Урок обучения грамоте по теме "Буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учеников с новыми звуками и буквами; упражнять в определении на слух место нового звука в слове, в подборе слов по заданному слогу.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Оборудование:

  • учебник «Азбука» 1 класс, 1ч., авторы Л. Ф. Климанова, С.Г. Макеева, издательство Москва «Просвещение» – 2010г.;
  • касса букв, абак; сигнальные карточки, обозначающие твёрдые и мягкие согласных;
  • счетные палочки;
  • компьютер; монитор; мультимедиа проектор; экран; презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (Презентация, слайд 1)

1. Приветствие учителя (2 слайд)

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .

Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

3. Сообщение темы урока. (3 cлайд)

– Сегодня мы продолжаем путешествие по городу АБВГДейка и познакомимся с новыми звуками и буквами.

(4 cлайд)

Учись читать!
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1. Работа с кассой букв (5 слайд)

– Вспомним изученное на прошлых уроках.
– Выложите в ряд знакомые вам гласные.

  • Индивидуальное чтение (3-4 ученика)
  • Узнавание буквы. Учитель показывает букву, ученики называют её.
  • Читают хором по слайду
  • Обращаем внимание на последнюю цепочку узелков.

Ы
И

– Почему они так расположены? (Они составляют пару)
– Как произносятся гласные?
– Все гласные произносятся с голосом. Именно они придают нашей речи мелодичность, напевность так как при произнесении этих звуков воздух свободно проходит через полость рта.

III. Работа над темой урока

1. Общее представление о согласных

А. Барто «Игра в слова»

Скажи погромче Скажи потише:
Слово «гром». «Шесть мышат».
Грохочет слово, И сразу мыши
Словно гром. Зашуршат.

– Какие звуки повторяются и помогают нам представить картину?
– Произнесём первый звук, обратите внимание на положение губ, языка и зубов, прохождение воздуха.
– Как называются такие звуки? (Согласные)
– А какие бывают согласные? (Твердые и мягкие)

2. Фонетическая зарядка. (6 слайд)

– Как мычит корова? (Му-у-у)
– Как мурлыкает котик? (Мяу-мяу)
– Какой звук знаком?
– С каким звуком ещё не работали?

3. Выделение и сравнение новых звуков [ м], [м`], из слов миска, мышка. (7 слайд)

– Назовите предметы. Как их можно назвать одним словом.
– Какой первый звук слышим при произношении?
– Чем похожи и чем различаются эти звуки?

4. Артикуляция звуков. (Положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).

– Сомкните губы и подайте голос– услышите звук [м].

Характеристика звука: согласный, звонкий, может быть мягким или твёрдым.

5. Знакомство с символами обозначениязвуков.

Определение позиций звука в словах (сигнал. карточки)

Мох медведь сом самовар
Малина мел миска масло

– Звуки [м], [м`] на письме обозначаются буквами М,м.

6. Развитие воображения, творческих способностей. (8 слайд)

– На что похожа буква М?

Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.

6. Моделирование буквы (счетные палочки.)

7. Найти в кассах новую букву

8. Физкультминутка (9 слайд)

Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.
Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем!

9. Работа по рисунку учебника. Значение слова молния

– Почему замок назвали словом молния? (Она мгновенно застегивается).
– Как сложился замок?
– Какие ещё бывают молнии? (Молнии в небе)

10. Освоение позиционного принципа чтения. Коллективная работа (10 слайд)

– Назовите слог с мягкой согласной.
– Какие слова можно составить с этими слогами?

Индивидуальная работа. Работа по учебнику с. 78.Задание «Рассматриваем. Читаем». Чтение слогов. (11 слайд)

– Какую песенку поёт мальчик?
– Поможем мальчику, споем вместе.
– А какую песню поёт собачка?

11. Работа по учебнику с.78. «Мама и мы» (12 слайд)

Загадка о маме.

В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу ,друзья, вам прямо
Лучше всех на свете … мама.

– Прочитайте предложение «Мама и мы». (Хорошо читающие дети)

12. Коммуникативно-речевая ситуация по сюжетной иллюстрации «Мама накрывает на стол»

(Распределение ролей мамы и детей)

Задание для «мамы»:
– объясни детям, что не следует опаздывать к завтраку. Как надо вести себя за столом.
Задание для «Маши»:
– расскажи, чем можешь помочь маме.
Задание для «Мити»:
– почему не можешь всех ждать, тебе нужно быстрее освободиться, для репетиции к концерту.

IV. Закрепление знаний, умений, навыков

1. (13 слайд)

– Кто больше слов назовет по иллюстрации на стр. 78. (Мама, мимоза, масло, мёд, сметана, самовар, рама, Маша, молоко).
– Какие ещё молочные продукты знаете?

2. (14 слайд)

Мимоза – немного о цветке (где растет).

– Узнаёте ли вы цветок на столе, что вы знаете о нём?
– В начале марта во многих городах нашей страны появляются нежные серебристо- зеленые веточки с перистыми листочками и пуговками светло-золотистых цветов.
"Мимоза появилась!" – ликуют жители многих городов нашей страны весной.
Но это не мимоза. Деревце зовут акация серебристая или акация австралийская, так как родом акация из самого отдаленного от нас континента – Австралии. Веточки акации везут, правда, не из Австралии, а с нашего Юга. На Черноморском побережье Кавказа ее выращивают уже давно.

3. Отработка навыков чтения

У мамы мимоза.
А у Симы масло.

(15 слайд)

(отдельно объяснить образование нового слова).

(ма слон ` – масло)

4. Работа в парах по учебнику: «Обведи букву М»

– Найти новую букву на странице учебника, обведи её пальчиком , покажи соседу по парте.

5. Иснценирование. Текст читает учитель

(Два мальчика – М. Две девочки – А.)

Ну-ка М, дай руку А,
Ну-ка МА, дай руку МА.
МА и МА, а вместе МАМА.

(16 слайд)

V. Рефлексияучебной деятельности на уроке

– Чем запомнился урок?
– Каким цветом бы вы его закрасили? (17 слайд)

Использованная литература:

[1] Учебник «Азбука» 1 класс, 1ч., авторы Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева, издательство Москва «Просвещение» – 2010 г.;
[2] Пособие для учителей «Уроки по обучению грамоте.1 класс» авторы Ф. Климанова, С.Г., Макеева. Москва «Просвещение» 2010 г.
[3] «Детская энциклопедия «Я познаю мир», автор-составитель Л.А.Багрова. Москва «АСТ» 1998г.
[4] «Учимся играя» автор-составитель В.В.Волина. Москва «Новая школа»1994г.