Тема урока "Безударные гласные в корне слова"

Разделы: Логопедия


3 класс (ЗПР). Дисграфия, обусловленная несформированностью звуко- буквенного анализа.

Цели занятия:

Образовательная:
– Совершенствование навыка правописания безударной гласной в корнях слов.

Коррекционные:

Развитие:
– фонематических процессов (слуха, воображения);
– наблюдательности, умения объяснять;
– мелкой и артикуляционной моторики;
– ориентировки в пространстве;
– зрительного восприятия, внимания;
– совершенствование связной речи;
– обогащение словаря;

Воспитательная:

– Воспитывать умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: Профили артикуляции, зеркала, плакат со снеговиками, картина елочки со словами (в форме шаров), снежинки с загадками, конверты с заданиями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята! Какое у вас сегодня настроение?

Начнем наше занятие с хорошим, радостным настроением.

2. Сообщение темы занятия.

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на занятии, вам необходимо посмотреть на доску (на доске две таблички со словами “з…ма – зимы), кто поможет мне назвать тему занятия?

Тема нашего занятия “Безударная гласная в корне слова”. Ваша задача – научиться быстро и точно находить проверочные слова для правильного написания безударных гласных в корнях слов.

3.Артикуляционная гимнастика.

(Использование зеркал.)

Для челюсти: Широко открыть рот, четко закрыть.

(Удержать под счет 5.)

Для губ:

“Трубочка – улыбка”.

Приподнять верхнюю губу до десен.

Опустить нижнюю губу до десен.

Обтянуть губами зубы.

Укрепить губы, говоря звуки п-п-п.

Для языка:

1. Высунуть спокойный, ненапряженный язык.

2. Положить язык на верхнюю губу, затем на нижнюю на нижнюю губу.

3. Поднимать и опускать кончик языка внутри рта, а потом перед зубами.

4. Опустить кончик языка за нижние зубы и произнести песенку водички с– с-с, затем песенку комарика.

5. Поднять кончик язычка на бугорочки за верхними зубами и произнести ш-ш-ш, затем ж-ж-ж.

Дыхательная гимнастика.

Глубокий вдох через нос (на счет1-5), выдох через рот.

На выдохе произнести скороговорку.

“Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках”.

Произнесение вначале медленно, затем быстрее, быстро, тихо, громко.

4. Задания, направленные на совершенствование навыка правописания безударной гласной в корнях слова.

Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Игра “Четвертый лишний”.

Назовите лишнее слово, ответ обоснуйте.

Январь, апрель, декабрь, февраль.

Ребята, к нам на занятие пришли интересные человечки, догадайтесь кто они? А для этого отгадайте загадку.

Человечки непростые,
Появляются зимой,
А весною исчезают
Потому что быстро тают.

(Снеговики.)

Зимние месяцы пришли вместе с ними, и приготовили для вас интересные задания.

(Плакат “Снеговики”.)

1. Задание предлагает вам зимний месяц, догадайтесь какой?

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год (декабрь).

Задания декабря.

1. Прочитайте. Выпишите парами однокоренные слова. Сначала, чтобы гласная была ударной, затем безударной.

Сосна, вода, дела, трава__
Проверить надо все слова.
Безударный гласный__
Стоп! Писать опасно!
Слуху не доверяйте__
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, дело, травы
А теперь пишите смело.

2. Составить пары.

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

Ск…льзит лед
Л…дяной скользко

2. Составить пары.

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

д…рить холод
х…лодный дарит

2. Составить пары.

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

б…льшой снег
сн…жинка больше

2. Составить пары.

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

Зам…рзал смотрит
См…три замерзнет

Задания января.

1. Игра: “Эстафета”.

2. На доске записаны столбики слов с безударными гласными. Необходимо выполнить задание по проверке безударных гласных. Подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение.

Страна
Снегурочка
Зима
Река
Земля
Поля
Сосна
Окно
Иголка
Шары
Снега

2. Игра: “Украсим елочку”.

На веточках написаны буквы и отдельно даны игрушки с пропущенными буквами. Возьмите игрушку, вставьте пропущенную букву и повесьте ее на веточку с той с той гласной, которую по вашему мнению надо написать. (ответ обосновать)

(сн…жинка, сн…говик, р…ка, тр…ва, к…вер, к…рмушка, с…ва, гр…бы, стр…жи, р…ды, )

Физкультминутка.

“Хлопья белые”.

Хлопья белые летят (бег на месте)
Холоднее стало (приседания)
Только, зимушка, ребят (наклоны туловища влево вправо)
Ты не испугала (прыжки на месте)
Нет! Нет! Нет! Ты не испугала.

Задания февраля.

1. Игра: “ Отгадай загадку”.

Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы,
Белые, пушистые,
Только не душистые

1. Игра: “Отгадай загадку”.

Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)

Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился …

1. Игра: “Отгадай загадку”.

Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)

Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это снежная …

1. Игра: “Отгадай загадку”.

Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)

Снег на полях,
Лед на реках,
Иней сверкает,
Когда это бывает?

3. Задание на внимание.

Снеговики написали вам письма о зиме. Но в этих письмах пропущены безударные гласные, нет связи между предложениями.

Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.

На берегу р…ки стоит с…сна.
Она живет в н…ре.
З…мой и летом она зеленая.
Под с…сной сидит леса.

2. Задание на внимание.

Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.

Я гл…жу в …кно.
На сн…гу видны сл…ды.
И на з…мле лежит снег. Пришла з…ма.

2. Задание на внимание.

Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.

Вот и пришла х…лодная з…ма.
Тихо з…мой в л…су.
Лед сковал реки и …зера.
Побелели п…ля и луга.

2. Задание на внимание.

Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.

Дети лепят сн…говика.
Утром был сн…гопад.
Тяжелые шапки снега лежат на ветвях д…ревьев и на кустах.

Итог занятия.

– Со всеми заданиями мы справились. Над чем мы сегодня работали на занятии?

– Какой мы итог подведем?

Чтение стихотворения декабря. Что мы будем делать с безударными гласными? (Проверять.)

Запомните это стихотворение и вспоминайте обязательно, что учили на занятии!

Рефлексия.

У вас на партах находятся значки. Выберите значок, который вам подходит. Мне было приятно с вами работать. Спасибо.