Урок мужества, посвященный Году российской истории "Славься Отечество!"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Цель: воспитание у обучающихся патриотических чувств, уважения к традициям прошлого своего народа.

Задачи:

  • формировать правильное отношение к выбору активной жизненной позиции;
  • способствовать проявлению ответственности за исторические судьбы России, гордости за Родину

Оборудование: Выставка фотографий и репродукций: “Славься, Отечество!”

Слайд 1.

Ход урока

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие друзья!
Здравствуйте, учителя, учащиеся и гости!
Мы рады приветствовать вас на нашем празднике.

Чтец 1.

Пролетело лето, как комета.
Листья на деревьях пожелтели,
Кончились каникулы и лето,
Птицы лишь пока не улетели...

Чтец 2.

Школа! Сюда приходим вновь и вновь,
Чтоб обрести, как прежде,
Прощенье, веру и любовь
И юные надежды.

Пускай огромная страна
Зовет нас к воскрешенью,
Но, школа, ты у нас одна
Как верное решение!

Чтец 1.

В твоих стенах находим мы
Истоки вдохновенья,
И учимся любя ценить
Истории мгновенья.

Учитель. Дорогие друзья!

2012 год объявлен годом российской истории! Почти каждый день каждого месяца несет на себе историческую информацию о давно прошедших славных исторических событиях и испытаниях нашего Отечества.

Наш урок Мужества будет посвящен наиболее ярким историческим событиям, выпавшим на этот год.

Приложение 1. Проигрывается 1 куплет песни “С чего начинается Родина?”(55 сек.)

Слайд 2. На экране – заставка “Собор Василия Блаженного”

Ведущий 2. Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие “Родина” имеет для нас несколько значений: это и Великая страна с Великой историей; это и то место на Земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные критические минуты своей жизни, люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, свою малую Родину как часть большого Отечества.

Чтец 2.

Родина! Отечество святое!
Перелески, рощи, берега,
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставеньку присела,
До земли чуть-чуть не долетев

Чтец 1.

Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли
И навек останется святым...
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим!

Приложение 2. Проигрывается 1 куплет песни “Гляжу в озера синие...”(71 сек.)

Слайды 3-16. На экране – слайд-шоу “Родина”

Ведущий 3. Защищать Отечество приходилось со времен его становления.

На Земли Великого Новгорода, через которые проходил важнейший торговый путь “Из варяг в греки”, связывающий север Европы с Русью, давно претендовали шведские феодалы.

Молодому новгородскому князю Александру было 16 лет, но спешно стал готовить город к защите от возможного нападения.

Слайд 17. На экране – заставка “Портрет А. Невского”

Был жилист князь и тверд как камень,
Но не широк и ростом мал,
Не верилось, что он руками
Подковы конские ломал.

Враги не заставили себя долго ждать.

Слайды 18-20. На экране – заставка: карта “Битва на Неве и Чудском озере”

Ведущий 4.

В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Невы. Русское войско внезапно напало на шведский лагерь. Сам Александр сразился со шведским военачальником и тяжело ранил его. Шведы в панике бежали. Народ за блестящую победу на Неве назвал Александра Невским.

Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Они грабили и разоряли русские земли. Зимой 1241-1242 года Александр Невский решил дать им генеральное сражение на льду Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы – ведь не только всадники, но и кони были покрыты тяжелыми металлическими доспехами.

Ведущий 1.

5 апреля 1242 года произошла решающая битва.

Рыцари построили свои войска в форме клина (по выражению летописца - “свиньей”).

Александр хорошо знал боевые приемы врага и перед сражением усилил свои фланги конницей, а против головы “свиньи” поставил менее подготовленных ополченцев.

Как только немецкое войско вступило на лед озера и двинулось на ополчение, они стали с боем отступать. Рыцари, считая сражение выигранным, устремились вперед и были раздавлены с обеих сторон русскими.

Чтец 1.

И отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные кресты.

Не забывая, не прощая
Одним движением вперед,
Свою Отчизну защищая
Пошел разгневанный народ.

Ведущий 2.

Летописец отмечал: “И быть сеча ту велика немцемь и чюди. ...И семь верст без оглядки бежали прочь ливонцы с озера Чудь”.

