Цели и задачи:
- повторить и обобщить знания учащихся по теме «Древняя Греция»;
- развить умения обучающихся соотносить события и даты, определять по описанию исторических деятелей;
- через игровую деятельность активизировать познавательный интерес;
- воспитывать уважение и интерес к предмету.
Оборудование:
- карта «Древняя Греция»;
- информационный лист для учащихся;
- жетоны.
Организационный момент
Мы завершили изучение темы «Расцвет
Древнегреческой цивилизации». А вам самим было
бы интересно знать, насколько прочны ваши знания?
Проверим?
А знаете, что древние греки делали в тех случаях,
когда им было необходимо что-нибудь вспомнить?
Они обращались за помощью к богине памяти
Мнемозине, протягивая руки к небу со словами: «О,
великая богиня Мнемозина, помоги нам, открой
дверцы нашей памяти!», давайте, и мы попробуем
обратиться к богине Мнемозине. Чтобы она
даровала нам способность вспомнить всё, что мы
знаем (ученики повторяют за учителем слова).
Будем считать, что мы расположили богиню
Мнемозину к себе и теперь можем отправляться по
волнам нашей памяти в путешествие по Древней
Греции.
I. Работа по карте «Древняя Греция»
Класс делится на 2 группы и учащиеся задают друг другу вопросы по карте.
II. Греко-персидские войны
В V в. до н.э. на территорию Греции вторглись
войска завоевателей.
Кто это были? Какие цели преследовали персы?
Вспомним основные битвы греко-персидских войн.
На доске необходимо соотнести даты и битвы.
Дата | Сражение | Итоги |
490 г. до н.э. | Марафонская битва | Победа греков |
480 г. до н.э. | Бой в Фермопильском ущелье | Победа греков |
480 г. до н.э. | Саламинское сражение | Победа греков |
479 г. до н.э. | Битва при Платеях | Победа греков |
О каких событиях греко-персидских войн идёт речь?
1. Согласно преданию ещё не отшумела битва, как Мильтиад отправил в Афины быстроногого воина сообщить о разгроме персов. Этот юноша бежал без отдыха и остановок. «Радуйтесь, мы победили!» – чуть слышно произнёс он и пал мёртвым: сердце воина не выдержало огромного напряжения. О победе в какой битве идёт речь? (Марафонская битва). Знаете ли вы, какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши. (Марафонский бег. Дистанция – 42 км 192 м).
2. Афиняне в гневе убили этих послов, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: “ Там на дне вы найдете достаточно и земли и воды!”. (Так расправились с послами персидского царя Дария 1, который требовал земли и воды, т.е. полной покорности).
3. Это был единственный на суше путь, ведущий из Северной Греции в Среднюю Грецию. Объединенное войско под командованием спартанского царя Леонида преградило путь персам. Именно здесь триста спартанце совершили подвиг, оставшийся в веках. (Бой в Фермопильском ущелье).
4. Сперва стояло твердо войско персов;
Когда же скучились суда в проливе,
Дать помощи друг другу не могли
И медными носами поражали
Своих же — все тогда погибли,
А эллины искусно поражали
Кругом их... И тонули корабли... (Саламинское
сражение).
Итоговый вопрос. Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки городов-государств – сумела дать отпор могущественной Персидской державе?
III. Свобода рабовладельцев
После побед в Греко-персидских войнах на рынках Греции было продано в рабство более 150 тысяч военнопленных.
Работа с историческими документами
1. Во всех ремёслах… нужны бывают соответствующие для них инструменты… и из этих инструментов одни являются неодушевлёнными, другие – одушевлёнными… раб же является в известной степени одушевлённой частью собственности… (Аристотель. Политика.)
2. 165 драхм – фракиянка; 240 драхм – сириец; 144
драхмы – скиф; 72 драхмы – ребёнок из Кирии. (Запись
на мраморной доске).
Где применялся труд рабов в Древней Греции? Кто
мог быть рабом в Древней Греции?
Заполнить пропуски
Все основные законы и решения принимало только
_______________ (Народное собрание)
В Афинах был создан новый суд ______________________ (Суд
присяжных). С 443 г. до н.э.
много лет подряд первым стратегом Афин избирался
__________ (Перикл). После окончания
греко-персидских войн полисы Греции
объединились и создали _______________ (Афинский
морской союз).
IV. Личность в истории
I.
- Живя в эпоху греко-персидских войн, он хотел, чтобы потомки знали о «великих и удивительных делах».
- Объездил все страны Средиземноморья, узнавал у людей подробности исторических событий.
- Написал книгу «История», что по-гречески значит «исследование». (Геродот)
II.
- Невысокий, толстоватый, с большой лысой головой.
- Пройдя по афинскому рынку сказал: «Как же много существует на свете вещей, без которых я могу обойтись».
- Его обвинили в том, что своими рассуждениями он отвращает юношей от богов и вызвали в суд. В 399 г. до н.э. в назначенный день и час он выпил яд. (Сократ)
III.
- Потомок аристократов, больше известный по прозвищу Широкоплечий.
- Часто побеждал в спортивных соревнованиях, знал многие древние книги, сам слагал стихи и писал картины.
- Построил школу для взрослых в священной роще Академа, за что школу прозвали Академия. (Платон)
IV.
- В отличие от Платона считал, что мир вокруг нас не тени, а настоящие вещи.
- Разделил все накопленные греками знания на отдельные науки.
- О своих спорах с Платоном говорил: «Платон мне друг, но истина дороже». (Аристотель)
V. Знаешь ли ты термины?
№ п.п. | Определение |
Термин |
1. | Город-государство | Полис |
2. | Построение греков в бою тесными, сомкнутыми рядами | Фаланга |
3. | Власть народа | Демократия |
4. | Боевой греческий корабль | Триера |
5. | Свободный человек, имеющий право на часть земли и участие в управлении своим государством | Гражданин |
6. | Творчество людей, создающих художественные образы | Искусство |
7. | Храм Афины-девы | Парфенон |
8. | «Песнь козлов» | Трагедия |
9. | Площадка, на которой выступали хор и актёры | Орхестра |
10. | Палатка для переодеваний в театре | Сцена |
11. | Любитель мудрости | Философ |
12. | Поселение, основанное выходцами из одной страны в чужих землях | Колония |
13. | Человек, лишённый свободы | Раб |
Игра «Жили ли они?»
Из предложенного списка имён, известных из истории Древнего мира, выберите в левую колонку имена тех, кто был историческим лицом (жил и действовал), а в правую имена тех, кто известен вам из мифов или как вымышленный герой.
Хеопс, Дионис, Аполлон, Геродот, Сет, Хаммурапи, Солон, Прометей, Зевс, Гомер, Посейдон, Ахиллес, Геракл, Фемистокл, Одиссей, Дарий Первый, Тутмос, Мильтиад.
Ответ. Жили: Хеопс, Солон, Тутмос,
Геродот, Хаммурапи, Гомер, Фемистокл, Дарий
Первый, Мильтиад остальные – герои мифов.
Вот и подошел к концу наш урок. В конце мне бы
хотелось обратить внимание на эпиграф урока, это
слова великого русского историка Василия
Осиповича Ключевского: «История – фонарь,
который светит нам в будущее». И сегодня вы
своими знаниями еще ярче зажгли этот фонарь,
чтобы сделать наше с вами будущее светлее.
Спасибо всем, что были сегодня на этом уроке.
Давайте поблагодарим друг друга бурными
аплодисментами.
Подведение итогов. Выставление отметок.
Домашнее задание. Повторить §§ 26-29.