Цели: повторить изученные ранее темы класс рыбы, класс земноводные и пресмыкающиеся; повторить основные признаки классов; ознакомить учащихся с редкими и исчезающими видами классов.
Задачи.
Образовательные:
Продолжить формировать представления о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации.
Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, в связи с обитанием в водной, наземной средах.
Развивающие:
Развитие навыков работы в группе (парах) и основ творческой деятельности.
Способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
Воспитательные: учитывая различные способности учащихся (организаторские, художественные, технические и др.), создать в группе атмосферу делового сотрудничества и взаимоуважения. Воспитывать интерес к предмету.
Предварительная подготовка: ученикам необходимо повторить, изученные ранее темы: класс рыбы, класс земноводные и пресмыкающиеся, подготовить сообщение о значении представителей классов.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, муляжи рыбы, лягушки, змеи, таблицы
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Урок проводится в виде игры, для этого класс делится на 3 команды: Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Мы изучили различные классы животного мира, познакомились с разнообразными животными. Сейчас я буду показывать вам животных, а вы должны вспомнить к какому классу они относятся и каковы общие особенности данного класса.
1.задание. К какому классу относится животное? (Презентация)
2. задание. Какому типу относятся эти животные? (Презентация)
3. задание.
В каком направлении шла эволюция хордовых?
Какие среды жизни они освоили?
Тема нашего урока: Обобщений знаний по теме: “Тип Хордовые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.
- Как вы думаете, какая основная задача нашего урока?
- А что именно мы должны повторить?
1. Выпишите признаки характерные для каждого класса.
Рыбы_________ Земноводные_________ Пресмыкающиеся______
Звучит мелодия из передачи “В мире животных”.
1. Кожа голая и имеет множество желез.
2. Кожа сухая и не имеет желез.
3. Тело покрыто костной чешуей.
4. Имеется шейный отдел позвоночника.
5. У некоторых отрядов скелет хрящевой.
6. Дыхание жаберное.
7. Дыхание легочное и кожное.
8. Дыхание легочное.
9. Сердце двухкамерное.
10. Сердце трехкамерное.
11. Сердце трехкамерное с дополнительной перегородкой.
12. Кровь в организме течет по двум кругам кровообращения.
13. Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения.
14. Имеется клоака.
15. Хорошо развит дополнительный орган чувств - боковая линия.
16. Оплодотворение внутреннее.
17. Оплодотворение наружное.
Рыбы: 3, 5, 6, 9,13, 15, 17.
Земноводные: 1, 4, 7, 10, 12, 14, 17.
Пресмыкающиеся: 2, 4, 8, 11, 12, 14, 16.
2. Доказать, приспособленность животных к различным средам обитания:
а) каким образом рыбы приспособились к обитанию воде;
б) каким образом земноводные приспособились к обитанию в воде на земле;
в) каким образом пресмыкающиеся приспособились к обитанию на земле;
3. Биологические задачи.
Каждая команда получает биологические задачи
Класс Рыбы
- Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков, у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении, у акул – торпедообразное, у рыб – игл - иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения.
- У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно прочитать по чешуе рыб.
Класс Земноводные
- Лягушки охотятся за движущейся добычей. Они хватают ее и проглатывают. Однако ученые – биологи утверждают, что, лягушки едят, используя глаза. Насколько они правы?
- Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт.
Класс Пресмыкающиеся
- Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз, поднимать вверх. В связи, с чем могут вертеть головой.
- Змеи не имеет мочевого пузыря. С чем это связано? Объяснить.
4. Работа с терминами.
(Каждая команда отвечает по очереди)
- малек - головастик
- выползок
- нерест
- ихтиология
- линька
- плавательный пузырь
- герпетология
- стегоцефал
- регенерация
- мозжечок
5. Физкультминутка.
Рыбы – взмахи руками, земноводные - наклоны туловища вперед, пресмыкающиеся приседание.
- форель
- жерлянка
- уж
- белуга
- квакша
- хамелеон
- палтус
- чесночница
- варан
- кета
- кобра
- лосось
Вы получили заряд бодрости и энергии. А теперь продолжим наш урок.