И сказал тогда Александр Невский слова, которые не один раз проверяла история: “Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля Русская...”

Но испытания России нарастали из века в век.

Слайд 21. Приложение 3. Проигрывается вступление к песни “Святая Русь”(70 сек.)

На экране – заставка “Собор Василия Блаженного”

Одним из самых тяжелых испытаний для Руси было почти трехсотлетнее монголо-татарское иго.

Слайд 22. Приложение 4. Проигрывается 1 куплет песни “На молитве русская земля” (62 сек.)

Ведущий 3.

Русь была еще слаба и раздроблена. Шведы, литовцы, немцы все еще жаждали русских земель, а с Востока уже пошли монголо-татары. Мужественно сопротивлялись русские дружины, но не было среди них единства. Удалось Чингисхану и его потомкам установить господство над русскими землями. И продолжалось оно почти три столетия.

В монголо-татарском государстве Золотая Орда в 1380-ом году тысячник Мамай готов был совершить очередной поход на Русь.

Ведущий 4.

Во главе объединенных русских земель при усилении и возвышении Москвы был внук Ивана Калиты – Дмитрий Донской.

Слайд 23. Дмитрий Иванович, чтобы помешать Мамаю объединиться с князем Ягайло, спешил дать генеральное сражение на Куликовом поле 8 сентября 1380 года

Русское войско сознательно отрезало себе путь к отступлению. К тому же Дмитрий Иванович применил удар засадного полка, который был замаскирован, и его появление в критический момент боя, неожиданное для монголов, сыграло решающую роль. Разгром врага был полным. За победу в Куликовской битве Дмитрия Ивановича прозвали Донским.

Приложение 9.

Слайды 24-33. Презентация

Ведущий 1. Куликовская битва показала, что, объединившись, русские могут разбить любого врага. Главный результат битвы на Куликовом поле в том, что она привела к краху планов раздела Руси, способствовала усилению Московского княжества - объединительного центра Руси.

Военные действия редко прекращались в исторические времена. Народные ополчения не раз формировались в России, и тогда война называлась Отечественной, то есть народ всего Отечества сражался за свободу.

Ведущий 2. Конец XVIII века. Во Франции к власти пришла буржуазия, которая хотела утвердить политическое и экономическое господство, стремилась к владению рынками сырья, сбыта, расширению сфер влияния в Европе и в мире. Франция во главе с Наполеоном добилась господства в Европе. Наполеон мечтал о мировом.

Слайд 34. На экране – заставка “Портрет Наполеона”

Ведущий 3. Только Англия, блокированная с моря, и Россия с её самостоятельной внешней политикой, мешали Наполеону реализовать его идею мирового господства.

В 1811году Наполеон говорил: “Через 5 лет я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю её”. 12 июня 1812года началось вторжение наполеоновской армии в пределы России. Как и во времена нашествия монголо-татар, силы воюющих сторон были неравны. Учитывая превосходство противника, русские отступали, избегая сражений. Единого командования не было.

Слайды 35-37.

Чтец 1.

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики.
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?

Слайд 38.

Ведущий 4. В конце июля 1812 года русским удалось соединиться под Смоленском. Взятие Смоленска стоило Наполеону 20 тыс. французских солдат.

К этому времени было создано народное ополчение. Война приобрела характер Отечественной. Создавались партизанские отряды из крестьян, дворян и прочего люда. Сражение за Смоленск не выявило победителя. Тем не менее, Барклай де Толли, осуществляющий общее командование соединившимися армиями, 6 августа дал приказ отступать.

Слайд 39. На экране – заставка “Портрет Барклая де Толли”

Ведущий 1. Барклай де Толли Михаил Богданович (1761-1818) – полководец, выходец из шотландского рода. В боях отличался храбростью и хладнокровием. Он испытал славу, пройдя за 7 лет путь от генерал-майора до фельдмаршала. Однако испытал и период опалы и всеобщей нелюбви, когда находясь на посту военного министра, приказал после вторжения Наполеона отступать вглубь России, чтобы сберечь армию.

В день, когда Барклай решился на генеральное сражение с Наполеоном, главнокомандующим русской армии был назначен М.И. Кутузов, продолживший отступление.

