Цель: развить интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству в процессе изготовления сувенира-оберега "Домовёнок".
Задачи урока:
- Образовательная – познакомить учащихся с народными художественными промыслами, расширить кругозор обучающихся,познакомить учащихся с историей создания сувенира и технологией изготовления игрушки-сувенира “Домовёнок”;
- Развивающая– развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию;
- Воспитательная – воспитание художественного и эстетического вкуса, уважения к народным традициям и промыслам своего края.
Методы обучения: Устное изложение нового материала с
использованием презентации “Обереги и сувениры”, беседа, сообщение, демонстрация
образцов изделий, показ трудовых приемов с использованием презентации
“Последовательность изготовления сувенира-оберега “Домовёнок”.
Оборудование:
- Ножницы.
- Иглы.
- Нитки.
- Мешковина.
- Остатки пряжи.
- Тесьма.
Наглядно-демонстрационный материал:
- Образцы готовых изделий.
- Плакаты по технике безопасности при работе с ножницами, иглами и булавками.
- Презентации “Обереги и сувениры”.
- “Последовательность изготовления сувенира-оберега “Домовёнок”.
Новые термины:
- Мешковина.
- Тесьма.
- Шнурок.
- Сувенир.
- Декоративные изделия.
- Украшения.
- Талисман.
- Амулет.
- Оберег.
Ход урока
1. Организационная часть.
Проверка готовности рабочих мест, наличия материалов и инструментов для работы.
2. Сообщение нового материала.
(Изложение материала иллюстрируется слайдами презентации “Сувениры и
обереги”.)
Истории создания сувенира.
Учитель показывает учащимся различные сувениры и репродукции, выясняет, как они представляют себе значение слова “сувенир”. Учащиеся называют наиболее распространенные виды сувениров (игрушки, матрешки) (показ слайда).
Сувенир – это вещь, связанная с воспоминаниями о каких-либо событиях или о каком-то человеке. Сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как декоративное, так и декоративно-утилитарное значение.
Декоративные изделия, служащие украшением, – это различные панно, глиняные, деревянные расписные и резаные игрушки (к ним можно отнести и самодельные игрушки из ткани)(показ слайдов). Сувениры декоративно-утилитарного характера, кроме того, находят применение в быту.
Французское слово “сувенир”, означающее “подарок на память”, пришло в русский язык в петровские времена. Раньше сувениром считали любой подарок, который напоминал о человеке, сделавшим его (показ слайда).
История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Человек приписывал силам природы сверхъестественный характер, поэтому старался задобрить их. Отсюда почитание идолов, вера в волшебную силу талисманов и амулетов. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах.
Со временем изображения утрачивают магический смысл, в результате чего идол переходит в разряд игрушки, а талисман – в разряд украшений. Эти изображения, сохранившие местные художественные традиции, стали дарить как сувениры (показ слайдов).
Считается, что в производстве сувениров преимущественное право принадлежит, прежде всего, изделиям народных художественных промыслов. Такие изделия, как знаменитые на весь мир красочные матрешки, дымковские игрушки, лаковая миниатюра Палеха, расписные шали, кружево, золотая хохлома, стали своего рода эталонами сувениров. Они являются выразителями художественной культуры народа, а кроме того, в них воплощается единство ремесла и искусства (показ слайдов).
Продолжая разговор о различных видах сувениров, требованиях, предъявляемых к ним, учитель знакомит учащихся с понятиями: “личный и общественный сувенир”.
– Личным, индивидуальным сувениром может быть любой предмет природного происхождения или сделанный человеком, напоминающий о каком-либо событии, месте, человеке. Такой предмет может быть подарен, куплен или найден где-то и взят на память о чем-то личном. Например, им может быть рисунок, платок, автограф, фотография, интересный камень и т.д.
Общезначимый сувенир связан с важнейшими событиями, датами, с историей и жизнью страны, города, с традиционными художественными промыслами, то есть, связан с какой-либо значительной темой, событием. Это различны е значки, памятные медали, изделия народных мастеров и художественных промыслов, работающих в традициях своего края, местности (показ слайдов).
Создать новый сувенир не просто. Художник, работающий над сувениром, должен учитывать, что сувенир – это изделие, несущее в своем художественном решении определенную информацию. Что же это за информация? О чем может рассказать сувенир?
Прежде всего, о красоте народного искусства, мастерстве, изобретательности и тонком юморе, умении обрабатывать материал, не нарушая его красоты.
Отечественные художественные изделия и сувениры языком искусства рассказывают о жизни нашей страны и его народа. Они всюду находят своих почитателей – в Токио и Монреале, Париже и Лондоне.
