Тема урока "Моря и острова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. познакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами.
  2. научить находить и показывать моря, острова и полуострова на карте.
  3. повторить понятия “река”, “океан”.

Оборудование: плакаты: “Моря”, “Полуострова и острова” из комплекта “наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса”; таблицы “Моря”, “Острова, Полуострова”, карта полушарий, карта полушарий для заполнения названий географических объектов.

I. Организационный момент.

– Проверьте готовность к уроку. Сегодня продолжим разговор о географических объектах. Попробуйте отнести объекты на группы. Каждая группа получает задание – вам нужно ответить на вопросы.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах).

Дети получают задание (Приложение 1).

Задание:

  1. Общее название _____________.
  2. Объясните, что обозначает данное понятие.
  3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп.

Задание № 1. Лена, Обь, Амазонка, Ганг.

Выслушиваются ответы групп.

  1. Перечислены названия рек. (Показать на карте и отмечаем на своих картах – подписываем названия)
  2. Река – это постоянный водоток. Начало реки в горах, озёрах или в других рек – исток, русло, конец реки – устье – впадают реки и озёра, океаны или в другие реки, имеет правый и левый притоки. Вода в реках пресная.
  3. Можно разделить на 2 группы:
    а) ЛЕНА, ОБЬ, ГАНГ – все реки находятся на материке Евразия;
    б) Амазонка – на материке Южная Америка;
    также можно разделить на три группы
    а) Амазонка – самая длинная река из перечисленных,
    б) Лена, Обь – средние по длине,
    в) Ганг – короткая река).

Задание № 2. Индийский, Тихий, Северный Ледовитый.

Выслушиваются ответы групп.

  1. Перечислены названия океанов.
  2. Океаны – огромные водоемы с соленой водой. Выделяют 4 океана, они омывают материки (показываем, подписываем на карте).
  3. Можно разделить на 2 группы:
    а) Индийский, Тихий – так как пересекают экватор;
    б) Северный Ледовитый – не пересекает экватор.
    Дети на уроке разделили еще и по другому признаку.
    а) Индийский, Северный Ледовитый – находятся в восточном полушарии.
    б) Тихий – большая часть его в западном полушарии.

Задание № 3. Средиземное, Баренцево, Чёрное, Берингово, Аравийское.

Выслушиваются ответы групп.

  1. Это моря.
  2. Что такое море? На уроке прозвучали разные варианты.
    (С этим заданием работали вплотную. Дети догадались, что эта наша новая тема.)

– На какие вопросы нужно ответить, чтобы разобраться с этим понятием.

  1. Что такое море?
  2. Особенности морей.
  3. Какие бывают моря?

III. Совместное “открытие” знаний (работа в группах)/

Походу разбора понятия “море” – заполняется таблица (Приложение 2).

1. Море – это часть океана, которая разъединяет его с сушей.

2. Особенностей морей:

А). Соленость.

– Если в море будет впадать много рек, оно станет пресным? (Нет. Из-за круговорота воды в природе, вода испаряется, а соль нет, соответственно море всегда будет соленым.)

Б) Уровень воды всегда одинаковый.

В) Все моря соединены друг с другом.

– если бы мы были в Охотском море, сможем ли добраться до Японского моря. (Да. Различные пути показаны на карте. Это доказывает, что моря соединены между собой.)

3. Моря делятся на 2 группы:

А). Внутренние – те моря, которые находятся внутри материков; примеры: Балтийское, Средиземное. (Показываем и подписываем на карте.)

Б) Окраинные (краевые)– те моря, которые находятся по окраине материков. Примеры: Берингово, Охотское, Японское. (Показываем и подписываем на карте.)

– Теперь вернемся к основному заданию. Мы разобрались с понятием “море”, на какие группы можно разделить следующие моря: Средиземное, Баренцево, Чёрное, Берингово, Аравийское (подписываем на своих картах).