Слайд 40. На экране – заставка “Портрет Кутузова”

Ведущий 2. Михаил Илларионович Кутузов был самым старшим по возрасту и наиболее опытным из служивших в то время генералов. Он сражался под руководством П. А. Румянцева и А.В. Суворова, в одном из сражений потерял глаз, отличался осторожностью, военной хитростью, проницательностью. Военная философия М.И. Кутузова: “Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым. Род его известен ещё с 13 века, со времен Александра Невского и Дмитрия Донского. 67-летний полководец, заслуживший любовь и признательность армии и дворянства, имел наибольшие преимущества перед другими на пост главнокомандующего.

Ведущий 3. Император Александр I хотя и удостоил Кутузова в 1811 году графским званием, возвел затем в княжеское достоинство, а после Аустерлицкого сражения с французами даровал титул светлейшего князя, терпеть не мог Кутузова за его независимость, достоинство и авторитет.

Однако 5 августа 1812года царь созвал Чрезвычайный комитет, который после четырехчасового обсуждения единогласно поручает Михаилу Илларионовичу верховное главнокомандование. Своему адъютанту Комаровскому царь откровенно сказал: “Публика хотела назначить Кутузова, я его назначил. Что до меня, то я умываю руки”.

Армия с радостью встретила Кутузова. Солдаты сочинили пословицу: “Пришел Кутузов бить французов. Барклай де Толли нам не нужен”.

Ведущий 4. К концу августа 1812 года силы сторон почти уравнялись. Наполеон стремился к генеральному сражению. Он рассчитывал в этом сражении разбить русскую армию, захватить Москву и добиться капитуляции России. Кутузов планировал нанести врагу наибольший урон, сохранив при этом боеспособность своей армии, подорвать наступательный порыв противника, обескровить его, сделав дальнейшее наступление невозможным.

Ведущий 1. Готовясь к генеральному сражению, Кутузов тщательно выбирал место боя. Он определил для себя наиболее удобные позиции под деревней Бородино, что находилось в 110км от Москвы. Свою ставку он утвердил в деревне Тарутино, откуда просматривалось все поле сражения. Говорят, из космоса это поле имеет форму креста. Накануне боя войска обоих сторон заняли свои позиции.

В половине шестого утра 26 августа 1812года началось одно из самых кровопролитнейших сражений в истории России.

Слайд 41. На экране – заставка “карта Бородинского сражения”

Самые ожесточенные бои развернулись у земляных укреплений, которые иначе называли флешами. Командование на этом участке сражения осуществлял генерал Багратион.

Слайд 42. На экране – заставка “Портрет Багратиона”

Ведущий 2. Багратион Петр Иванович, грузинский князь, начинал военную карьеру ещё при Суворове, прошел несколько войн. Он имел большой опыт арьергардных боев (отступление).

Под Бородино Кутузов поставил, именно Багратиону, казалось непосильную задачу, которую обычно поручают самым сильным людям:

“Стоять насмерть! Измотать противника насколько это возможно!”

Багратион ценой собственной жизни блестяще справился с этой задачей.

Восемь атак провели французы на Багратионовы флеши. В схватке, по большей части рукопашной, были истощены силы обеих сторон.

Слайды 43-46. Презентация

Ведущий 3. М.Ю.Лермонтов так отмечал эти события:

Чтец 2.

Изведал враг в тот день немало
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой...
Земля тряслась, как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.

Ведущий 4. Массированную атаку предприняли французы на батарею Раевского. Лишь к четырем часам дня она была захвачена.

Чтец 1.

Вам не видать таких сражений,
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Ведущий 1. Кутузов, как истинный сын и потомок русских героев-воинов Александра Невского и Дмитрия Донского, использовал их засадный маневр, спрятав в густом лесу две конные армии Платова и Уварова, которые в самый тяжелый и решительный момент вступили в бой.

Вечером Кутузов отдал приказ контратаковать французскую армию на следующий день. Однако, получив сведения о потерях в своих войсках, изменил решение.

Слайд 47. На экране – заставка “Умирающий Багратион”

Чтец 2.

