Урок-обобщение по теме "Тип Хордовые. Класс Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся"

Разделы: Биология


Цели: повторить изученные ранее темы класс рыбы, класс земноводные и пресмыкающиеся; повторить основные признаки классов; ознакомить учащихся с редкими и исчезающими видами классов.

Задачи.

Образовательные:

Продолжить формировать представления о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации.

Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, в связи с обитанием в водной, наземной средах.

Развивающие:

Развитие навыков работы в группе (парах) и основ творческой деятельности.

Способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

Воспитательные: учитывая различные способности учащихся (организаторские, художественные, технические и др.), создать в группе атмосферу делового сотрудничества и взаимоуважения. Воспитывать интерес к предмету.

Предварительная подготовка: ученикам необходимо повторить, изученные ранее темы: класс рыбы, класс земноводные и пресмыкающиеся, подготовить сообщение о значении представителей классов.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, муляжи рыбы, лягушки, змеи, таблицы

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Урок проводится в виде игры, для этого класс делится на 3 команды: Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Мы изучили различные классы животного мира, познакомились с разнообразными животными. Сейчас я буду показывать вам животных, а вы должны вспомнить к какому классу они относятся и каковы общие особенности данного класса.

1.задание. К какому классу относится животное? (Презентация)

2. задание. Какому типу относятся эти животные? (Презентация)

3. задание.

В каком направлении шла эволюция хордовых?

Какие среды жизни они освоили?

Тема нашего урока: Обобщений знаний по теме: “Тип Хордовые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.

- Как вы думаете, какая основная задача нашего урока?

- А что именно мы должны повторить?

1. Выпишите признаки характерные для каждого класса.

Рыбы_________ Земноводные_________ Пресмыкающиеся______

Звучит мелодия из передачи “В мире животных”.

1. Кожа голая и имеет множество желез.

2. Кожа сухая и не имеет желез.

3. Тело покрыто костной чешуей.

4. Имеется шейный отдел позвоночника.

5. У некоторых отрядов скелет хрящевой.

6. Дыхание жаберное.

7. Дыхание легочное и кожное.

8. Дыхание легочное.

9. Сердце двухкамерное.

10. Сердце трехкамерное.

11. Сердце трехкамерное с дополнительной перегородкой.

12. Кровь в организме течет по двум кругам кровообращения.

13. Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения.

14. Имеется клоака.

15. Хорошо развит дополнительный орган чувств - боковая линия.

16. Оплодотворение внутреннее.

17. Оплодотворение наружное.

Рыбы: 3, 5, 6, 9,13, 15, 17.

Земноводные: 1, 4, 7, 10, 12, 14, 17.

Пресмыкающиеся: 2, 4, 8, 11, 12, 14, 16.

2. Доказать, приспособленность животных к различным средам обитания:

а) каким образом рыбы приспособились к обитанию воде;

б) каким образом земноводные приспособились к обитанию в воде на земле;

в) каким образом пресмыкающиеся приспособились к обитанию на земле;

3. Биологические задачи.

Каждая команда получает биологические задачи

Класс Рыбы

  1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков, у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении, у акул – торпедообразное, у рыб – игл - иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения.
  2. У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно прочитать по чешуе рыб.

Класс Земноводные

  1. Лягушки охотятся за движущейся добычей. Они хватают ее и проглатывают. Однако ученые – биологи утверждают, что, лягушки едят, используя глаза. Насколько они правы?
  2. Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт.

Класс Пресмыкающиеся

  1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз, поднимать вверх. В связи, с чем могут вертеть головой.
  2. Змеи не имеет мочевого пузыря. С чем это связано? Объяснить.

4. Работа с терминами.

(Каждая команда отвечает по очереди)

- малек - головастик

- выползок

- нерест

- ихтиология

- линька

- плавательный пузырь

- герпетология

- стегоцефал

- регенерация

- мозжечок

5. Физкультминутка.

Рыбы – взмахи руками, земноводные - наклоны туловища вперед, пресмыкающиеся приседание.

- форель

- жерлянка

- уж

- белуга

- квакша

- хамелеон

- палтус

- чесночница

- варан

- кета

- кобра

- лосось

Вы получили заряд бодрости и энергии. А теперь продолжим наш урок.

