Класс -7
Предмет - биология
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Плоские, Круглые, Кольчатые черви” через игровые приемы.
Задачи:
- Образовательные: закрепление и углубление знаний учащихся о многообразии, особенностях организации, строении, жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей.
- Развивающие: развитие приемов логического мышления, активизация познавательной деятельности учащихся.
- Воспитательные: развитие коммуникативных качеств, чувства ответственности, формирование бережного отношения к своему здоровью.
Тип урока: урок-обобщение.
Форма проведения урока: игра.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент (внешняя и внутренняя готовность учащихся).
2. Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы изучали группу животных под общим названием “черви”. Какие типы червей входят в эту группу? (Учащиеся называют типы плоских, круглых, кольчатых червей). Сегодня на уроке мы обобщим знания о строении, процессах жизнедеятельности и значении червей. Обобщение проведем в виде интеллектуальной игры “Своя игра”.
Правила игры:
- Класс делится на 3 команды. Каждая команда выбирает капитана, который выбирает вопрос из любого раздела и любой сложности.
- На обсуждение ответа на вопрос дается 30 секунд. За досрочный ответ команда получает 0,5 балла.
- Если команда не отвечает на вопрос или отвечает неправильно, ход переходит к команде, первой поднявшей руку.
- Если выпадает “кот в мешке”, ход переходит к следующей по порядку команде.
- Команда, в которой как много больше участников отвечали на вопросы, получает дополнительных 2 балла.
- Право начать игру определяется жеребьевкой.
3. Игра. (Приложение. Презентация.).
Вопросы и задания.
1). Укажите название представителя типа Плоские черви.
1 |
2 |
3 |
2). Перечислите приспособления бычьего цепня к паразитическому образу жизни.
3). Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?
4). Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
5). В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?
6). Почему аскарида, почвенные нематоды не могут вытягивать и укорачивать свое тело?
7). Цепни и аскариды живут в одной и той же среде – в тонком кишечнике хозяина, где содержится готовая переваренная пища. Однако у цепней органов пищеварения нет, а у аскарид есть рот, глотка, пищевод и кишечник. Почему?
8). В конце прошлого столетия один врач в опыте, поставленном на себе, выяснил, что из только что отложенных самкой аскариды яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?
9). Известно, что если попробовать вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему?
10). Какие выводы можно сделать из следующих фактов:
дождевые черви избегают сухой почвы и всегда держатся во влажной;
на поверхность почвы дождевые черви выползают из норок ночью либо днем после дождя.
11). О деятельности дождевых червей известно многое. Например, ученые считают, что некоторые остатки сооружений Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это происходит?
12). Назовите стадии развития печеночного сосальщика.
13). Перечислите системы органов молочно-белой планарии.
14). Назовите изображенную систему органов. Какова ее функция?
15). Что такое половой диморфизм? Чем самка аскариды отличается от самца?
16). Какая система органов впервые появилась у дождевого червя?
17). Что такое регенерация? Можно ли ее отнести к способам размножения дождевого червя? Ответ поясните.
18). Закончите предложения:
- Заражение человека яйцами аскариды происходит...
- Яйцо попадает...
- Из яйца в кишечнике развивается...
- Личинка с кровью отправляется в...
- Личинка с мокротой откашливается и попадает в....
- В аскариду личинка превращается в...
- Паразитирует взрослая аскарида в...
19). Назовите круглого червя, паразитирующего в толстом кишечнике человека.
20). Укажите представителя типа Круглые черви (см. задание 1).
21). Назовите представителей типа Кольчатые черви. Укажите, к какому классу они относятся.
1 |
2 |
3 |
22).
Жил на свете Червячок,
Был он страшно одинок,
Круглый год один скитался,
Только раз в году питался...
Червячок – пловец удалый,
Несмотря, что ростом малый.
Цвет умел менять не раз –
Для защиты, без прикрас.
Нет щетинок для движенья,
Только жертвам нет спасенья –
Есть присоски, гирудин.
Кто он, этот господин?
Ответы.
1). № 1.
2). Наличие присосок, крючьев, огромная плодовитость, цикл развития со сменой хозяев, плотные покровы тела, которые не перевариваются в теле хозяина.
3) Огромная плодовитость связана с низкой вероятностью попадания яиц в организм нового хозяина, является приспособлением к сохранению вида.
4) Эти организмы обитают в теле хозяина, где они защищены от неблагоприятных условий, обеспечены пищей. Условия среды обитания – постоянные.
5) В сыром мясе могут находиться финны (личинки), активизация которых в кишечнике человека становится началом развития взрослого червя.
6) У аскариды есть только продольные мышцы, поэтому она может только изворачивать тело. Укорачивание и вытягивание тела обусловлено наличием кольцевых мышц.
7) Бычий цепень прикрепляется к кишечнику, поглощает пищу всей поверхностью тела. У аскариды нет органов прикрепления, она удерживается в кишечнике, постоянно двигаясь навстречу поступающим пищевым массам.
8) Для нормального развития из яйца личинок необходимы определенные условия, в том числе наличие кислорода.
9) На теле дождевого червя есть щетинки.
10) У червей нет специальных органов дыхания, кислород поступает через влажную кожу.
11) Черви рыхлят почву ( делают ходы, норки, пропускают ее через себя), поэтому многие сооружения оседают.
12) 1 – взрослый червь, 2 – яйца, 3 – личинка с ресничками, 4 – личинка в промежуточном хозяине (улитка), 5 – хвостатая личинка, 6 – циста.
13) Пищеварительная, выделительная, нервная, половая системы.
14) Нервная система, обеспечивающая связь с внешней средой, раздражимость.
15) Половой диморфизм – внешнее различие самки и самца. Самка аскариды крупнее самца.
16) Кровеносная система.
17) Регенерация – восстановление утраченных частей тела. Регенерацию можно отнести к способам размножения дождевого червя, так как происходит увеличение числа особей.
18)
Через вещи и продукты, загрязненные почвой, содержащей яйца аскарид;
- В кишечник;
- Личинка;
- В легкие;
- В пищеварительный тракт;
- В кишечнике;
- В кишечнике
19) Острица.
20) №2.
21) 1 - медицинская пиявка (Пиявки), 2 – пескожил (Многощетинковые), 3 – дождевой червь (Малощетинковые).
22) Пиявка.
4. Рефлексия. Заключительное слово учителя.
- Понравилась ли вам такая форма организации урока?
- Какие вопросы показались вам наиболее интересными и познавательными?
- Ваши пожелания и предложения.
5. Подведение итогов. Выступление жюри.