;
  • Луковичные.

Учитель спрашивает: “Какие блюда можно приготовить из овощей?”. Учащиеся перечисляют: “Салат, овощи можно жарить, тушить, консервировать и т.д.”.

Овощи широко используют для приготовления холодных закусок – салатов. По основному продукту салаты бывают:

  • Овощные;
  • Мясные;
  • Рыбные;
  • Фруктовые;
  • Смешанные – ассорти.

Полезнее всего салат есть перед началом приема пищи для повышения аппетита. Но прежде, чем приготовить салат, овощи необходимо подготовить.

Первичная обработка овощей включает следующие действия:

  • Овощи перебрать (подпорченные и вялые овощи не использовать);
  • Промыть под проточной водой и обдать кипяченой водой;
  • Обсушить на полотенце;
  • Нарезать.

При приготовлении нашего блюда мы должны освоить приемы нарезки овощей. Одинаково нарезанные по величине и форме овощи придают блюдам красивый вид, а украшают салаты только теми продуктами, которые в него входят.

Также мы должны запомнить правила, как можно меньше потерять витамины при приготовлении салатов из сырых овощей:

  • Не держать овощи долго в воде;
  • Резать и чистить овощи нельзя ножом из нержавеющей стали, а также нельзя готовить и хранить салат в аллюминевой и другой металлической посуде;
  • Не нарезать сырые овощи очень мелко;
  • Готовить салат, заправлять и солить непосредственно перед подачей на стол;
  • Хранить салаты в холодильнике: незаправленные – не более 12 часов, заправленные – не более 6 часов.

4. Практическая работа.

Прежде чем приступить к приготовлению салата, учитель напоминает учащимся:

  1. Санитарно-гигиенические требования;
  2. Проводит текущий инструктаж;
  3. Делит учащихся на группы.

Учащиеся выбирают блюда для проекта, готовят посуду и рабочее место для нарезки овощей. По ходу работы учитель показывает приемы нарезки, чтоб не получить травмы. Нарезанные овощи кладут в эмалированную миску, перемешивают и заправляют. Заправленный салат укладывают горкой в салатник, оформляют подготовленными овощами и зеленью. С боку кладут столовую ложку. Сервируем стол.

Презентация блюд: учащиеся дают названия блюдам, рассказывают, из чего они приготовлены, и чем полезны.

Практическая работа завершается дегустацией, уборкой рабочих мест.

5. Закрепление изученного материала.

  • В чем заключается первичная обработка овощей?
  • Какие продукты есть без ограничения?
  • Почему при нарезке овощей нельзя использовать ножи из нержавеющей стали?
  • Почему овощи нельзя долго держать в воде?

6. Заключительная часть.

  • Подведение итога урока, необходимые замечания;
  • Оценка практической работы и устных ответов учащихся.

Домашнее задание: §10, принести овощи для винегрета, объяснить понятия “цинга”, “куриная слепота”.

Приложение.

Список использованной литературы:

  1. Самсонова А.В., Квест, 1994 г. “Популярная кулинария. Овощные блюда”.
  2. Калаурова Д.М., Бушкова Н.В., Харвест, 2003 г. “Большая кулинарная книга”.
  3. Никола Грэймс, Росмэн-ПРЕСС, 2005 г. “Пища для ума”.
  4. Рудольф Биллер, АСТ-Пресс, 1995 г. “Как украсить блюда”.
  5. www.millionmenu.ru
  6. www.wikipedia.org