Работа со словарем на уроках русского языка как средство практической грамотности учащихся

Разделы: Русский язык


Наиболее трудным при изучении русского языка в школе является усвоение учащимися орфографии. Задача учителя заключается в том, чтобы этот процесс был сознательным, основывался на глубоком знании законов грамматики.

В 5-9 классах очень важно добиваться не только глубокого и прочного усвоения грамматических правил, но и умения пользоваться ими на практике, выработать навыки сознательного, выразительного чтения.

Тщательная подготовка учителя к каждому уроку, проведение его в живой, доходчивой для детей форме, использование интерактивных средств обучения, всех видов грамматического разбора и повторения, правильно организованная работа над ошибками и ряд других методических приемов, направленных на активизацию творческого мышления и самостоятельности, обеспечивают положительные результаты в подготовке грамотных учащихся.

Составление и использование ученического словаря

Многолетний опыт работы в школе убедил меня, что применение интерактивных средств обучения в непосредственном сочетании со словарной работой обеспечивает более высокую грамотность учащихся.

Наглядность в обучении орфографии имеет  решающее значение, она диктуется особенностями школьного возраста. К.Д.Ушинский, великий русский педагог, отмечает, что каждый из нас, взрослых, лучше запоминает «те образы, которые мы воспринимаем сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас картине мы легко и прочно навязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро». А что же можно сказать о наших подростках? Известно, что самой детской природе не свойственны отвлеченные  понятия и слова, ей нужны конкретные представления, образы, с помощью которых обучение становится понятным,  доступным, а знания прочными. «Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, – подчеркивает Ушинский, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто хотел бы её заставить мыслить иначе». Вполне понятно его требование включить «наглядное обучение в число обязанностей наставника русского языка».

Учитывая эффективность зрительных восприятий, объяснение нового материала провожу с помощью таблиц, представленных на интерактивной доске, которые учащиеся записывают в своих словариках. Таблицы оживляют урок, вызывают заинтересованность, облегчают запоминание учебного материала, обеспечивают сознательное и прочное его усвоение, содействуют активному мышлению, незаменимы при повторении и работе над ошибками. Кроме того, оформление таблиц воспитывает у учащихся аккуратность, четкость, точность. Выполняют они эту работу с увлечением и большим старанием.

Для словарика берется отдельная тетрадь, страницы нумеруются.

В начале учебного года составляю подробный план словаря, примерный перечень слов и по мере работы указываю ученикам страницу, где начинается каждая тема. Заранее намечаю те слова, которые вносятся в словарик при изучении правила, а затем постепенно дополняем каждую тему новыми словами, которые вводятся в упражнения всех лет обучения. В итоге получается настоящий словарь – справочник. Учащиеся с удовольствием пользуются им и в последующих классах.

Заполняется словарик постепенно, в соответствии с изучаемыми темами. Вот, например, отдельные темы, включенные в словарик 5 класса:

  • Звуки и буквы.
  • Удвоенные согласные.
  • Правописание слов с  ж, ч, ш, щ, ц.
  • Запомни ударения в словах.
  • Разделительные Ъ и Ь.
  • Двойная роль гласных Е, Ё, Ю, Я.
  • Чередующиеся гласные.
  • Полногласные и неполногласные сочетания.
  • Непроизносимые согласные.
  • Приставки.
  • Имя существительное.
  • Имя прилагательное.

Это и есть оглавление нашего словарика. Оно помогает быстро найти требуемый материал. Каждое новое правило заключается в рамочку, нужные орфограммы выделяются красной пастой, подчеркиваются.

Первые два занятия в 5 классе я посвящаю беседам о величии, красоте и богатстве русского языка, говорю, что на нем написаны произведения классиков русской литературы Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Л.Толстого. Цель такой беседы – привить учащимся любовь к русскому языку, пробудить желание изучать его. На этих уроках использую высказывания известных ученых, которые раскрывают красоту и богатство «могучего, правдивого и свободного русского языка». Высказывания демонстрируются на интерактивной доске вместе с портретами их авторов. Это дает возможность не только ознакомиться со смыслом цитат, но и вспомнить произведения писателей, знакомые учащимся с начальных классов. Такие уроки проходят интересно, вызывают большую активность учащихся. На них читаются стихотворения, отрывки из рассказов.

На первых уроках мы также составляем небольшое сочинение на тему «Первый урок русского языка в 5 классе».

На следующем уроке знакомлю детей с орфографическим словариком, с тем, как его нужно оформлять (для этого показываю образец), говорю, какую помощь окажет словарик в изучении языка. На этом же уроке делаем первые записи в словарике, которые постепенно пополняются по мере прохождения нового материала.

