Цели и задачи урока:
- воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
- показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы
- познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
Оборудование: мультимедийный проектор, книги о героях-пионерах ВОВ, фотографии героев, фонограммы военных песен.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи. (Слайд 1)
- Ребята, каждый год перед 9 мая мы с вами говорим о Великой Отечественной войне. Давайте вспомним, что мы знаем об этом событии?
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент из фильма о войне.
- Какие эмоции у вас возникли при просмотре этого отрывка? (Слайд 2)
- Семь десятилетий минуло с тех пор. Наша страна изменилась. Она стала богаче, краше, величественнее. Многие ветераны уже ушли из жизни, но память о их подвигах до сих пор жива. (Слайд 3)Это и музеи, посвящённые ВОВ, и памятники, книги, памятные даты. В наше время существует много исторических музеев, которые реконструируют битвы. Сегодня наша встреча будет посвящена детям-героям войны. (Слайд 4)
Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны у них было такое же счастливое детство, как и у вас. Но 22 мая 1941 года перечеркнуло всю их жизнь.
3. Работа по теме.
(Выходит ученица в белом выпускном платье и читает стихотворение).(Слайд 5)
Июнь. Клонился к вечеру закат.
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
(После стихотворения раздаётся звук разрывающихся бомб.)
Второй ученик (Слайд 6):
Июнь. Лето. Суббота. Люди занимались обычными для себя делами: мы играли на улице, старшеклассники возвращаются с выпускных вечеров. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. В воскресенье в 4 часа утра немецкие войска пересекли границу нашей страны. Многие сёла были сожжены, города окружены и взяты в блокаду.
Третий ученик.
“В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом –
Паспорта.
И в этом нет беды...
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда...”
Четвёртый ученик.
Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины и дети пошли работать на заводы, где выпускали снаряды. Гибли целыми семьями, появилось много сирот. Но всё это нас не сломило. Мы боролись. Даже дети работали, помогали взрослым: воевали в действующей армии, в партизанских отрядах.
Пятый ученик.
“Мы великих дел не вершили
И по трижды чужой вине,
Как солдаты,
В землянках жили,
Умирали,
Как на войне”.
Учитель:
- Страшная война коснулась всех и особенно детей. Все они были лишены детства. В один день ребята повзрослели. Многие воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они хотели также, как и взрослые защищать своё Отечество. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Слушая рассказы, которые подготовили одноклассники, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?
Доклады.
Ученик. (Слайд 7)
- С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали – не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст. Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. Кое-кому это удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием – вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: “Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания”. (Слайд 8)
- За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик. Сегодня мы послушаем небольшие доклады о юных героях, ребятах, о которых мы с вами ещё не упоминали. В прошлый раз мы говорили о Зине Портновой, Лене Голикове, Вале Котик, Ларе Михеенко, Жене Попове. Сегодня мы расскажем о новых героях той далёкой и страшной войны.
Коля Крыжков. (Слайд 9)
Николай Пантелеевич удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени, медалей “За боевые заслуги”, “За взятие Кенигсберга”, благодарности командира за взятие Севастополя. В наградном листе отмечено, что Коля Крыжков выполнял обязанности разведчика-артиллериста, выявлял цели противника, приходил из разведки невредимым и с ценными сведениями, которые помогали выполнять боевые задания. А ведь в 1945 году ему исполнилось лишь 14 лет. До войны Николай Пантелеевич закончил всего 3 класса, и снова пошел в вечернюю школу уже в 25-летнем возрасте. После войны был заместителем начальника группы “Поиск”, собирал материалы для “Книги Памяти”.
Толя Рябков. (Слайд 10)
Началась блокада Ленинграда, Толе Рябкову было 13 лет. К ноябрю месяцу 1941 г. с улиц исчезли кошки и собаки. Мать с сестрой еще кое-как держались, а Толя тогда слег. Сам не мог вставать с кровати и точно бы умер, не окажись рядом воинская часть. Как и множество других детей войны, Толика Рябкова от неминуемой смерти спасли солдаты. 15 декабря 1941 года 96-й артиллерийский полк взял его на довольствие. Голодный паренек попал на полковую кухню. В артиллерийском полку сразу же нашлось место для маленького солдата. Анатолий попал в отряд связистов. Сперва он просто сидел на коммутаторе и соединял телефонные провода. Так как взвод связи каждый день нес огромные потери, Анатолия послали на передовую. 23 февраля 1942 года 13-летний Толик Рябков принял присягу, стал красноармейцем и получил табельное оружие. Вскоре красноармеец Толя Рябков получил неожиданный сюрприз. На войне он встретился с собственным папой. Оказалось, что командир полка, к которому его приписали, воевал вместе с его отцом в "зимнюю войну". Вместе они брали Выборг. Вот и решил офицер сделать приятное боевому другу – отправил сына своего полка служить под его начало. Для Анатолия война закончилась в 1943-м. Как раз тогда вышел приказ о зачислении всех сынов полка в Суворовские училища. Идти туда он не захотел. Вернулся домой, но в нормальную школу сумел отходить всего недели две. По счастливому стечению обстоятельств, попал юнгой в Кронштадт. Там и служил до 1955 года.
