Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Уточнить и углубить знания педагогов по экологии, экологическому воспитанию. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.
Место проведения: музыкальный зал детского сада.
Оборудование:
поделки детей и родителей из осенних листьев для оформления зала, два стола для команд; ноутбук, проектор для презентации, тексты экологических ситуаций, музыкальное оформление – Антонио Вивальди “Времена года”.Участники: воспитатели и специалисты детского сада – 2 команды по 7 участников в каждой.
Предварительная работа
: изготовление костюмов из бросового материала, проведение консультации по методике экологического воспитания.Ход конкурса
Ведущий
: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы знаем, что сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им и правила поведения в природе. При этом важно научить видеть красоту природы, тот кто не видел этой красоты, хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того у кого слепа душа не жди добра и честности, преданности и мужества. А нужно ли говорить о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру? Мы воспитываем в детях четкое понимание – человек – часть природы. Не будет зелени, животных, и ему не жить на Земле, и наоборот: чем богаче мир вокруг, чем лучше человеку жить в этом мире.Сегодня у нас проводится экологический конкурс “Знатоки природы”. Наши педагоги сегодня постараются отстоять свои знания по экологии, по экологическому воспитанию дошкольников. Педагогический состав нашего детского сада богат многочисленными талантами, знаниями и опытами.
А чтобы конкурсы начать,
Надо нам жюри созвать.
Клятву с них мы не берем,
Справедливости лишь ждем!
Судить наш конкурс будет представительное жюри в составе заведующего детским садом Шакировой Ф.В., представителя Северного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Ахметовой Л.Р.
1 конкурс. “Придумай название”.
Ведущий. Так как команды не имеют названия, первое задание командам, которое и объединит участников игры, называется “Придумай название”.
Каждая команда должна придумать название команды и представить себя в соответствии с выбранным названием. Но, прежде чем приступить к выполнению задания, командам необходимо выбрать капитанов, которые будут представлять свою команду. Время для обсуждения – 1 минута, время для представления – 1 минута. Максимальна оценка данного задания – 2 балла.
2 конкурс. Экологическая разминка.
Ведущий. В данном конкурсе времени для обсуждения не будет. Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, если одна команда не ответит – право ответа будет передано другой команде. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
Вопросы команде “Ласточка” | Вопросы команде “Друзья природы” |
1.У какой птицы самый длинный язык? (У
дятла.) 2.Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью.) 3. Какое дерево является символом России? (Берёза) 4.Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб.) 5.Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.) 6.Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб.) 7. Кто написал сказку “Гадкий утенок”? (Г.Х. Андерсен) 8.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.) 9.Какую траву любят кошки? (Валериана.) 10.Самая высока трава? (Бамбук.) |
1. Как называется самая маленькая птица?
(Колибри) 2.Лесной петух. (Глухарь.) 3.Что означает “плач” берёзы весной? (Сокодвижение.) 4. Какое дерево является символом Канады? (Клён) 5.Почему лиственницу называют “добрым деревом”? (Не колется.) 6. Кто написал музыку к балету “Лебединое озеро”? (П.И. Чайковский) 7.Пингвин птица или животное? (Птица.) 8.Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.) 9.Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц.) 10.Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота.) |
3 конкурс. Игра “Ассоциация”.
Ведущий. Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения “цветёт как роза”, “работает как лошадь”, “устал как собака” и т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?
Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды противников, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов).
Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:
- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
- с природным явлением;
- с животным (зверь, птица, насекомое);
- с растением (дерево, кустарник, цветок);
- с минералом. (Остальные пытаются догадаться, о ком идет речь.)
4 конкурс. “Картины - загадки”.
Ведущий. Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения.)
- И.И. Шишкин “Рожь”;
- И.И. Левитан “Весна. Большая вода”;
- А.К. Саврасов “Грачи прилетели”;
- И.И. Левитан “Март”;
- И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”;
- И.И. Шишкин “На севере диком”;
- И.Э. Грабарь “Зимний пейзаж”;
- А.И. Куинджи “Берёзовая роща”;
- И.И. Шишкин “Корабельная роща”;
- И.И. Шишкин “Дубовая роща”;
- А.А. Пластов “Первый снег”.
5 конкурс. Кто больше знает пословиц об охране природы. Ведущий. Пословица воспитывает, наставляет на правильные поступки. Пословица тесно переплетается с действительностью. Наш родной язык стал бы намного беднее без пословиц и поговорок. Прикоснитесь к чистому источнику знаний, на котором воспитывались ваши мамы и папы, бабушки и дедушки.
За каждую пословицу об охране природы команды получают 1 балл.
- Кто умеет добрым быть – тот природу не будет губить.
