Проект "Все мы россияне, все мы земляки"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)

Загрузить презентацию (18 МБ)

Загрузить презентацию (17 МБ)


Актуальность проблемы связана с тем, что в Основной образовательной программе начальной школы у выпускника должны быть сформированы основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Проблема утрачивания национальной идентификации существует и в России. Не обошла стороной Забайкальский край. В нашем регионе проживает много народностей, которые со временем "обрусевают", т.е. забывают язык, свои традиции, обычаи.

Поскольку наш класс многонациональный, эта проблема коснулась и нас. Ребята не имеют представления о народах, представители которых есть в классе. Сознание и чувство этнической принадлежности, наверное должно формироваться на ранних этапах становления личности. Ребята в этом возрасте довольно любознательны, открыты, но малоинформированны. Эту проблему мы обсудили совместно с ребятами, родителями и поскольку тема была одобрена, решили совместно с учителем музыки Мардановой И.Е. осуществить проект.

Цель проекта: формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность.

Задачи проекта:

  • Создать условия реализации проекта с учетом финансовых, материально-технических и иных условий в образовательном учреждении.
  • Организовать систему работы по формированию новых видов деятельности, способствующих реализации и совершенствованию УУД младших школьников в данном проекте.
  • Развить умения планировать свои действия, проявлять познавательную инициативу, осуществлять поиск необходимой информации и другие.
  • Сформировать условия развития общения, кооперации, сотрудничества.
  • Разработать промежуточные проекты по отдельным направлениям.
  • Внедрить и обобщить опыт по данному направлению на районном и региональном

Этапы:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

На подготовительном этапе (2011 г.) провести анкетирование с целью выявления знаний учащихся о своем народе; сформулировать цель; обсудить возможные пути решения проблемы совместно с учащимися и родителями. Распределение учащихся на микрогруппы с учетом их национальной принадлежности. Распределение задач по группам, поиск творческих решений. выбор названия проекта. Обсуждение возможных источников информации.

На основном этапе (2011 – 2012 г.) осуществление работы над проектами в группах: изготовление костюмов, разучивание национальных танцев, песен, знакомство с обычаями, традициями своего народа и т.д.

На заключительном этапе (2012 г. ) завершение реализации проекта; защита по группам, коллективная творческая защита - праздник. Представление опыта на муниципальном и межмуниципальном уровнях.

Содержание проекта

В сентябре 2011 года с целью выявления проблемы был проведен социальный опрос и анкетирование детей 3 А класса и их родителей. Полученные данные свидетельствовали о малоинформированности об этнической культуре и обычаях своих народов.

Мы вышли с предложением взять проект с целью решить проблему. Идея была одобрена, принята и было решено совместно подумать над темой проекта, выбрать красивое название. Дети и родители предлагали: "Россия - наш дом", "Разноцветный хоровод", "Мы - одна семья", "Радуга народов" и другие. Остановились на строчках из песни "Все мы россияне, все мы земляки" Михаила Евдокимова. Затем классный коллектив разделился на 6 групп по количеству представителей разных национальностей. Во главе каждой группы был действительно представитель данного этноса, а в группы вошли и метисы и просто одноклассники. Таким образом сформировались: русские (3 человека), буряты (4 человека), украинцы (4 человека), таджики (3 человека), татары (4 человека) и армяне (2 человека). Наметили план работы и взялись за осуществление проекта.

Каждая группа разработала дополнительно свой план работы по сбору информации. У каждого ребенка в группе было свое направление: один отвечал за музыку и танцы, другой подыскивал материал о национальных блюдах, третий находил образцы национальных костюмов, ... . Раз в неделю все группы собирались на совместное совещание, делились наработанным, просили совета друг у друга или помощи, корректировали свою работу, контактировали с учителями.

Огромную помощь оказывали родители. По запросу армянской семьи Хачатрян был выслан видеоматериал из Армении и ткань для пошива костюмов. Родственники этой семьи помогли разучить с девочками армянский танец и песню. Папа таджикского мальчика Шахзода гостеприимно распахнул двери своего кафе, чтобы познакомить детей с таджикской кухней, оказал существенную помощь в приготовлении национального костюма. Несколько занятий по танцу провела с детьми мама бурятской девочки Яны Иринчиновой, разучивая национальный ёхор. Родственники всех семей, вспоминая свой родной язык, учили приветствовать гостей, благодарить, ...

Ребята рисовали эскизы костюмов и символику своих республик, выписывали рецепты блюд, разучивали песни и танцы, стихи, пословицы, поговорки, готовили презентации, изучали карту, запоминали свои города, реки, горы, достопримечательности. У каждой группы была своя папка, в которую собирались все материалы. Детьми были разработаны эскизы матрешек в национальных костюмах для подарков зрителям. По мере готовности каждая группа представляла защиту своего проекта. В апреле в школе проходила научно-исследовательская конференция на межмуниципальном уровне, в которой наш групповой проект получил Гран при. Жюри решило отправить ребят для участия в окружной практической конференции в п. Агинское, где проект занял призовое место. Огромное удовлетворение получили дети от своих выступлений. На эмоциональном подъеме они долго еще не оставляли сцену, пели разученные песни, импровизировали в танцах, а зрители тепло им аплодировали. А после выступления наши дети подарили зрителям матрешек, изготовленных собственными руками.

Предполагаемые результаты:

  • информированность ребят;
  • вовлечение в новую творческую групповую деятельность;
  • совместная деятельность раскрывает творческий потенциал ребенка; дети приобретут творческий опыт в разных видах деятельности;
  • умение контролировать свои действия и действия партнера;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в деятельности посильную помощь.
  • осознания своей значимости;
  • взаимопонимание между всеми участниками проекта;
  • ответственность за успех совместного дела;
  • поиск согласия, равноправное сотрудничество.
  • приобретут опыт ценностного отношения к этническим традициям и культурному достоянию своего народа и народов России, опыт социальной и межкультурной коммуникаций.

Каковы итоги?

Представили свои первые индивидуальные и коллективные проекты по истории своего народа, заняли призовые места на муниципальном и межмуниципальном уровнях. В школе состоялся Праздник под названием "Все мы россияне, все мы земляки".

Приложение.