6. Головоломка “Составьте слова”.

Расположить буквы в правильном порядке и нужно составить названия животных.

Яшаглук (лягушка)

Льероф (форель)

Ранасадмал (саламандра)

Жаряклен (жерлянка)

Милан (налим)

Томсамбаи (амбистома)

Номелеха (хамелеон)

7. Четвертый лишний.

1. Жерлянка – квакша – кобра – чесночница. (Кобра – змеи, остальные земноводные.)

2. Хамелеон – крокодил – пикша – черепаха. (Пикша – рыба, остальные – пресмыкающиеся.)

3. Гадюка – желтопузик – агама – веретеница. (Гадюка – змея, остальные – ящерицы.)

4. Севрюга – навага – тритон – семга. (Тритон – земноводные, остальные - рыбы.)

- Какая связь между карманным фонариком и рыбами?

- Какая связь между рыцарскими доспехами средневековья и пресмыкающимся?

- Какая связь между присоской и земноводными,

8. Задание.

Значение животных.

Вспомните значение этих животных.

В Сорбонне во всемирно известном Парижском университете поставлен памятник лягушке, которая пострадала от науки, особенно от медицины. Сорок лет назад был поставлен памятник лягушки в Токио, на средства, собранные студентами. Современные Рептилии представляют лишь остатки богатого и разнообразного мира Рептилий, населявших Землю в Мезозойскую эру. В современном мире насчитывается 6 тысяч видов пресмыкающихся. Это холоднокровные животные, они наиболее многочисленны в тропиках и субтропиках, немного видов встречается в умеренном климате и, совсем их нет за полярным кругом.

Герб всех медиков – это чаша добра и милосердия обвитая змеей. Змея – это символ мудрости врачей, которая отдает свой яд для лечения больных людей.

Сообщение учащихся.

Амфибии и Рептилии могут предсказывать погоду. Лягушка квакает – дождь зовет. Жабы в нору спрятались на теплую погоду. Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем. Крокодил из воды выходит на сушу – к холодной погоде. Змеи прячутся в норы – к похолоданию.

Какую роль играют Амфибии в природе и жизни человека?

(Уничтожают вредных насекомых, являются пищей для птиц и мелких водных млекопитающих животных, в некоторых странах, например в Китае и Франции человек употребляет в пищу мясо Амфибий.)

Какую роль играют Рептилии в природе и жизни человека?

(Ящерицы истребляют вредных насекомых, змеиный яд используется как обезболивающее и кровесвертывающее средство, кожа крокодилов используется для изготовления портфелей, сумок, ремней, мясо и яйца черепах человек использует в пищу, мелкие рептилии являются пищей для более крупных животных, из панциря черепах изготавливают гребни, панцири черепах используют для декорации цветочных клумб.)

Какую роль играют Рыбы в природе и жизни человека?

Многие рыбы являются промысловыми. Рыбы, вылавливаемые в большом количестве для потребления в свежем виде и для переработки в промышленном. К ним относятся сельдь, лосось, треска, судак, лещь и т.д. Особенно ценны в этом отношении осетровые. Они дают отличное мясо, ценную икру и другие продукты. Рыбы входят в цепь питания.

Охрана (презентация). Звучит песня “Красная книга” в исполнении Олега Газманова.

Из-за неумелого вмешательства человека в природу численность этих животных быстро сокращается.

Большинство рыб, находящихся на грани исчезновения, - это пресноводные виды, страдающие от загрязнения водоемов и перелова.

По всему земному шару за последние годы численность многих видов лягушек снижается. Число исчезающих видов амфибий – 170.

На протяжении многих веков рептилий истребляли в погоне за их кожей или панцирями. В наши дни как морским, так и сухопутным черепахам исчезновение угрожает больше, чем всем другим рептилиям. Исполинские черепахи, живущие на Галапагосских островах, в настоящее время строго охраняются.

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом.

Лягушек спросили: “О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте”.
Лягушки сказали: “О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем”!

– Давайте любить родную природу и не засорять водоемы!

Рефлексия.

- Что вам больше запомнилось?

Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ! Вы поработали активно и дружно.

Презентация