Урок по теме "Решение показательных уравнений" для 10–11-х классов

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Закрепить методы решения показательных уравнений с использованием свойств показательной функции.
  • Развивать навыки сравнительного анализа, логического мышления, умение делать обобщения и выводы.
  • Воспитывать сознательное отношение к учению, познавательную активность, культуру умственного труда.

Ход урока:

I. Организационный момент: На доске высказывание:

“Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, - что следуя этому методу, мы достигнем цели”. (Г.Лейбниц).

Учитель формулирует тему и цели урока.

II. Устная работа (на интерактивной доске).

Вычислите:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

з)

и) .

Какие свойства показательной функции применялись?

2) Фронтальный опрос (Вопросы на интерактивной доске).

- Дайте определение показательной функции.

- Сформулируйте основные свойства показательных функций:

а)

б) у =

в) у =

г) у =

Какие функции являются возрастающими, а какие убывающими?

III. Проверка домашнего задания.

Проверить домашнее задание при помощи проектора.

IV Актуализация знаний.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что показательные уравнения входят в задания ЕГЭ. Поэтому всем необходимо знать основные методы решения показательных уравнений и уметь их применять при решении более сложных уравнений (уровень С), вспомнить основные методы решения показательных уравнений.

V. Отработка навыков решения уравнений.

№1. Решите уравнение:

а)

б)

в)

г)

Решение:

а)

х – 4= 4

х = 8

Ответ: 8.

б)

2х = -3

х =-1,5.

Ответ: -1,5.

в)

2х =

Х =

Ответ: .

г)

х1,2

х1=4- ; х2=4+.

Ответ: 4- ; 4+.

Решение уравнений проверяется у доски.

Работа по учебнику: № 463(а), № 464(а).

№463(а) (Вынесение общего множителя за скобки).

7х+2 + 4х+1=539;

7х+1;

7х+1;

7х+1;

7х+1= 539;

7х+1= 49;

7х+1=72;

Х+1 = 2;

Х = 1.

Ответ: 1.

№464 (а)

9х - 8х - 9 = 0

Сделаем замену у = 3х, тогда 9х = у2, получим квадратное уравнение

У2 – 8у – 9 = 0;

У1,2 = ; у1 =- 1; у2 = 9;

3х = - 1 нет решения, т.к. Е;

= 9;

3х = 32;

Х = 2. Ответ: 2.

VI. Проверка знаний обучающихся.

Самостоятельная работа (10 минут).

Раздаются тестовые задания (Приложение №1).

Выбираются консультанты для проверки тестовых заданий. (Приложение 2).

VII. Решение заданий ЕГЭ.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что показательные уравнения входят в задания ЕГЭ.

Решить уравнение .

Для решения данного уравнения разложим на простые множители число 504 = 23 327.

;

 ;

Можете ли вы догадаться, какое число является корнем уравнения?

Разделим обе части уравнения на  0,

,

;

;

2х + 5 = 0;

х = -2,5. Ответ: -2,5.

VIII. Домашнее задание:

1) Повторить свойства степеней;

2) № 463 (б ),№ 464 (б) (А. Н. Колмогоров “Алгебра и начала анализа” Москва “Просвещение” 2010 г.)

IX .Подведение итогов.

X. (Приложение 3, Приложение 4 использовать на следующем уроке, как индивидуальную работу.)