С первых дней обучения в школе коренным образом изменится вся организация жизни ребенка. Это – новая обстановка и новые лица, новая форма поведения, новая систематическая деятельность – учеба. Это и определенное время за партой, и сложнейшая умственная работа. И, несмотря на то, что изменения в требованиях с началом обучения очень велики, большая часть детей успешно справляется с возникающими трудностями. Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Естественно, что дети с затруднениями в обучении письму осложняют работу учителя, замедляют общий темп работы класса и, как правило, ни учитель, ни родители, ни сам ребенок не удовлетворены результатами учебы. Кроме того, ребенок постоянно испытывает чувство неуверенности, неудовлетворенности, его угнетает недовольство учителя и родителей. И как следствие – у таких детей нередко развиваются различные проявления невроза, которые еще сильнее ухудшают их состояние, еще больше снижают возможность успешно освоить навык письма.
Сложность обучения письму определяется тем, что этот процесс освоения графического навыка идет параллельно с формированием орфографического навыка. Выполнение письма связано с тонкой и совершенной координацией движений пальцев, кисти, предплечья, плеча, требует длительной фиксации суставов. Письмо вызывает значительное напряжение мышц не только руки, но и туловища, так как удержание относительно неподвижной позы при письме – это очень трудная для ребенка статическая нагрузка. У первоклассников еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, на которые падает основная нагрузка при письме, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низка выносливость к статическим нагрузкам. Вот почему практически для всех детей письмо представляет некоторое затруднение, которое обычно преодолевается без особых осложнений.
Я хочу обратить внимание на тех детей, у которых трудности, связанные с усвоением навыка письма, не преодолеваются до конца первого и даже второго года учебы, а, наоборот, углубляются и усиливаются от класса к классу и не могут быть преодолены без специальной помощи.
По моим наблюдениям, в первых классах нарушения письма отмечаются в 21-25 % случаев, причем общее количество детей, у которых трудности связаны с усвоением навыка письма, не снижается от класса к классу, однако существенно различен характер трудностей и нарушений письма.
Из комплекса характеристик письма можно выделить следующие (наиболее существенные и часто встречающиеся):
- нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности (нарушении) определенной высоты, протяженности (ширины) и наклона букв;
- не усвоение написания букв, неправильное написание букв;
- несоответствие фонематического написания букв, смешение и замена одних букв другими (вместо б – п, д –т, г – к и т.п.) ;
- пропусков букв, недописывание букв, слогов;
- очень медленный темп письма;
- тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах (дрожащих коленях)
Трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп людей:
1) у детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения типа дислалии, косноязычия в школьном возрасте (часто эти дети посещали логопедический детский сад);
2) у детей с недостаточностью фонематического слуха;
3) у детей, у которых отмечаются или развиваются в течение первого года обучения функциональные нарушения со стороны нервно-психической сферы;
4) у детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.
Недостатки устной речи, расстройства и трудности артикуляции часто превращаются в определенные трудности при письме. Если у ребенка имеется нарушение звукопроизношения (даже слабо выраженное), это нередко отрицательно влияет на слуховое восприятие звуков, затрудняет звуко-буквенный анализ, замедляет этот процесс, что и ведет к трудностям усвоения навыка письма[1с. 58]. У этой группы детей наиболее часто отмечаются следующие нарушения письма: искажение почерка (разной степени), пропуски и замена букв, неправильное написание букв, медленный темп, тремор.
Если наряду с указанными трудностями отмечается замена при письме близких по артикуляции звуков ( [б] – [п], [д] – [т], [г] – [к], [с] – [з], [ж] –[ш] ), то это может свидетельствовать о нарушении у ребенка фонетического слуха. Необходимы уточнение характера нарушения и коррекционная работа специалиста-логопеда. Это значит, что учитель должен не упустить такого ученика из зоны повышенного внимания, обратить на эти отклонения (иногда и незначительные) внимание родителей, а порой уметь убедить родителей, настоять на необходимости обратиться к логопеду для своевременной диагностики нарушений и проведения коррекционной работы. Я сама определяю индивидуальный темп деятельности этого ребенка и даю ему возможность работать в этом темпе, обращаю особое внимание на звуко-буквенный анализ, различными способами развиваю этот вид деятельности.
Практика показывает, что при своевременной, правильный и систематической коррекции этих нарушений их можно преодолеть.
У детей со слабым типом нервной системы и часто болеющих детей в процессе работы быстро наступает утомление, возникают головные боли, нарушается работоспособность. Эти дети плохо сосредоточиваются при выполнении заданий, отвлекаются, бывают чрезмерно раздражительны и возбуждены или, наоборот, плаксивы, вялы, заторможены. Любое дополнительное занятие, увеличение темпа работы, ее интенсивности могут привести к резкому ухудшению состояния ребенка.
Нарушения письма у таких детей могут быть не связаны со значительными искажениями почерка (но могут быть и сильно выражены), они, как правило, не дописывают слова, пропускают отдельные буквы, слоги, иногда повторяют слоги, искажая смысл слов, у этих детей отмечается зеркальное письмо букв и сильный тремор.
В успешной адаптации этих детей к школе и при усвоении навыка особенно велика роль учителя. Дифференцированный подход к этим детям предусматривает щадящий режим и темп работы, терпение, и постепенность повышения требований. Дополнительные, иногда многочасовые “переписывания” заданий дома, которые родители заставляют выполнять такого ребенка, не только не дадут желаемого результата, но и навредят. Поэтому прежде чем заподозрить ребенка в нежелании учиться, лени, разболтанности, невоспитанности, необходимо выявить сущность имеющихся нарушений, выяснить, не является ли это проявлением его повышенной утомляемости, функциональной слабости нервной системы, не нуждается ли ребенок в лечении. Ответить на все эти вопросы может только врач-психолог. После консультации психоневролога, с учетом его рекомендаций, учитель вместе с родителями может продумать тактику и методику корригирующих мероприятий.
Наиболее сложную картину нарушений письма дают дети, имеющие различные проявления временной задержки психического развития. У этих детей трудности формирования навыка письма сочетаются с выраженными трудностями обучения по другим предметам, с трудностями общей психологической адаптации (к классу, учебной деятельности) и нарушениями в поведении, нарушениями памяти, внимания. Трудности письма у этих детей проявляются наиболее ярко, причем это не только сильное искажение почерка, но и искажение смысла слов, фразы, затруднение звуко-буквенного анализа[2с. 15]. Задача учителя в этом случае – срочно направить ребенка на консультацию к психоневрологу с целью уточнения диагноза и решения вопроса о лечении и дальнейшем обучении.
Все вышесказанное убедительно доказывает, сколь многочисленны и разнообразны причины, создающие трудности при овладении навыком письма, сколь пагубно может быть их игнорирование, несвоевременное выделение и отсутствие корригирующих мероприятий. В то же время мне хотелось подчеркнуть, как велика роль учителя, его знаний об особенностях ребенка, внимательность и терпение при преодолении трудностей адаптации и обучения его в школе.