- Враг природы тот, кто ее не бережет.
- Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
- Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай.
- Лес – богатство и краса, береги свои леса.
6 конкурс. “Простые истины”.
Ведущий. Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды импровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение. Каждой команде дается по 5 минут.
Первая педагогическая ситуация.
Вы идете на работу. На дороге мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У детей в руках по большой охапке.
Как вы поступите в этой ситуации: пройдете мимо в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь и поговорите с мамами, что скажете?
Вторая педагогическая ситуация.
На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: “Давай поймаем бабочку и подожжем ей крылья!” Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает и спрашивает мальчика: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот немного помолчав, ответил: “Просто так”
Что бы вы сказали, как поступили, какие методы и приемы применили, чтобы вызвать у мальчика сочувствие и навсегда избавить от желания издеваться над живыми существами?
7 конкурс. “Народный барометр” (Звучит музыка Антонио Вивальди “Времена года”).
Ведущий.
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет.
Дошли до нас и вот – живут поныне.
(Роман Ругин)
Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс “Как растения и животные предсказывают погоду”. Напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
1.Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (будет дождь).
2.Комары и мошки вьются столбом (будет хорошая погода).
3.Синичка с утра начинает пищать (жди мороза).
4.Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода).
5.Лошадь храпит – (к ненастью), фыркает – (к теплу).
6.Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь).
7.Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде).
8. Стрижи, ласточки низко летают (дождь предвещают).
9.Когда цветет черемуха (к холоду, заморозкам).
10.Если утром трава сухая (к вечеру ожидай дождя).
11.Цветы перед дождем (пахнут сильнее).
12.Вороны садятся на нижние ветки деревьев (к ветру).
13. Куры раскудахтались (будет снег).
14.Из березы течет много соку (к дождливому лету).
15. Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода).
16. Много шелухи на луковицах (быть зиме холодной).
8 конкурс. Домашнее задание “Презентация костюмов”.
Ведущий. Мечта современного человека – мир без свалок, чистые улицы и чистый воздух. Экологи уже не первый год задумываются над тем, как этого достичь и одним из лучших способов много лет подряд называли утилизацию. Творчество и воображение способно привнести революцию в мир старых вещей. Все эти и ещё множество других интересных идей позволят реализовать мечту многих экологов о мире, свободном от пластикового мусора. Творческий человек хоть из чего сделает яркие вещи. Мы сейчас убедимся в этом. А теперь каждая команда представляет костюм из фантиков, пластиковых бутылок, пакетов и т.д.
9 конкурс. “Методический турнир”.
Ведущий. А теперь участникам команд предстоит показать свои методические и природоведческие знания. Данный конкурс мы проведем в форме соревнования. Это значит, что командам будет задан один и тот же вопрос. Для обсуждения каждого вопроса будет дано 30 секунд. Та команда, которая первая подготовит ответ, поднимает флажок. Если ответ будет дан неправильный или неточный, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Все вопросы составлены по “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой.
1. С какой возрастной группы введен раздел “Экологическое воспитание”? (С первой младшей группы)
2. Назовите основную цель раздела “Экологическое воспитание”? (Формирование осознанно бережного отношения к живой и неживой природе, формирование начал экологической культуры)
3. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников (уголок природы, модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений; огород, цветник, уголок леса, поля и сада)
4. Перечислите основные экологические праздники и дату их проведения? (22 марта – Всемирный день воды, 1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – День Земли, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября – Всемирный день животных).
5. Как называется книга, в которой дается информация об исчезающих видах животных и растениях? (Красная книга) Почему эта книга “Красная”?
6. Какие требования предъявляются к оформлению гербария? (Засушивать можно только те растения, которые не занесены в Красную книгу)
7. Перечислите составляющие части окружающей среды? (Вода, воздух, лес, почва)
8. Какие природоохранные мероприятия можно проводить в детском саду? (Экологические акции)
9. Назовите парциальные программы развитию основ экологической культуры. (С.Н. Николаева “Юный эколог”, Н.А. Рыжова “Наш дом – природа”).
10. “Песенно-поэтический марафон”.
Ведущий. Последнее конкурсное задание – самое интересное. Командам предстоит вспомнить стихи и песни, в содержании которых присутствует название дерева. Зачитывается или поется только одна строчка. За каждое выступление – 1 балл.
Подведение итогов конкурса совместного творчества детей и родителей “Осенний листопад”.
Подведение итогов. Награждение команды-победителя.
Ведущий.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
Литература/
1. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999г.
3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М., 2000.
4. Рыжова Н.А. “Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ”. Дошкольное воспитание, 2000 г. № 9.
5. Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.