6. Головоломка “Составьте слова”.
Расположить буквы в правильном порядке и нужно составить названия животных.
Яшаглук (лягушка)
Льероф (форель)
Ранасадмал (саламандра)
Жаряклен (жерлянка)
Милан (налим)
Томсамбаи (амбистома)
Номелеха (хамелеон)
7. Четвертый лишний.
1. Жерлянка – квакша – кобра – чесночница. (Кобра – змеи, остальные земноводные.)
2. Хамелеон – крокодил – пикша – черепаха. (Пикша – рыба, остальные – пресмыкающиеся.)
3. Гадюка – желтопузик – агама – веретеница. (Гадюка – змея, остальные – ящерицы.)
4. Севрюга – навага – тритон – семга. (Тритон – земноводные, остальные - рыбы.)
- Какая связь между карманным фонариком и рыбами?
- Какая связь между рыцарскими доспехами средневековья и пресмыкающимся?
- Какая связь между присоской и земноводными,
8. Задание.
Значение животных.
Вспомните значение этих животных.
В Сорбонне во всемирно известном Парижском университете поставлен памятник лягушке, которая пострадала от науки, особенно от медицины. Сорок лет назад был поставлен памятник лягушки в Токио, на средства, собранные студентами. Современные Рептилии представляют лишь остатки богатого и разнообразного мира Рептилий, населявших Землю в Мезозойскую эру. В современном мире насчитывается 6 тысяч видов пресмыкающихся. Это холоднокровные животные, они наиболее многочисленны в тропиках и субтропиках, немного видов встречается в умеренном климате и, совсем их нет за полярным кругом.
Герб всех медиков – это чаша добра и милосердия обвитая змеей. Змея – это символ мудрости врачей, которая отдает свой яд для лечения больных людей.
Сообщение учащихся.
Амфибии и Рептилии могут предсказывать погоду. Лягушка квакает – дождь зовет. Жабы в нору спрятались на теплую погоду. Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем. Крокодил из воды выходит на сушу – к холодной погоде. Змеи прячутся в норы – к похолоданию.
Какую роль играют Амфибии в природе и жизни человека?
(Уничтожают вредных насекомых, являются пищей для птиц и мелких водных млекопитающих животных, в некоторых странах, например в Китае и Франции человек употребляет в пищу мясо Амфибий.)
Какую роль играют Рептилии в природе и жизни человека?
(Ящерицы истребляют вредных насекомых, змеиный яд используется как обезболивающее и кровесвертывающее средство, кожа крокодилов используется для изготовления портфелей, сумок, ремней, мясо и яйца черепах человек использует в пищу, мелкие рептилии являются пищей для более крупных животных, из панциря черепах изготавливают гребни, панцири черепах используют для декорации цветочных клумб.)
Какую роль играют Рыбы в природе и жизни человека?
Многие рыбы являются промысловыми. Рыбы, вылавливаемые в большом количестве для потребления в свежем виде и для переработки в промышленном. К ним относятся сельдь, лосось, треска, судак, лещь и т.д. Особенно ценны в этом отношении осетровые. Они дают отличное мясо, ценную икру и другие продукты. Рыбы входят в цепь питания.
Охрана (презентация). Звучит песня “Красная книга” в исполнении Олега Газманова.
Из-за неумелого вмешательства человека в природу численность этих животных быстро сокращается.
Большинство рыб, находящихся на грани исчезновения, - это пресноводные виды, страдающие от загрязнения водоемов и перелова.
По всему земному шару за последние годы численность многих видов лягушек снижается. Число исчезающих видов амфибий – 170.
На протяжении многих веков рептилий истребляли в погоне за их кожей или панцирями. В наши дни как морским, так и сухопутным черепахам исчезновение угрожает больше, чем всем другим рептилиям. Исполинские черепахи, живущие на Галапагосских островах, в настоящее время строго охраняются.
Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом.
Лягушек спросили: “О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте”.
Лягушки сказали: “О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем”!
– Давайте любить родную природу и не засорять водоемы!
Рефлексия.
- Что вам больше запомнилось?
Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ! Вы поработали активно и дружно.