Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении.
В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, поскольку успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития. [5]
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной речью осознаётся так же процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении средств языка. [1]
Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением
внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь
учеников отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания
и общения. Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с самых
первых дней обучения. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и
особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А.
Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию
связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.
Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции,
заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.
Письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные
упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление
деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы,
объединенные темой, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным.
Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли
в определенном порядке, последовательно [6]. Сочинения первоклассников – это
коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними,
учащиеся учатся осмысливать свою деятельность.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии связной речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития связной речи следует использовать художественные картины.[4] Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2–3 классах).
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов. В-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть. Наконец, идейный смысл, "настроение" картины. Уже во 2 классе практикуется устное описание картины ("Расскажи, что ты видишь на картине").
От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей. Наблюдательность очень важна для развития связной речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений.
Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.
В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая
работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.
Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть,
учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:
во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы; во-вторых,
умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить
рассказ или сочинение по плану; в-четвёртых, умение пользоваться средствами
языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также
исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста
характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его
смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной
направленности; композиционной структуры.
Были выявлены особенности связных высказываний детей в зависимости от характера
наглядного материала и ситуации общения, определены наиболее эффективные
методические приемы формирования связности речи, отобраны такие ситуации, при
которых в большей мере обеспечиваются развернутость, связность, композиционная
завершенность детских высказываний.
Пересказы по иллюстрациям более содержательны, структурно оформлены, отличаются
большей полнотой последовательностью. Дети воспроизводят практически все
основные моменты сказки, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях.
Таким образом, одновременное использование литературного образца и картинок
положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем,
плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний.
Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети
больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных
персонажей.
Ограниченность речевого общения, несформированность связной речи отрицательно
влияют на личность ребенка, вызывают специфические невротические наслоения,
формируют отрицательные качества (замкнутость, негативизм, агрессивность,
неуверенность, чувство неполноценности), что сказывается на успеваемости, а
также на социальной активности ребенка.
Таким образом, представленные аргументы доказывают необходимость специальной целенаправленной поэтапной педагогической работы по развитию всех уровней речи и личности ученика в целом.
Как отмечалось выше, развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя. Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Подготовительная работа начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года. Для этого используются сюжетные раздаточные картинки по развитию не просто речи, а по развитию связной речи [3] и сюжетные картинки, данные в учебниках. Такая работа приближает учащихся к связному рассказу. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют "жёсткое задание" (Л.В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию связной речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и литературного чтения. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены.
Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. Такая работа помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, т.е. подготавливает к письменным сочинениям. [3] Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления. Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:
Сообщение темы и цели работы.
Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана.
Коллективное составление плана рассказа по плану.
Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.
Связные рассказы по плану.
При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:
1. Постановка перед классом цели работы.
2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.
3. Озаглавливание картинок.
4. Устные рассказы по плану.
Первые же сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2–3 классах). [2]
Учащиеся не редко затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании учениками сочинений и изложений.
Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программным материалом по гуманитарным предметам.
Работу по формированию умения четко излагать свои мысли нужно начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее нужно учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.
После того, как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, мы учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ.
Далее мы учим детей творческому пересказу, составлению самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста. Этот вид работа требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста.
Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.
В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.
При формировании речевых умений важно установить между ними связи взаимозависимости и соподчинение. Это позволит предать обучению целенаправленный и осознанный характер. Определяющим началом в тексте является его идея, замысел автора. Соответственно к комплексе речевых умений в качестве ведущих выделяются умения определять и раскрывать тему и основную мысль текста. При подготовке к изложению ученик должен определить тему и основную мысль авторского текста и раскрыть их при передаче содержания. При подготовке к сочинению он должен продумать тему и основную мысль своего будущего текста и построить его в соответствии с ним.
Осознанию умений определять и раскрывать тему и основную мысль способствует анализ авторских текстов, ориентированный на выявление идеи и подчиненность ей всех частей текста.
Такой анализ ориентирует учащихся на осознание того, что все в тексте определяет цель высказывания.
Осознанию зависимости всех компонентов текста от цели высказывания подчиняется и работа над сочинением. При подготовке к сочинению после определения его темы учащимся предлагается подумать, с какой целью они будут создавать текст. Затем, исходя из цели, производится отбор материала, речевых средств, намечается композиция текста, содержание его основных частей.
Работа при подготовке к сочинению может быть проведена следующим образом:
Сначала обсуждается процесс подготовке к сочинению и ставиться учебная задача.
После выяснения содержания вводной, основной и заключительной частей текста внимание детей акцентируется на том, что объединяет их основная мысль, все части ей подчиняются.
Показать зависимость компонентов текста от цели высказывания позволяет сравнение различных стилей речи. Если при написании текста в художественном стиле стоит задача передать свое отношение, то при создании делового текста ставиться задача сообщить определенную информацию. Соответственно идет отбор содержания и речевых средств.
Таким образом, учащиеся убеждаются в том, что содержание сочинения, его построение, отбор языковых средств диктуется основной задачей, а это ведет к осознанию умений определять и раскрывать тему и основную мысль как ведущих.
При формировании других умений подчеркивается, что они подчиняются ведущим, то есть находятся связи со подчинения с ними.
Итак, реализация связей соподчинения между умениями связанно с ориентацией работы на идею создаваемого высказывания и осознание учащимися ведущей роли умения раскрывать тему и основную мысль текста по отношению к остальным формируемым умениям. [5]
Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи; разновидностями речи (пересказ, изложение, сочинение); типами сообщения (описание, повествование, рассуждение).
Письменная форма монологической речи является более трудной для восприятия и обучения. Она самая развернутая и нормативная. Учить школьников содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно и всех уроках русского языка, на которых исправляются и предупреждаются речевые недочеты, проводится словарная и лексическая работа, изучается грамматика и орфография.
На уроках развития речи вырабатываются следующие коммуникативные имения у учащихся:
- умение раскрывать темы высказывания;
- умение выделять основную мысль высказывания;
- умения собирать материал к высказыванию;
- умение систематизировать собранный к высказыванию материал;
- умение строить высказывания в определенной композиционной форме, умение выражать свои мысли с учетом качеств хорошей правильной речи;
- умение совершенствовать написанное.
Таким образом урок развития речи как разновидность урока русского языка характеризуется спецификой целей, содержания, технологии обучения, а также особенностями взаимодействия учителя и ученика. Введение такого специального урока начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный подход к обучению русскому языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развитие речи – составная часть содержания курса русского языка, а следовательно, практическая часть уроков чтения и грамматики. Это то звено, которое связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в один учебный предмет – русский язык.
Учителю начальных классов следует помнить, что формирование и развитие речи учащихся является обязательным компонентом всех уроков русского языка и литературного чтения, так как взаимосвязанное обучение языку и речи – основа формирования речевой и мыслительной деятельности школьников, их общеучебных умений и навыков.
Литература.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1996.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. – М.: Педагогика, 1980.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 1965.
- Михеева Т.Б., Пичкунова О.В. Уроки развития речи в 3 классе. – М.: Русское слово, 2005.
- Негнивицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.