Вот смерклось. Все были готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны-
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Слайд 48. Приложение 5. Проигрывается “Марш Славянки”(20 сек.)

Слайд 49. Ведущий 2. План Наполеона провалился, хотя Бородинское сражение не выявило победителя. Потери французов составили 58 тысяч человек, потери русских – 45 тысяч.

Приложение 6. Звучит “Юбилейный марш”(40 сек.)

Ведущий 3. В этом году Россия отмечает 200-летие этих побед и чтит память своих воинов- патриотов, молится за всех ополченцев, сложивших свои головы за честь России.

В память о русских героях-патриотах, о воинах, защищавших русскую землю, о погибших на многовековых полях сражений, объявляется минута молчания...

Слайд 50. Памятник на Бородинском поле.

Слайд 51. Ведущий 4. Войны несут разрушения, страдания, лишения... люди устали от них, искали другие формы примирения, противоборства, соперничества.

Поля спортивных сражений стали отдохновением во многих спорных вопросах.

В 7-ом веке до нашей эры царь Пелопс объявил, что в городе Олимпия регулярно один раз в четыре года должны проводиться спортивные состязания атлетов: олимпийские игры.

На время проведения Олимпийских игр прекращались войны. Глашатай разносил радостную весть: “Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”

12 столетий древние греки соблюдали свои олимпийские традиции, пока император Феодосий не запретил, считая их проявлением язычества.

Слайды 52-83. Презентация “Олимпиада”

Ведущий 1. Олимпийские игры возобновились в 1886 году по инициативе французского учителя физкультуры Пьера Кубертена.

Начиная с 1936 года, на всех Олимпиадах был возрожден древний обычай эллинов зажигать Олимпийский огонь факелом, который доставляется из Греции от подножия горы Олимп. Девушки, облаченные в античные одежды, передают факел бегуну первого этапа эстафеты. Затем по очереди его несут спортсмены разных стран, расположенных от Олимпа к тому городу, где проходит Олимпиада.

Ведущий 2. 2012 год объявлен годом юбилейных, 30-х Олимпийских игр. Летние Олимпийские игры уже история. Они прошли с 27июля по 12 августа в Лондоне. Все, кто следил за ходом этих игр, отмечают их эмоциональный и духовный накал борьбы.

И кто сказал, что на полях спортивных сражений русским было легче, чем на полях военных сражений?

Ведущий 3. Сборная России завоевала в Лондоне 82 медали из них 24 золотых, 25 серебряных и 33 бронзовых, заняв 4-е место в командном зачете. Зимние Олимпийские игры будут проходить в 2014 году в Сочи. У нас очень молодая и перспективная спортивная команда и новые победы у неё впереди.

И пусть будет так всегда!

Ведущий 4. Пусть честь России защищают спортсмены, ученые, артисты, писатели – все те, кому дорога Родина! Родина – независимость и славу которой защищали Александр Невский и Дмитрий Донской, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Петр Нахимов и Георгий Жуков вместе с миллионами известных и безизвестных патриотов многострадальной России.

Слайд 84. Приложение 7. Звучит Гимн РФ.

Чтец 1.

В час испытаний
Поклонись Отчизне
По-русски,
В ноги, и скажи ей:
- Мать!
Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою - жить!
С тобою – умирать!
Будь верен ей.
И, как бы ни был длинен
И тяжек день военной маяты, -
Коль пахарь ты,
Отдай ей всё, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты!

Чтец 2.

Коль ты спортсмен,
Победы добивайся,
И прославляй страну
В олимпиадный час,
Чтоб помнил мир
Спортивные победы.
И уважал, а не боялся нас!

Чтец 1.

Люби её.
Клянись, как наши деды,
Горой стоять
За жизнь её и честь,
Чтобы сказать
В желанный час Победы:
И моего
Тут капля меда есть!

Учитель.

Любите Россию, изучайте и творите её историю!

Древнеспартанский принцип гласил: “Для того, чтобы в людях жило чувство патриотизма, нужно сначала знать всё о своём народе, потом уважать его, и лишь потом придет любовь к стране”.

Слайд 85. Приложение 8. Проигрывается 2-й куплет песни “Святая Русь”

Всем спасибо! Успехов на благо России!