Коррекционно-образовательные цели:
- закрепить знания полученные в период обучения на теме “Насекомые”;
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- согласовывать числительные с прилагательными и существительными;
- выполнять звуковой анализ слова;
Коррекционно-развивающиецели: развивать зрительное внимание и фонематическое, слуховое, сенсорное восприятие; стимулировать мыслительную и речевую активность;
Воспитательные цели: воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение; воспитывать желание помочь другим.
Ход занятия
Организационный момент
Дети рассказывают стихотворение наизусть “Веселый бал”.
Веселый бал
На лугу веселый бал
Был открыт весною:
На трубе Комар играл,
Шмель мохнатой танцевал
С Мушкой голубою.
И кружился ветерок,
Листьями играя.
И качался в такт цветок,
Свой зеленый стебелёк
Стройно наклоняя.
Стрекоза легко неслась
С Мотыльком нарядным.
И Улитка приплелась
И удобно разлеглась
Под листком прохладным.
Прилетел и Майский Жук
С толстою Жучихой,
И, толкая всех вокруг,
Он вошёл в веселый круг,
Подбоченясь лихо.
Муравьи толпой пришли,
Шевеля усами,
И плясать они пошли!....
Лишь паук сидел вдали,
Прячась за ветвями.
И сердился и ворчал:
“Что за новоселье, -
Что еще такой за бал?”
Злой Паук не понимал
Счастья и веселья...
Логопед.
- Ребята, о ком это стихотворение?
Дети.
- О комаре, шмеле, мушке, стрекозе, мотыльке, муравьях, пауке – о насекомых.
Логопед.
- Правильно, ребята! А вот с Незнайкой произошло несчастье. Он вышел на улицу увидел много насекомых и решил их поймать. Поймал и посадил в банки, но он не знал, что так делать нельзя и очень переживает, не знает как теперь насекомых освободить. Поможем Незнайке освободить насекомых?
Дети.
- Да, поможем.
Логопед.
- А чтобы освободить, необходимо сначала отгадать загадку и только потом выполнить задания. После выполненного задания, мы насекомого из банки пересадим на “полянку”.
Основная часть
Задание 1
К загадке первой мы идем...
Смотри, стоит какой – то дом.
Дом без дверей и без окон
Народом дружным заселен.
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой...
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не устают...
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей? (Муравейник - муравей).
Логопед.
- Молодцы, отгадали насекомое. Первое задание - игра с мячом “Один - много”
Паук – пауки
Муха-мухи
Комар-комары
Стрекоза-стрекоза
Муравей-муравьи
Пчела-пчелы
Оса-осы
Гусеница-гусеницы
Кузнечик-кузнечики
Жук-жуки
Таракан-тараканы
Бабочка-бабочки
Сверчок-сверчки
Задание выполнено – посадим муравья на “полянку”- в муравейник.
Задание 2
В мае месяце появился не рак, не рыба,
Не зверь, не птица, не человек.
Нос долог, голос тонок,
Летит – кричит, сядет – молчит. (Комар)
Логопед.
- Молодцы, отгадали насекомое. Второе задание – игра “Сосчитай 1-2-5”
Одна большеглазая стрекоза – две большеглазые стрекозы – пять большеглазых стрекоз.
Одна пестрокрылая бабочка – две пестрокрылые бабочки – пять пестрокрылых бабочек.
Один большой жук –два больших жука – пять больших жуков.
Задание выполнено – посадим комар на “полянку” - на траву.
Задание 3
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Логопед.
- Молодцы, отгадали насекомое. Третье задание – игра “Звуковой анализ слова бабочка”.
Логопед.
- Ребята, а слово бабочка– это короткое слово или длинное?
Дети.
- Слово бабочка –длинное.
Логопед.
- Правильно, а теперь назовите каждый звук и дайте полную характеристику звуков.
Задание выполнено – посадим бабочку на “полянке” - на цветок.
Задание 4
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик
“Больше всех мои глаза!”-
Любит хвастать.....(стрекоза)
Логопед.
- Молодцы, отгадали насекомое. Четвертое задание – подвижнаяигра“Стрекоза”
Летит стрекоза, | Дети бегут по кругу, расставив руки. |
Как горошины глаза. | Сомкнутыми большим и указательным пальцами показывают глаза стрекозы. |
Вверх – вниз, | Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе. |
Взад – вперед, | Меняют направление бега. |
Как прозрачный самолет. | Свободно бегают по ковру. |
Задание выполнено – посадим стрекозу на “полянке” - между цветком и папоротником.
Задание 5
Что за мелкая букашка
В пятнистой рубашке.
Детки в руки взяли,
Хором присказку сказали:
- “Мелкая букашка
Лети на небо –
Там твои детки
Кушают котлетки”. (Божья коровка)
Логопед.
- Молодцы, отгадали насекомое. Пятое задание – “Деление на слоги”.
Дети из “волшебного мешочка” достают насекомое, сделанное из резины, и проговаривают, сколько слогов в названии насекомого. Затем “садят” рядом с цифрой 1, 2, 3 в зависимости от количества слогов в названии насекомого.
Задание выполнено – посадим божью коровку на “полянку”- под листок папоротника.
Задание 6
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук)
Логопед.
- Молодцы, отгадали насекомое. Пятое задание – чтение предложений на паутинках.
Муравей живёт в муравейнике.
Пчела живёт в улье.
Паук плетёт паутину.
Бабочка порхает.
Комар пищит.
Пауки сплели паутину.
Пчёлы собирают нектар.
Красивая бабочка.
Божья коровка сидит на цветке.
На цветке сидят бабочки.
Пчела улетела в улей.
Трудолюбивый муравей.
Пятнистая божья коровка.
Бабочка.
Паук.
У стрекозы большие глаза.
Задание выполнено – посадим паука на “полянке”- на паутину.
Итог занятия. - Ребята, вы помогли Незнайке освободить всех насекомых. Идавайте каждый из вас скажет ему, во что понравилось играть?