Обобщающий урок по теме "Формулы сокращенного умножения"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Образовательная – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме “Формулы сокращенного умножения”; создать условия контроля и самоконтроля усвоения знаний и умений.
  • Развивающая – способствовать формированию умений применять формулы сокращенного умножения в упрощении выражений, вычислениях, в решении заданий ГИА; развитие математической речи.
  • Воспитательная - содействовать воспитанию интереса к математике, активности, воспитание аккуратности, внимательности, организованности, самостоятельности.

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: разноуровневые карточки для самостоятельной работы и индивидуальной работы, карточки с формулами, оценочный лист.

Структура урока

Этапы урока Время Методы и приёмы
1. Организационный 1 минута  
2. Активизация 10 минут Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Работа в парах

3. Формирование знаний, умений, навыков. 30 минут Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Работа в группах

4. Домашнее задание 2 минуты  
5. Итог урока.

Рефлексия

1 минута

1 минута

Самооценка.

Эпиграф урока:

“У математиков существует свой язык - это формулы”
С.В. Ковалевская

Ход урока

I этап урока – организационный (1 минута)

Слово учителя:

Сегодня у нас обобщающий урок по теме: “Формулы сокращенного умножения”. Урок пройдет в форме игры – путешествия. На этом уроке мы закрепим полученные знания, которые в дальнейшем будут необходимы для преобразования выражений. Во время урока постепенно будет использоваться раздаточный материал, который находится на партах (приложение 1)

II этап урока-активизация (10 минут)

Повторение теоретического материала по теме “Формулы сокращенного умножения”

“Станция ошибок”

Найдите ошибки и исправьте (фронтальная работа) (приложение 1)

(в-у)22-2ву-у2

(5+с)2=25-10с+с2

(р-11)22-22р+11

(3а+1)2=9а2+3а+1

“Станция формул”

2 ученика выполняют задание на задней стороне доски, а остальные на раздаточном материале.

Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом: (приложение 2)

1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
6. 6.
7. 7.
8. 8.
9. 9.

Заполняется, проводится оценивание работ (по парам), оценка выставляется на оценочных листах:

ответы 12 29 37 45 58 61 76 83 94

Учитель попросит учащихся ещё раз записать в тетрадях изученные формулы: квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов, разность и сумма кубов, при этом формула проговаривается .(хором) На доске записываются эти формулы.

Формулы сокращенного умножения

(a+b)2=a2+b2+2ab

(a-b)2=a2+b2-2ab

(a-b)(a+b)=a2-b2

(a-b)(a2+ab+b2)=a3-b3

(a+b)(a2-ab+b2)=a3+b3

“Станция устного счёта” (приложение 3)

Задание №1

Представить в виде многочленов :

І ІІ ІІІ
1)(m-1)*(m+1) 1) (2x+3)*(2x-3) 1) (5a+4b)*(5a-4b)
2)(3+x)*(x-3) 2) (3m-4)*(4+3m) 2) (10abc+7)*(7-10abc)
3)(m-a)*(m+a) 3) (1-4ab)*(1+4ab) 3) (х+)*(х-)

Задание № 2

Разложить на множители (писать только ответы)

І ІІ ІІІ
a2-m2 1) 16-m 1) m2n2-1
32-x2 2) x2-52 2) 100-y
12-y2 3) 9x2-4 3) 0,49-4x2

III этап урока - Формирование знаний, умений, навыков. (30 минут)

“Станция упорного труда” Самостоятельная работа. (10 минут) (Приложение 4)

  • “5”-0 ошибок
  • “4”-1 ошибка
  • “3”-2 ошибке

Ответы:

В-1 a,a,b,a

В-2 b,c,c,b

5) Реши уравнения: (прокомментировать решение)

Проблемный вопрос :все ли уравнения имеют решения?

4x2-16=0

49x2+4=0

25x2-36=0

64x2+9=0

Станция “Ты - мне, я - тебе” (10 минут) (Приложение 5)

Работа в группах. Каждой группе предлагается пример. После выполнения ,каждая группа защищает свой вариант ответа, основываясь на формулы сокращенного умножения.

(x+2) 2 (3a+b) 2
А. x2+4+2x

Б. x2+4+4x

В. x+4+4x

Г. x2+4

А. 9a2+b2

Б. 9a2+b2+6ab

В. 9a2+3ab+b2

Г. 3a2+6ab+b2

(2a-3) 2 (7-b) 2
А. 4a2-6a+9

Б. 4a2-12a+9

В. 2a2-12a+9

Г. 4a2-9

А. 49-b2

Б. 49+b2-7b

В. 49+b2-14b

Г.49+b2

(2x-3y)(2x+3y) (x-1)(x2+x+1)
А. 2x2-3y2

Б. 4x2-6y2

В. 4x2-9y2

Г. 4x2+9y2

А. x2-1

Б. x2-2x+1

В. x3-1

Г. x-1

(x+3y) 2

А. x2+3y2+6xy

Б. x2+9y2+6xy

В. x2+9y2+3xy

Г. x2+9y2

(2x+y) 2

А. 4x2+y2+2xy

Б. 4x2+y2+4xy

В. 2x2+y2+4xy

Г. 4x2+y2

(4a-1) 2

А. 16a2-8a+1

Б. 4a2-4a+1

В. 16a2-4a+1

Г. 4a2-1

(5a-2) 2

А. 25a2-10a+4

Б. 5a2-20a+4

В. 25a2-20a+4

Г. 25a2-4

(4x-3y)(4x+3y)

А. 4x2-3y2

Б. 4x2-6y2

В. 16x2-9y2

Г. 16x2+9y2

(x-7y)(x+7y)

А. x2-7y2

Б. x2-49y

В. x2-49y2

Г. x2+49y2

(x+3)(x2-3x+9)

А. x2-9

Б. x2-6x+9

В. x3+27

Г. x-27

(x+2)(x2-2x+4)

А. x2-4

Б. x2-4x+4

В. x3+8

Г. x-8

Решите уравнение:

а)(x-6) 2-x(x+8)=2

б)x(x-1)-(x-5) 2=2

Проверка:

(x-6) 2-x(x+8)=2 x(x-1)-(x-5) 2=2
x2+36-12x-x2-8x=2

-20x+36=2

-20x=2-36

-20x=-34

x=1,7

x2-x-(x2+25-10x)=2

x2-x-x2-25+10x=2

9x-25=2

9x=27

x=3

Станция “Трудно в учении, легко в бою” (10 минут)

Готовимся к ГИА

Упростите выражение:

(x+1)3-3*(x+1)2+3*(x+1)-1

Вычислить:

Дополнительные задания

1) На сколько (а+b)2 больше (а-b)2 ?

(а+b)2 – (а-b)2 = а2+2аb+b22+2аb-b2 = 4аb.

2)Равны ли выражения

(-3-а)2 и (3+а) ?

(-(3+а))2 = (3+а)2 ; pавны

IV этап урока. (1 минута)

Домашнее задание: для группы № I -№881(а, в); №888(а); работа для группы № II №881(б, г); №888 (д).

V этап урока (2 минуты).

Итоги урока.

Подведение итогов урока, работа по карточкам самооценки, выставление оценок.