Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Цели проекта:
- познавательный аспект: “раскрытие” тайны имени ребенка, углубление знаний из личного опыта детей, ознакомление учащихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы);
- развивающий аспект: развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал, развитие коммуникативных умений учащихся, развитие речи детей при помощи скороговорок, чистоговорок; развитие логического мышления
- воспитательный аспект: воспитание в детях положительных качеств личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей);
Задачи проекта:
- совершенствование речевых умений и навыков;
- обобщение и систематизация полученных знаний;
- активизация навыков самостоятельной работы по сбору нужной информации;
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, на доске эпиграф – строка А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”, у каждого ребенка ромашка с его именем.
Аннотация. Идеей создания данного проекта послужило то, что дети в первый класс пришли из разных ДОУ. Чтобы дети лучше узнали друг друга, подружились, создан проект «Что в имени тебе моём…»
Этапы работы над проектом.
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации (С помощью взрослых и «Словаря имён» найти историю своего имени: его происхождение, значение, формы имени, узнать, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?).
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
- актуальность и важность данной проблемы;
- анализ разнообразной информации;
- программа действий;
- разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта
VI этап: Презентация проекта («ромашка», где в центре написано полное имя, а на лепестках – формы имени).
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Опережающее домашнее задание
Поисковое задание.
С помощью взрослых и «Словаря имён» найти
историю своего имени: его происхождение,
значение, формы имени.
Составить «ромашку», где в центре написано
полное имя, а на лепестках – формы имени.
Узнать, как выбирали родители вам имя? В честь
кого вас назвали?
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Вступительное слово учителя
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень
интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас
выясним…
– Давайте отгадаем загадку: Что принадлежит
вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы?
Ответ – имя.
– Каждый малыш при рождении от своих родителей в
первую очередь получает ИМЯ.
Сообщение темы и цели занятия
– Вы уже догадались, мы будем говорить об имени
человека, то есть поближе познакомимся с вами,
узнав тайны ваших имен.
В народе говорят:
Не имя красит человека, а человек – имя. (Русская
пословица)
Лучше глаз лишиться, чем доброго имени. (Русская
пословица)
А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережет свою
шкуру, а человек – имя.
Имя это – личное название человека, даваемое при рождении.
– Люди всегда давали друг другу имена или прозвища, которые сопровождали их всю жизнь. Как это началось, никто не знает, но об этом сложено много легенд и преданий.
- В древности имя подбирали исключительно по его значению. Например, в странах Азии в значениях имен часто скрыты названия времен года или природных явлений.
- В древних языческих племенах детям давали очень некрасивые имена, так как считалось, что злые духи будут обходить стороной такого ребенка, и его жизнь станет счастливой.
- В христианских странах было принято давать новорожденному имя святого, таким образом, он становится таким же чистым душой, и его ожидала счастливая судьба.
– Самые распространенные варианты выбора имени.
- Традиции
- Случайность
- Имя в честь родителя
- Имя в соответствии со значением, которое ему присваивается.
– Может, кто из вас знает, как выбирали родители
вам имя? В честь кого вас назвали?
– А теперь обратите внимание на доску, почему я
написала два этих разных слова по–разному. (На
доске: Лев и лев). Приходилось ли вам слышать
такое имя? С древности в понимании людей имя было
не простым словом, а способом определить
характер человека, его судьбу. И если родители
называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он
обладал качеством царя зверей, был храбрым и
сильным.
– Подумайте, какие из названий цветов могут быть
именами?
РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ
– Подумайте, почему некоторые родители
названия цветов использовали как женские имена?
– Наверно потому, что хотели видеть своих
девочек красивыми и нежными.
– Очень многие из распространенных в нашей
стране имен пришли из других языков, поэтому
почти каждое имя имеет свое первоначальное
значение.
– Каждое имя имеет тайну своего значения и
происхождения.
– Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени.
– Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, что обозначает ваше имя. (Дети называют имя и кратко рассказывают о себе. Читают по карточкам значение имени.)
– У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?
– Ко взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым.
– К детям, потому что называют уменьшительными именами и лаской.
– Мое имя – Светлана. А как вы думаете, как меня могли называть мои родители, когда я была маленькой? Или как меня могли называть в детском саду?
Дети отвечают – Светочка, Светик, Светланка, Светуля.
– А теперь вы образуете полные имена от сокращенных имен:
Саша —> Александр
Ваня —> Иван
Андрюша —> Андрей
Вика —> Виктория
Руслан, Алёна, Олеся – эти имена остались без
пары. А почему?
— Потому что они употребляются только в одной
форме.
4. А теперь поговорим о мужских и женских именах. Назовите имена девочек и имена мальчиков.
СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА
– Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к
мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное
имя ЖЕНЯ не указывает нам, о ком идет речь.
– Как будет звучать полное мужское имя? –
Евгений.
– А женское – Евгения.
– Какие имена “двойные” вы еще можете привести
в пример?
ВАЛЯ —> ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА
САША —> АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА
– А как вы думаете, есть ли женская пара у
мужского имени Федор?
– В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе”
героиню зовут Федора.
– Сейчас это имя редкое.
– А сейчас объявляется конкурс скороговорщиков расскажите скороговорки, в которых присутствуют мужские и женские имена.
Конкурс скороговорщиков
Осип осип, Архип охрип.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Кирилл Кире подарил рыбку,
Кира Кириллу подарила улыбку.
– Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена. Послушайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
– Как же можно различить этих девочек?
– По фамилиям.
– А в нашем классе есть тезки?
– Каждый человек при рождении получает не только
имя, но и фамилию, которую носят все члены его
семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не
только у родственников. Как называют таких людей?
(Дети отвечают – однофамильцами).
4. Физкульминутка (Игра «Чей голос?»)
Представим себе такую ситуацию: 2 человека
являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как
же их тогда можно различить?
Правильно, по отчеству. Это слово означает “имя
по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут
обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а
как вас будут называть? (Дети по очереди называют
вслух свое имя и отчество).
Давайте произнесем чистоговорку, в которой присутствует интересное и достаточно редкое русское имя.
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Миле в глаз попало мыло.
Блиц-турнир
Отгадайте загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков
В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.
1. Кто принёс куклу из магазина?
Ответ: Зина (магаЗИНА).
2. Как зовут мальчика, который не боится ни
града, ни грома?
3. Кто рассказывает брату мультфильм про
Самоделкина и Карандаша?
4. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
5. Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
6. Как зовут девочку, с которой дружит дочь
Малинина?
7. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
8. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.
9. Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная
ежевика?
10. Кто, заметив жука, спрятался под диван?
(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван
5. Рефлексия
– Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что понравилось и что запомнилось?