Конспект итогового логопедического занятия по теме "Насекомые"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные цели:

  • закрепить знания полученные в период обучения на теме “Насекомые”;
  • образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • согласовывать числительные с прилагательными и существительными;
  • выполнять звуковой анализ слова;

Коррекционно-развивающиецели: развивать зрительное внимание и фонематическое, слуховое, сенсорное восприятие; стимулировать мыслительную и речевую активность;

Воспитательные цели: воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение; воспитывать желание помочь другим.

Ход занятия

Организационный момент

Дети рассказывают стихотворение наизусть “Веселый бал”.

Веселый бал

На лугу веселый бал
Был открыт весною:
На трубе Комар играл,
Шмель мохнатой танцевал
С Мушкой голубою.
И кружился ветерок,
Листьями играя.
И качался в такт цветок,
Свой зеленый стебелёк
Стройно наклоняя.
Стрекоза легко неслась
С Мотыльком нарядным.
И Улитка приплелась
И удобно разлеглась
Под листком прохладным.
Прилетел и Майский Жук
С толстою Жучихой,
И, толкая всех вокруг,
Он вошёл в веселый круг,
Подбоченясь лихо.
Муравьи толпой пришли,
Шевеля усами,
И плясать они пошли!....
Лишь паук сидел вдали,
Прячась за ветвями.
И сердился и ворчал:
“Что за новоселье, -
Что еще такой за бал?”
Злой Паук не понимал
Счастья и веселья...

Логопед.

- Ребята, о ком это стихотворение?

Дети.

- О комаре, шмеле, мушке, стрекозе, мотыльке, муравьях, пауке – о насекомых.

Логопед.

- Правильно, ребята! А вот с Незнайкой произошло несчастье. Он вышел на улицу увидел много насекомых и решил их поймать. Поймал и посадил в банки, но он не знал, что так делать нельзя и очень переживает, не знает как теперь насекомых освободить. Поможем Незнайке освободить насекомых?

Дети.

- Да, поможем.

Логопед.

- А чтобы освободить, необходимо сначала отгадать загадку и только потом выполнить задания. После выполненного задания, мы насекомого из банки пересадим на “полянку”.

Основная часть

Задание 1

К загадке первой мы идем...
Смотри, стоит какой – то дом.
Дом без дверей и без окон
Народом дружным заселен.
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой...
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не устают...
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей? (Муравейник - муравей).

Логопед.

- Молодцы, отгадали насекомое. Первое задание - игра с мячом “Один - много”

Паук – пауки
Муха-мухи
Комар-комары
Стрекоза-стрекоза
Муравей-муравьи
Пчела-пчелы
Оса-осы
Гусеница-гусеницы
Кузнечик-кузнечики
Жук-жуки
Таракан-тараканы
Бабочка-бабочки
Сверчок-сверчки

Задание выполнено – посадим муравья на “полянку”- в муравейник.

Задание 2

В мае месяце появился не рак, не рыба,
Не зверь, не птица, не человек.
Нос долог, голос тонок,
Летит – кричит, сядет – молчит. (Комар)

Логопед.

- Молодцы, отгадали насекомое. Второе задание – игра “Сосчитай 1-2-5”

Одна большеглазая стрекоза – две большеглазые стрекозы – пять большеглазых стрекоз.

Одна пестрокрылая бабочка – две пестрокрылые бабочки – пять пестрокрылых бабочек.

Один большой жук –два больших жука – пять больших жуков.

Задание выполнено – посадим комар на “полянку” - на траву.

Задание 3

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Логопед.

- Молодцы, отгадали насекомое. Третье задание – игра “Звуковой анализ слова бабочка”.

Логопед.

- Ребята, а слово бабочка– это короткое слово или длинное?

Дети.

- Слово бабочка –длинное.

Логопед.

- Правильно, а теперь назовите каждый звук и дайте полную характеристику звуков.

Задание выполнено – посадим бабочку на “полянке” - на цветок.

Задание 4

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик
“Больше всех мои глаза!”-
Любит хвастать.....(стрекоза)

Логопед.

- Молодцы, отгадали насекомое. Четвертое задание – подвижнаяигра“Стрекоза”

Летит стрекоза, Дети бегут по кругу, расставив руки.
Как горошины глаза. Сомкнутыми большим и указательным пальцами показывают глаза стрекозы.
Вверх – вниз, Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе.
Взад – вперед, Меняют направление бега.
Как прозрачный самолет. Свободно бегают по ковру.

Задание выполнено – посадим стрекозу на “полянке” - между цветком и папоротником.

Задание 5

Что за мелкая букашка
В пятнистой рубашке.
Детки в руки взяли,
Хором присказку сказали:
- “Мелкая букашка
Лети на небо –
Там твои детки
Кушают котлетки”. (Божья коровка)

Логопед.

- Молодцы, отгадали насекомое. Пятое задание – “Деление на слоги”.

Дети из “волшебного мешочка” достают насекомое, сделанное из резины, и проговаривают, сколько слогов в названии насекомого. Затем “садят” рядом с цифрой 1, 2, 3 в зависимости от количества слогов в названии насекомого.

Задание выполнено – посадим божью коровку на “полянку”- под листок папоротника.

Задание 6

Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук)

Логопед.

- Молодцы, отгадали насекомое. Пятое задание – чтение предложений на паутинках.

Муравей живёт в муравейнике.
Пчела живёт в улье.
Паук плетёт паутину.
Бабочка порхает.
Комар пищит.
Пауки сплели паутину.
Пчёлы собирают нектар.
Красивая бабочка.
Божья коровка сидит на цветке.
На цветке сидят бабочки.
Пчела улетела в улей.
Трудолюбивый муравей.
Пятнистая божья коровка.
Бабочка.
Паук.
У стрекозы большие глаза.

Задание выполнено – посадим паука на “полянке”- на паутину.

Итог занятия. - Ребята, вы помогли Незнайке освободить всех насекомых. Идавайте каждый из вас скажет ему, во что понравилось играть?