Создание индивидуального образовательного пространства как условие развития личности младшего школьника

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (306 кБ)


Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и в достижении нового качества его результатов. Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Основные причины, выдвигающие задачу развития в центр государственной образовательной политики, - это поворот к личности обучаемых. Развитие личности – смысл и цель современного образования.

Необходимость индивидуализации процесса обучения и воспитания обусловлена объективными обстоятельствами. В последнее время меняется отношение людей к общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям. Если взрослые люди осознают важность получения образования и видят в нём залог будущей экономической морально-психологической самостоятельности, возможности пополнения своих знаний, расширения кругозора, повышения культуры, то среди молодёжи, наоборот, резко снизился интерес к учению. Реформы в области образования не отвечают интересам самих учащихся. Возрастает социальная потребность в более раннем приобщении каждого нового члена общества к осознанному выбору содержания и форм жизнедеятельности, к безошибочному определению профиля своей будущей специальности на основе учёта психологических, физических, интеллектуальных особенностей, личностных качеств человека.

Для успешного выполнения образовательных задач необходим иной подход к взаимодействию учеников и педагогов в процессе обучения. Теоретическая разработка и внедрение эффективных методов и приёмов учёта индивидуальных особенностей учащихся – один из возможных путей повышения результативности образовательного процесса в начальной школе.

Проблема индивидуальных различий детей волнует учителей и учёных с давних пор. Хрестоматийными стали слова К.Д.Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях». Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к усвоению нового учебного материала, состояние их здоровья, индивидуально-типологические способности учащихся.

В городе Смоленске в МБОУ гимназии № 1 имени Н.М. Пржевальского учатся дети с повышенным уровнем мотивации, с высоким потенциалом интеллектуального развития, дети, которые участвуют в научной деятельности с начальных классов. Однако и здесь есть дети, требующие к себе повышенного внимания – одним нужен высокий уровень сложности постоянно, другим помощь даже в лёгких заданиях.

Индивидуальный подход в обучении учащихся заинтересовал меня давно. С 1983 года я работаю в школе. Я считаю, что каждый учитель, каждая школа должны содействовать тому, чтобы человек смог раскрыть свою природу, смог утвердиться, смог выполнить возложенную на него миссию. А.С Макаренко сказал, что самые хорошие дети бывают у счастливых родителей. Позволю себе перефразировать это высказывание – самые хорошие ученики бывают у счастливых учителей.

Эта мысль помогает мне работать вот уже 30 лет в школе, помогает мне укрепиться в позиции, суть которой – только индивидуальный педагогический процесс, способствующий развитию личности каждого ребёнка в отдельности, поможет человеку приблизиться к своему жизненному пути и пройти его здоровым и счастливым с чувством отдачи всего себя людям.

Положив в основу моей работы основные идеи:

  1. психологической теории об индивидуальном и личностном развитии человека (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);
  2. теории поэтапного формирования умственных действий (А. Леонтьев);
  3. идеи об учёте индивидуальных особенностей учащихся (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвли и др.);
  4. педагогической концепции развивающего обучения (Л.В. Занков);
  5. современных концепций индивидуализации обучения (Ю.К. Бабанский, И.Э. Унт и др.).

сформулировала цель собственной деятельности по вопросу индивидуального обучения учащихсяразработать методику обновления развивающей системы Л.В. Занкова посредством внедрения в практику работы современных образовательных технологий, что обеспечит надлежащее сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности каждого ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность.

Современная педагогика понимает индивидуальный подход не только как предъявление учебного материала на разных уровнях сложности или оказания ученикам индивидуально дозированной помощи, но и ещё как право каждого ребёнка усваивать тот объём предлагаемого ему учебного материала, который соответствует его возможностям.

Наиболее целесообразными с точки зрения осуществления индивидуализации обучения являются содержание, методы и формы организации познавательной деятельности в школе, которые используются в развивающем обучении.

Система начального обучения Л.В. Занкова изначально ставила перед собой задачу «оптимального общего развития каждого ребёнка».

