Цель:
- познакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами.
- научить находить и показывать моря, острова и полуострова на карте.
- повторить понятия “река”, “океан”.
Оборудование: плакаты: “Моря”, “Полуострова и острова” из комплекта “наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса”; таблицы “Моря”, “Острова, Полуострова”, карта полушарий, карта полушарий для заполнения названий географических объектов.
I. Организационный момент.
– Проверьте готовность к уроку. Сегодня продолжим разговор о географических объектах. Попробуйте отнести объекты на группы. Каждая группа получает задание – вам нужно ответить на вопросы.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах).
Дети получают задание (Приложение 1).
Задание:
- Общее название _____________.
- Объясните, что обозначает данное понятие.
- Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп.
Задание № 1. Лена, Обь, Амазонка, Ганг.
Выслушиваются ответы групп.
- Перечислены названия рек. (Показать на карте и отмечаем на своих картах – подписываем названия)
- Река – это постоянный водоток. Начало реки в горах, озёрах или в других рек – исток, русло, конец реки – устье – впадают реки и озёра, океаны или в другие реки, имеет правый и левый притоки. Вода в реках пресная.
- Можно разделить на 2 группы:
а) ЛЕНА, ОБЬ, ГАНГ – все реки находятся на материке Евразия;
б) Амазонка – на материке Южная Америка;
также можно разделить на три группы
а) Амазонка – самая длинная река из перечисленных,
б) Лена, Обь – средние по длине,
в) Ганг – короткая река).
Задание № 2. Индийский, Тихий, Северный Ледовитый.
Выслушиваются ответы групп.
- Перечислены названия океанов.
- Океаны – огромные водоемы с соленой водой. Выделяют 4 океана, они омывают материки (показываем, подписываем на карте).
- Можно разделить на 2 группы:
а) Индийский, Тихий – так как пересекают экватор;
б) Северный Ледовитый – не пересекает экватор.
Дети на уроке разделили еще и по другому признаку.
а) Индийский, Северный Ледовитый – находятся в восточном полушарии.
б) Тихий – большая часть его в западном полушарии.
Задание № 3. Средиземное, Баренцево, Чёрное, Берингово, Аравийское.
Выслушиваются ответы групп.
- Это моря.
- Что такое море? На уроке прозвучали разные варианты.
(С этим заданием работали вплотную. Дети догадались, что эта наша новая тема.)
– На какие вопросы нужно ответить, чтобы разобраться с этим понятием.
- Что такое море?
- Особенности морей.
- Какие бывают моря?
III. Совместное “открытие” знаний (работа в группах)/
Походу разбора понятия “море” – заполняется таблица (Приложение 2).
1. Море – это часть океана, которая разъединяет его с сушей.
2. Особенностей морей:
А). Соленость.
– Если в море будет впадать много рек, оно станет пресным? (Нет. Из-за круговорота воды в природе, вода испаряется, а соль нет, соответственно море всегда будет соленым.)
Б) Уровень воды всегда одинаковый.
В) Все моря соединены друг с другом.
– если бы мы были в Охотском море, сможем ли добраться до Японского моря. (Да. Различные пути показаны на карте. Это доказывает, что моря соединены между собой.)
3. Моря делятся на 2 группы:
А). Внутренние – те моря, которые находятся внутри материков; примеры: Балтийское, Средиземное. (Показываем и подписываем на карте.)
Б) Окраинные (краевые)– те моря, которые находятся по окраине материков. Примеры: Берингово, Охотское, Японское. (Показываем и подписываем на карте.)
– Теперь вернемся к основному заданию. Мы разобрались с понятием “море”, на какие группы можно разделить следующие моря: Средиземное, Баренцево, Чёрное, Берингово, Аравийское (подписываем на своих картах).
– Дети разделили на 2 группы:
а) Средиземное, Чёрное – моря внутренние;
б) Баренцево, Берингово, Аравийское – окраинные моря.
Также разделили по размерам.
А) Средиземное – большое по площади;
Б) Черное, Баренцево, Берингово, Аравийское – практически равной площади.
– Каких обитателей морей вы знаете? (Подробнее прочитали в учебнике на стр. 124–125.)
Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан.
Выслушиваются ответы групп.
(Дети убедились, что с данными понятиями не знакомы.)
– Давайте найдем данные названия на карте.
(По ходу обсуждению, заполнили таблиц – Приложение 3. Все географические название показаны и написаны на своих картах на карте.)
- Полуостров
А) Материковые. (Часть суши откололось от материка)
Примеры:_Новая Земля, Великобритания.
Б) Вулканические. Образованы при извержение вулканов в океанах.
Примеры: Курильские, Гавайские.
В). Коралловые. Постройки кораллов.
Примеры: много таких островов в Тихом океане, они по площади маленькие.
– Теперь вернемся к основному заданию. Мы разобрались с понятиями “остров”, “полуостров”, на какие группы можно разделить следующие географические названия: Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан (подписываем на картах).
– Разделили на две группы:
а) острова: Сахалин, Мадагаскар, Гренландия;
б) полуостров: Камчатка, Индостан.
IV. Самостоятельное применение знаний (работа в группах)
1. – Выполнение задания в рабочей тетради (38-39): № 1, 2, 3, 4. – по одному заданию каждой группе.
Ребята выполняют задания и обсуждают результаты их выполнения всем классом.
2. – Попробуем продолжить заполнять таблицу (Приложение 4). Все группы заполняют одну таблицу.
– Называю часть света, ищем и записываем моря, острова, полуострова.
Заполненная таблица выглядит следующим образом.
МОРЯ |
||||
Омываемые части света | Северный ледовитый океан | Атлантический океан | Индийский океан | Тихий океан |
Европа | Баренцево | Северное Средиземное Чёрное Балтийское |
||
Азия | Карское Лаптевых |
Красное | Охотское Берингово Японское |
|
Африка | Средиземное | Красное | ||
Австралия | Коралловое | |||
Америка | Карибское | |||
Антарктида | Уэдделла | Россе Амундсена |
Заполненная таблица выглядит следующим образом.
Часть света | Острова | Полуострова |
Европа | Великобритания Новая Земля |
Скандинавский Таймыр |
Азия | Сахалин Большие Зондские |
Камчатка Аравийский |
Африка | Мадагаскар | Сомали |
Австралия | Тасмания Новая Зеландия |
|
Америка | Гренландия Огненная Земля Гаити |
Флорида Юкатан Лабрадор Аляска |
Антарктида |
V. Итог работы.
– Что нового узнали?
– Как узнали? Что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в “открытии” знаний7
– Как работал ты?
(Дети отвечают на вопросы.)
VI. Домашнее задание.
Учебник – с . 120–125, рабочая тетрадь С. 39 – № 5.
Литература:
- Вахрушев А. А., Самойлова Е. А. “Окружающий мир. Наша планета Земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя”, М.: Баласс, 2012.
- Вахрушев А. А., Самойлова Е. А. “Окружающий мир. Наша планета Земля. 2 класс, часть 1. Учебник”, М.: Баласс, 2011.
- Вахрушев А. А., Самойлова Е. А. “Рабочая тетрадь к учебнику окружающий мир. Наша планета Земля. 2 класс”, М.: Баласс, 2012.
- Вахрушев А. А., Самойлова Е. А. “тетрадь для проверочных и контрольных работ по окружающему миру.. 2 класс.”, М.: Баласс, 2012.