С целью повторения и закрепления пройденного вношу в таблицы слова из разных частей речи. Обязательно разъясняю смысл, значение новых непонятных слов, связываю их с окружающей действительностью. Например, слово жюристановится понятным учащимся, если напомнить об их участии в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, спросить, кого и для чего выбрали в жюри; при знакомстве со словом брошюра необходимо показать небольшие книжечки. Одновременно нужно добиваться усвоения правописания подобных слов, их правильного произношения при помощи слогового проговаривания, например, сопоставляя слова-исключения жюри, брошюра, парашют, обратить внимание учащихся на произношение и написание О и А (в словах брошюра, парашют). Следует сказать, что эти слова-исключения заимствованы из французского языка, поэтому в них вместо У после шипящих пишем Ю. К такой работе надо возвращаться не раз, пока все учащиеся окончательно не запомнят значения и написания данных и им подобных слов.

В некоторых таблицах помещаем небольшие отрывки из знакомых учащимся произведений художественной литературы с нужной орфограммой, что помогает лучшему запоминанию правильного написания слова, обогащает память, речь учащихся. Например, к таблицам с чередующимися гласными в корнях  ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР взяли строки из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» «Горит восток зарею новой».

Кроме орфографического словарика, я широко использую и мнемонические приемы. Так учащиеся быстро и легко запоминают 10 существительных на  –мя, если их расположить симметрично в четырех строчках.

Запомни слова на  -мя:

знамя, пламя,
племя, семя, темя,
бремя, время, стремя,
имя, вымя

Запоминание четырех глаголов на -ать второго спряжения связываю с образным восприятием небольшой картины природы в форме воспоминаний о поездке.

Теплый летний вечер. Мы возвращаемся с экскурсии. Проезжаем лес. Какой свежий и чистый воздух! Дышится легко. Кругом тишина. Только слышатся весёлые трели соловья.
Из леса вышел пастух. В руках он держит кнут. Это он гонит своё стадо в деревню.

Узнав, что учащиеся 7 класса делают ошибки в слове ДИАГОНАЛЬ, обратила их внимание на знакомое слово ДИАЛОГ, а в орфографическом словарике мы составили таблицу слов, начинающихся с ДИА-:

диагноз                                      диалект
диагональ                                  диалог
диаграмма                                 диаметр
диафильм

Чтобы лучше запомнить написание слов УНИВЕРСИТЕТ и ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, в которых даже восьмиклассники допускали ошибки, мы разделили эти слова на слоги, причем уговорились буквы И и Е писать красной пастой. Правильное чередование этих гласных в словах способствовало лучшему запоминанию их написания:

Ин-тел-ли-ген-ция
У-ни-вер-си-тет

Многие пятиклассники делали ошибки в слове ЯБЛОКО. Я объединила в одну группу названия предметов, которые имеют круглую форму. Это дало нам возможность твердо усвоить правописание этих слов.

Пиши О в словах

боровик
горох (но фасоль)
орех
огурец
кочан (но капуста)
помидор
яблоко

Рядом с каждым словом дети охотно рисуют или наклеивают соответствующую картинку, что также способствует лучшему запоминанию слов.

Словарики служат ценнейшим пособием-справочником при выполнении как классных, так и домашних письменных работ. Открыв в своем словарике нужную страницу, учащиеся повторяют по ней правило, после чего приступают к выполнению работы. Слова и предложения, имеющиеся  в таблицах словаря, используются при выполнении разнообразных заданий по фонетике, морфологии, синтаксису, по развитию речи, работе над ошибками. Например, учащимся можно предложить разделить слова на слоги, поставить ударение, подчеркнуть гласные, глухие согласные, шипящие, выделить основу слова, окончание, образовать однокоренные слова, поставить существительные в определенном падеже, числе, подобрать к ним прилагательные, образовать степени сравнения прилагательных, составить с данными словами предложения, по опорным словам написать сочинение-миниатюру.

Широко использую словарик и в работе над ошибками. Например, ученик сделал ошибку в слове СБИТЬ (збить). В первую очередь он должен отыскать нужную страницу в словарике («Правописание приставок»), а затем выполнить такую работу в своей тетради:

Сбить – сбор, сделать, сжечь,
но здравствуй, здесь, зги

Всех форм работы с ученическими орфографическими  словариками трудно перечесть: они безграничны. Успех, безусловно, зависит от творческой инициативы учителя, его изобретательности, настойчивости, главное – преданности и любви к своему предмету, желанию достичь высокого качества знаний и компетентности учащихся по русскому языку.