Соотносимость современной цели образования и цели системы, созданной под руководством Л.В. Занкова очевидна. Сравните: «построение личностно-ориентированной развивающей модели школы» и «общее развитие каждого школьника». Смысл один, различно только словесное выражение. В 1957 году Леонид Владимирович предвидел, в каком направлении будет развиваться в 3-ем тысячелетии российская школа.

Индивидуализация – одна из ведущих педагогических образовательных технологий в рамках системы Л.В. Занкова. Это то направление, которое на современном этапе представляет собой обновление, модернизацию системы на основе дифференцированного подхода к учащимся с целью индивидуализации обучения.

Основная особенность системы заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребёнка, с предоставлением простора его индивидуальности. Единство и противоречивость этих двух начал и будет движущей силой системы, цель которой – целостное развитие личности ребёнка.

Результатом моего инновационного опыта обновления развивающей системы Л.В.Занкова на основе применения современных образовательных технологий выстроилась следующая система индивидуализации обучения:

1. Индивидуальные карты развития учащихся. При поступлении в 1 класс я составляю на каждого ученика индивидуальные карты развития, в которых фиксируется, с каким уровнем развития интеллекта пришёл ученик, отслеживается его продвижение, планируется индивидуальная помощь в развитии.

2. Учёт ошибок учащихся

Как важно не упустить все промахи, неудачи. В этом мне помогает тетрадь учёта ошибок учащихся по всем предметам. Трудно запомнить все ошибки учащихся, а по тетради видно, у кого проблемы с пропуском и заменой букв, кому нужно много решать задач.

3. Индивидуальные домашние задания

Тесно связаны индивидуальные домашние задания с учётом ошибок. В зависимости от характера ошибок ученик получает то или иное домашнее задание.

4. Индивидуальные занятия по предметам

Индивидуальные занятия проводятся каждую неделю, дети остаются только по желанию, если есть необходимость отработать какую-либо тему. Они сами составляют план своей работы, ведь если ребёнок знает, над чем ему нужно работать, это уже половина успеха.

5. Индивидуальные образовательно-воспитательные маршруты Их разрабатывают сами ребята, они составляют себе программу развития на год: в каких мероприятиях, конкурсах, делах будут принимать участие, как воспитывать себя и смело идут к намеченной цели. В конце года подводятся итоги, что выполнено, что сделано сверх плана, чем ещё необходимо заняться.

6. Контроль знаний на основе применения разноуровневых работ. Контроль знаний осуществляется на основе применения разноуровневых работ. Разработаны разноуровневые работы по всем предметам. Дети сами определяют с каким уровнем задания будут работать. Разноуровневые задания используются в классе и дома.

7. Работа научных консультантов в классе. На любом уроке ребёнку может понадобиться индивидуальная помощь, в работу вступают учитель или научные консультанты (дети), которые с гордостью выполняют возложенную на них миссию.

8. Применение информационно-коммуникационных технологий.

Современный урок становится боле интересным, если используются ИКТ. Ребята готовят к урокам доклады с использованием Интернет-ресурсов. Я разработала множество презентаций по всем предметам –(с учётом сохранения здоровья учащихся используем их 15-20 минут

9. Электронные индивидуальные домашние тетради

Новшеством, очень полюбившимся моим детям стали электронные домашние задания. Дети в течение 10 минут сами дома открывают электронное домашнее задание, где с ними ведётся диалог по той проблеме, которая обнаружилась в процессе индивидуальной работы.

10. Создание Портфолио учащихся

В современной школе всё более популярной становится идея создания Портфолио. В нашем классе Портфолио на каждого учащегося создано, хранится в кабинете и успешно пополняется. В соотвествии с концепцией модернизации российского образования Портфолио создаёт условия для успешного самообразования, самопознания и самоактуализации личности.

11. Альбом индивидуальной помощи учащимся

Заглядывая в него можно повторить необходимый материал, даже родители иногда заглядывают в альбом индивидуальной помощи.

Только вся система индивидуальной работы с учащимися в комплексе оказывает неоценимую помощь ученикам в их индивидуальном развитии.

Нашу с ребятами работу я стараюсь организовывать таким образом, чтобы каждый учащийся не просто обогащался знаниями на каждом уроке, я стараюсь сохранить каждую личность в отдельности с её многообразием и неповторимостью.

Приложение.