Дети разделили на 2 группы:

а) Средиземное, Чёрное – моря внутренние;

б) Баренцево, Берингово, Аравийское – окраинные моря.

Также разделили по размерам.

А) Средиземное – большое по площади;

Б) Черное, Баренцево, Берингово, Аравийское – практически равной площади.

– Каких обитателей морей вы знаете? (Подробнее прочитали в учебнике на стр. 124125.)

Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан.

Выслушиваются ответы групп.

(Дети убедились, что с данными понятиями не знакомы.)

– Давайте найдем данные названия на карте.

(По ходу обсуждению, заполнили таблиц – Приложение 3. Все географические название показаны и написаны на своих картах на карте.)

  1. Полуостров – это часть суши, которая с трех сторон окружена водой. Самый большой полуостров – Аравийский.
  2. Остров – это часть суши, которая со всех сторон окружена водой. Самый большой остров – Гренландия.
  3. Острова по происхождению делятся на три группы:
    А) Материковые. (Часть суши откололось от материка)
    Примеры:_Новая Земля, Великобритания.
    Б) Вулканические. Образованы при извержение вулканов в океанах.
    Примеры: Курильские, Гавайские.
    В). Коралловые. Постройки кораллов.
    Примеры: много таких островов в Тихом океане, они по площади маленькие.

– Теперь вернемся к основному заданию. Мы разобрались с понятиями “остров”, “полуостров”, на какие группы можно разделить следующие географические названия: Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан (подписываем на картах).

– Разделили на две группы:

а) острова: Сахалин, Мадагаскар, Гренландия;
б) полуостров: Камчатка, Индостан.

IV. Самостоятельное применение знаний (работа в группах)

1. – Выполнение задания в рабочей тетради (38-39): № 1, 2, 3, 4. – по одному заданию каждой группе.

Ребята выполняют задания и обсуждают результаты их выполнения всем классом.

2. – Попробуем продолжить заполнять таблицу (Приложение 4). Все группы заполняют одну таблицу.

Называю часть света, ищем и записываем моря, острова, полуострова.

Заполненная таблица выглядит следующим образом.

 

МОРЯ

Омываемые части света Северный ледовитый океан Атлантический океан Индийский океан Тихий океан
Европа Баренцево Северное
Средиземное
Чёрное
Балтийское
   
Азия Карское
Лаптевых
  Красное Охотское
Берингово
Японское
Африка   Средиземное Красное  
Австралия       Коралловое
Америка   Карибское    
Антарктида   Уэдделла   Россе
Амундсена

Заполненная таблица выглядит следующим образом.

Часть света Острова Полуострова
Европа Великобритания
Новая Земля
Скандинавский
Таймыр
Азия Сахалин
Большие Зондские
Камчатка
Аравийский
Африка Мадагаскар Сомали
Австралия Тасмания
Новая Зеландия
 
Америка Гренландия
Огненная Земля
Гаити
Флорида
Юкатан
Лабрадор
Аляска
Антарктида    

V. Итог работы.

Что нового узнали?

– Как узнали? Что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в “открытии” знаний7

– Как работал ты?

(Дети отвечают на вопросы.)

VI. Домашнее задание.

Учебник – с . 120–125, рабочая тетрадь С. 39 – № 5.

Литература:

  1. Вахрушев А. А., Самойлова Е. А. “Окружающий мир. Наша планета Земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя”, М.: Баласс, 2012.
  2. Вахрушев А. А., Самойлова Е. А. “Окружающий мир. Наша планета Земля. 2 класс, часть 1. Учебник”, М.: Баласс, 2011.
  3. Вахрушев А. А., Самойлова Е. А. “Рабочая тетрадь к учебнику окружающий мир. Наша планета Земля. 2 класс”, М.: Баласс, 2012.
  4. Вахрушев А. А., Самойлова Е. А. “тетрадь для проверочных и контрольных работ по окружающему миру.. 2 класс.”, М.: Баласс, 2012.