Юнбат Иванов. (Слайд 11)
“ Ему было одиннадцать лет, когда его, умирающего от голода, вывезли из Ленинграда на фронт товарищи отца, служившего наводчиком орудия на одной из батарей 577-го гаубичного артиллерийского полка”, - рассказывает Виктор Петрович Иванов, автор нескольких книг о войне и о судьбах ее детей, лауреат многочисленных литературных премий. Тогда, в марте 1942 года, его, исхудавшего до дистрофии, откармливали буквально по ложке в день. И уже через две недели, приняв военную присягу, надев солдатскую шинель и сапоги, Виктор стал полноправным красноармейцем. Его определили в штабную батарею и назначили связным штаба полка. Был на передовой, “угощал фашистов огоньком”, помогая отцу у боевого орудия. Однажды ночью, доставляя пакет в штаб, Юнбат(Виктор) Иванов, как называли его в батарее отца, наткнулся в лесу на разведывательную группу фашистов. Мальчишка пустился “со всех ног в штаб” с донесением, и вражеский десант захватили врасплох.
Юрий Вашурин. (Слайд 12)
Лейтенант Вашурин приехал на похороны своей семьи. Дочь оставил у родственников, а сына, учащегося третьего класса, взял с собой, чтобы устроить в Московское суворовское училище. Когда же пришел на вокзал, чтобы отправиться на фронт, снова увидел своего сына, который в категоричной форме заявил ему, что он хочет идти с отцом на фронт.Отец разрешил. В полку десятилетний солдат Юрий Вашурин примерил свою первую солдатскую форму, сапоги, которые искали ему всем полком. А потом был бой, первый в его жизни — за город Лида. Мальчика отправили в штаб, но он ушел из штаба . Ушел к солдатам на передовую. В саперной роте его учили перекусывать кусачками провода, ведущие к фугасам, и таким образом спасать мосты. Юра Вашурин стал сыном танкового полка и даже не задумался над тем, какое сотворил горе для отца, без спроса укатив с танкистами. А у старшего Вашурина не было возможности заняться его поисками. Юный -солдат второй мировой, преодолев все трудности, стал высококлассным специалистом компьютерных систем, кстати, первым в Ульяновске — лауреатом Государственной премии.
Каманин Аркадий. (Слайд 13)
Аркадий выполнял боевые задания: из штаба авиакорпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков. В числе прочих заданий выполнил полёт через линию фронта к партизанам для передачи элементов питания для радиостанции. Мотористом на самолете Аркадия служил его ровесник — еще один воспитанник эскадрильи связи Владимир Мухин (1927 года рождения), потерявший во время войны родителей. В 15 лет Аркадий был удостоен своей первой боевой награды - ордена Красной Звезды за спасение пилота разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2. Позднее был награжден вторым орденом Красной Звезды, а затем и орденом Красного Знамени. К концу апреля 1945 года он "совершил более 650 вылетов на связь с частями корпуса и с ВПУ и налетал 283 часа. В октябре 1946 года старшина А. Н. Каманин был зачислен слушателем подготовительного курса Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского.
Валера Волков. (Слайд 14)
Один из участников партизанского движения, действующего в Севастополе. После смерти отца, убитого фашистами, в 13 лет (по другим данным в 14) становится “сыном полка” 7-ой бригады морской пехоты. Наравне со взрослыми участвовал в боевых действиях. Подносил патроны, добывал разведывательные данные, с оружием в руках сдерживал атаки врага. По воспоминаниям однополчан, любил стихи и часто читал боевым товарищам Маяковского. В июле 1942 года, отражая атаку противника, героически погибает, бросив связку гранат под наступающий танк.
Володя Дубинин. (Слайд 15)
Был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции 1941-1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать саперам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапер и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен.
4. Итог урока.
Учитель. (Слайд 16)
- Вы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми.
Ученица 1. (в белом выпускном платье):
- Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
Ученик 2:
- В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.
Ученик 3:
- Мы помним всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.
Ученик 4:
- Вечная память всем погибшим.
Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!
(Слайд 17)
Звучит песня “Пусть всегда будет солнце” и видеозарисовка о детях.
Организационный конец.