Развитие интеллектуальной культуры учащихся

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства.

Источниками полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества, за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают многие задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи и для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью: развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется Общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Если говорить о настоящем состоянии современной начальнойшколы в нашей стране, то следует отметить, что основное место все еще продолжает занимать учебная деятельность. На уроках по двум основным учебным дисциплинам – язык и математика – дети почти все время решают учебно-тренировочные, типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла. Это связывается с тем, что образуется навык в решении задач некоторого типа. В этом случае ребенок не ищет способ решения задачи этого типа, так как он его уже знает, а применяет его. Если же дети при решении каждой следующей задачи некоторого типа вновь развертывают поиск способа решения, то это означает, что они плохо усвоили знания, которые легли в основу способа решения задач этого типа.

Состояние современной начальной школы нельзя считать нормальным. С одной стороны – засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которое существенно тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, творческого мышления. В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовое решение, причем, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет множество решений. Кроме того дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой-то новый способ.

С другой стороны, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, в частности отношение к самому себе. Постепенно дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от выученности соответствующего правила, от степени усвоения определенных знаний. Чаще всего это приводит к тому, что высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления своей выдумки или сообразительности, а лишь от прилежания и старательности в освоении правил и знаний.

Успехи в учении оказывают значительное, а порой решающее влияние и на взаимоотношения между детьми в классе, чему нередко способствуют учителя. Дети могут больше уважать тех учеников, которые хорошо и отлично учатся, чем тех, кто хорошо соображает. Это особенно заметно, когда сообразительные дети учатся неровно и без интереса, так как в школе им скучно. И это оказывает негативное влияние на формирование их характера.

Однако нельзя сказать, что в современной начальной школе вообще отсутствуют задачи поискового характера. Действительно, в учебниках по математике и по языку есть, так называемые, нестандартные задачи, решение которых требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений. Но, во-первых, решение таких задач доступно далеко не всем детям, а лишь самым сообразительным, и, во-вторых, решение этих задач носит необязательный характер.

В настоящее время имеются благоприятные условия для того, чтобы изменить соотношение деятельности по усвоению знаний, умений и поисковой деятельности в учебной жизни школьников младших классов. Смысл этой работы состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых любые дети – с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные – могли бы решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.

В этой работе говорится о систематическом курсе интеллектуально-развивающихся занятий для детей в возрасте 6-7 лет. Курс построен на материале 12 видов задач неучебного содержания и включает 119 занятий. Название курса – "Интеллектуальная культура". В отличие от курсов учебных дисциплин, например, математики и языка, где развитие мышления не является основной целью, принципиальной задачей предлагаемого курса выступает именно развитие интеллектуальных способностей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Названный курс занятий включает четыре темы: "Развитие способности комбинировать", "Развитие способности планировать", "Развитие способности анализировать", "Развитие способности рассуждать". Каждая из этих тем осваивается в цикле из 27-36 занятий. Каждый цикл включает три серии занятий, каждая из которых включает 9-12 занятий на материале какого-то одного вида задач.

Так, цикл «Развитие способности комбинировать» проводится на материале такого рода задач, как задачи «на преобразование». Первая серия этих занятий проводится на материале задач, имеющих условное название «одна клетка», вторая серия – задачи «две клетки», третья серия – задачи «все клетки». Подобным же образом построены и другие три цикла занятий.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

В первом случае считалось необходимым использовать в курсе четыре разного рода задачи: «на преобразование» – аналогичные задачам, возникающим при «игре в 15»; «на перемещение» – аналогичные задачам, возникающим при игре в шахматы; «на группировку» – аналогичные задачам, возникающим при классификации предметов; «на выведение» – аналогичные задачам, возникающим при умозаключениях.

Кроме того применялись разные виды задач каждого названного рода. Среди задач «на преобразование» использовались задачи таких видов, как «одна клетка», «две клетки», «все клетки», в которых применяются разные правила, ограничивающие поиск решения.

В задачах «на перемещение» использовались задачи «петух», «волк», «лиса», где применялись разные конкретные правила перемещения воображаемых персонажей по игровому полю.

В задачах «на группировку» использовались задачи «сходство», «отличие», «пересечение», в которых применялись разные критерии объединения предметов.

В задачах «на выведение» использовались задачи «совмещение», «отрицание», «сопоставление», где применялись разные логические отношения свойств и предметов.

Во втором случае (по сложности) использовались в курсе варианты одной и той же задачи с разным значением искомого: в одном варианте требовалось найти некоторый конечный результат, в другом – начальные условия, в третьем – общую основу для соотнесения начальных условий и конечного результата, или способ связи начальных условий и конечного результата.

Каждый вариант отличается по сложности от другого: второй вариант (из указанных) – сложнее первого, а третий – сложнее второго.

Другое направление различения задач по сложности связано с тем, что в отношении одной и той же задачи можно выполнить разное задание: решить задачу, проверить ее готовое решение и на ее основе составить другую, более простую задачу. Эти задания также различаются по сложности поисковой деятельности: решить задачу проще, чем проверить лишь один из ответов к ней, а проверять готовое решение легче, чем составлять задачу.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – неучебном материале создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка: самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому методу у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а также некоторого снижения самооценки (по отношению к ее завышенному состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами только за счет прилежания и старательности.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

На занятиях предложенного курса создаются благоприятные условия для развития творческих способностей, творческого мышления детей. Например, формируется такое важное качество творческого мышления как гибкость, так как детям предлагается решать задачи с одним и тем же условием, но с разным содержанием искомого. Это требует от ребенка по-разному воспринимать одну и ту же задачу.

В процессе занятий формируется такое важное качество, как глубина мышления, так как задачи, решаемые на одном занятии, относятся к одному и тому же виду, поэтому требуют применения одних и тех же правил. Эти задачи имеют внутреннее единство, как бы внутреннее родство и содержат единый общий подход к каждому конкретному поиску их решения.

На занятиях развивается также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, так как решение задач организовано по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, поскольку любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ.

Систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Реализация такой возможности, проявление культуры мышления предполагает наличие общих интеллектуальных способностей: совершать точный анализ содержания задач; выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения; проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Этот курс может быть использован в работе школьных психологов. Поисковые задачи, представленные в методическом пособии, могут быть использованы для индивидуальной и групповой коррекционной работы, как в плане развития интеллекта, так и для повышения самооценки детей.

Для организации занятий необходимо использовать методическое пособие (раздаточный материал) автора Зак А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет»: задания для самостоятельной работы детей.

В Приложении 1 представлена презентация одного такого занятия.
В Приложении 2 Мониторинг развития интеллектуальной культуры учащихся 6-7 лет.