Таким образом, сувенир дает представление о стране, её истории, художественной культуре народа, его традициях и эстетических идеалах.
Сувениры приобретают чаще всего во время туристических поездок, путешествий, во время посещений выставок, музеев и т.д. Поэтому при разработке эскизов сувениров следует думать не только об их высоком художественном уровне, качестве исполнения и отделки, но и о размерах. Не следует увлекаться большими размерами: сувенир должен быть легким, малогабаритным, портативным (показ слайда).
– Теперь послушаем сообщение об истории оберегов.
Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и
приметами. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, об их
попытках понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий.
Народные обычаи менялись со временем вместе с изменениями в культуре народа.
Давние обычаи и поверья славян позже соединились с христианскими ценностями и
заповедями. Христианство лишь потеснило, но не уничтожило традиционное
мировоззрение.
На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди
верили, что они охраняют их от болезней, “дурного глаза”, хищных зверей и разных
напастей (показ слайда).
Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг, менялся
быт, утварь, жилье, но неизменным оставалось свойственное людям желание уберечь
свой дом и членов семьи от невзгод.
В защите нуждались не только обитатели дома, но и сам дом. Наши предки защищали
его с помощью правильного расположения на местности, соблюдали специальные
ритуалы при выборе места и строительстве.
Наши предки прекрасно знали, что от того, насколько правильно выбран участок для
строительства, зависит вся дальнейшая жизнь на новом месте. Эти убеждения берут
начало в глубокой древности, и сегодня некоторые из них могут показаться
обычными суевериями, а другие – полными глубокого скрытого смысла.
Так в древности нельзя было строить дом на месте, куда попала молния, покинутым
людьми из-за стихийных бедствий или болезней, где найдены человеческие останки,
совершены тяжкие преступления, кто-то получил тяжкие увечья, где опрокинулась
телега или сломалась оглобля.
Стены дома, дверь служили естественным оберегом. Дома украшали символической
резьбой, на дверь вешали специально вытканные шторы, обводили проем по контуру
красной глиной(показ слайда).
– А теперь немного о домовом.
В Древнем Риме они именовались “ларами” и “пенатами”. Англичане называют их “фэйри”,
испанцы – “дуэнде”. В польских домах за порядком следят “хованцы”, в украинских
хатах – “хатний дидко”, в чешских – “скржитеки”. Уют индейских вигвамов хранят “шводы”.
Норвежские “ниссе” принадлежат к роду гномов и носят остроконечные красные
шапочки (показ слайда).
Речь идет о домовых – озорных и шкодливых духах вашего дома. Могут они сладости
или вещицу, какую– нибудь утащить, пошуметь по ночам – хозяев запугать. Но если
домового уважишь, угощение ему выставишь – лучше помощника не найти (показ
слайда).
Повторение правил ТБ при работе с ножницами, иглами и булавками.
3. Практическая часть.
(Практическая работа и отдельные трудовые приемы иллюстрируется слайдами
презентации “Последовательность изготовления сувенира-оберега “Домовёнок”.)
Практическая работа: соединение кистей рук, изготовление сумки, плетение шнурков, окончательная отделка.
Работа над сувениром-оберегом “Домовёнок” (показ слайдов).
- Соединение кистей рук к рукавам рубахи мелкими стежками.
- Изготовление сумки.
Вырезать по шаблону прямоугольник, обработать срезы петельным швом, сделать бахрому, пришить лямку сумки. - Окончательная отделка: приклеить глаза, рот; повязать пояс, повесить через плечо сумку с монетами, подровнять волосы, челку, распушить, если позволяет нить.
Индивидуальный обход рабочих мест. Помощь учащимся, устранение типичных ошибок.
Правила изготовления оберегов:(показ слайда)
- Обереги не могут быть изготовлены для себя.
- Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег. Обереги изготавливается только по доброй воле и от чистой души.
- Самые сильные – те, которые изготавливаются для вас вашими кровными родственниками. Самые сильные обереги – супружеские кольца.
- Нужно тщательно выбирать материал для изготовления оберегов. Их нужно выполнять только из природных материалов.
- В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете.
4. Заключительная часть.
Вопросы учащимся:
Какой смысл вы заложили в сувенир-оберег?
Заинтересовали ли вас народные обычаи и поверья? Какие?
Захотелось вам сделать еще какие-то сувениры-обереги?
5. Итоги урока.
Проверить выполненную работу, оценить.
6. Уборка рабочих мест.
7. Домашнее задание: сделать шляпку для домовёнка, принести крючок и пряжу, можно остатки пряжи (показ слайда).