Урок в 11-м классе по теме "Мировая экономика"

Разделы: История и обществознание


При изучении данной темы хорошо прослеживаются внутрикурсовые и межпредметные связи. Внутрикурсовые:  процессы глобализации, роль экономики в жизни общества и ее связь с другими сферами общественной жизни, экономическая политика государства, факторы экономического роста в условиях экономического развития страны, измерители и показатели национальной экономики. Межпредметные: история (экономическое развитие России и зарубежных стран в XX веке; экономические реформы 1980-1990-х годов в России); география (международное разделение труда, экономическая интеграция, международная торговля, глобальные проблемы и т.д.). Все это позволяет опереться на полученные ранее знания учащихся, привлечь разнообразный дополнительный материал, в том числе и подготовленный самими учениками, а также значительное время уделить самостоятельной работе в течение урока.

Урок строится  на основе деятельностного похода,  активной и интерактивной стратегии взаимодействия и сотрудничества учащихся, учителя и учеников. Школьники пользуются разнообразными источниками информации – словарями, электронными ресурсами, текстовыми и статистическими материалами, реализуют компетенции ИКТ (составление презентаций в Power Point, поиск необходимых данных в Интернете). Учащиеся в процессе групповой работы вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, учатся грамотно оформлять результаты своей деятельности и представлять их. Все включены в учебный процесс.

Урок позволяет применить  индивидуальный подход к обучающимся (выделение группы экспертов, распределение ролей внутри групп), реализовать в полной мере сформированные у них информативно-коммуникативные и деятельностные компетенции.

Занятие предназначено для школьников, изучающих обществознание на базовым уровне.

Используемые технологии: групповая работа, ИКТ, самостоятельная работа.

Занятие рассчитано на два часа.

Цели урока:

  • сформировать понятие «мировая экономика»;
  • раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
  • формировать информационно-коммуникативные и деятельностные компетенции

Задачи урока:

  • охарактеризовать основные составляющие системы международных экономических отношений;
  • проанализировать как преимущества, так и негативные стороны внешнеторговой политики государства;
  • обосновать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства;
  • развивать  логические умения учащихся  в процессе  выполнения учебных заданий;
  • развивать умения работать с различными источниками информации, грамотно оформлять, представлять и оценивать продукты своей деятельности;
  • учиться сотрудничать и взаимодействовать в группе.

Новые понятия: «теория абсолютных преимуществ» и  «теория сравнительных преимуществ» во внешней торговле, «фритредерство»,  «квотирование», «эмбарго», «демпинг»

Оборудование:

  • Школьный словарь по обществознанию, экономический словарь
  • Интерактивная доска, мультимедийный комплекс
  • Ноутбуки
  • Раздаточный материал (пакеты с заданиями)
  • Оценочные листы

Тип урока: изучения нового материала с элементами обобщения и систематизации знаний

План.

1. Что такое мировая экономика?

а) понятие «мировая экономика»
б) международные экономические отношения и их составляющие;
в) международное разделение труда: причины и последствия,
г) мировой рынок труда, международное движение капиталов, мировая валютная система;

2. Экономическая интеграция.

3. Международная торговля:

а) понятия «экспорт», «импорт», «сальдо»;
б) теория абсолютных и  теория сравнительных преимуществ  во внешней торговле;
в) особенности  развития российской торговли.

4. Государственная политика в области международной торговли:

а) «протекционизм» и «фритредерство» (свободная торговля);
б) методы протекционистской политики;
в) Всемирная торговая организация.

5. Глобальные проблемы экономики: глобализация мировой экономики, ее положительные и отрицательные последствия, противоречия

Класс разделяется на 5 групп:

1 – «эксперты» (готовят сообщения по заранее розданным темам, мини-презентацию по вопросу «Что такое мировая экономика?», выступают экспертами по вопросам плана, консультируют работу групп и оценивают продукты их деятельности);
2-5  группы работают по предложенным учителем вопросам, используя для анализа соответствующий текст параграфа, раздаточный материал, Интернет, словари.
В начале урока учитель сообщает о целях изучения данной темы, подчеркивает ее интегрирующий, систематизирующий характер и ставит учебную задачу:
«В результате работы по предложенным  проблемам каждой группе составить мини-презентацию (не более 5 слайдов) и комментарии к ней» (при отсутствии ноутбуков конечный продукт может быть оформлен на листах ватмана цветными фломастерами).

I.  Актуализации опорных знаний

1. Беседа:

1) Вспомните разделы экономической науки, что является предметом их исследования?
2) Из курса экономической географии вспомните, что  мы называем «международным разделением труда», «экономическая интеграцией»?

Международное разделение труда – это специализация стран на производстве той или иной продукции.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio — восстановление) — взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.
(Учащиеся заранее получают задание повторить данные понятия из курса обществознания и экономической географии).
Материал закрепляется посредством презентации (Приложение 2)

2.  Используя метод «корзина идей», учитель при помощи учеников формулирует пункты плана урока (план выводится в виде слайдов, Приложение 2)

II. Изучение нового материала

1. Ознакомление с понятиями «мировая экономика», «международные экономические отношения»   происходит в процессе знакомства с текстом учебника, соответствующей статьей Школьного словаря.

2. Информация учителя

Учитель напоминает учащимся о процессе формирования мирового хозяйства. (Возникло в середине 19 века с развитием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу 20 века мировое хозяйство становится всемирным, поскольку в него оказываются включенными все страны мира)
3.  Беседа по вопросу: Каковы его основные предпосылки международного разделения труда?

  • природные условия страны – климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, например, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми (вспомните из географии размещение полезных ископаемых), продают их тем странам, где их нет, а взамен покупают ту продукцию, которую сами не производят;
  • уровень экономического и научно-технического развития (из раздела об экономическом росте вы знаете, что страны развиваются неравномерно: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны – на производстве сырья);
  • сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров (например, Франция славится своей косметикой, а Бразилия – своим кофе).

4. Сообщения учащихся по темам: «Международное движение капиталов», «Мировой рынок труда», «Мировая  валютная система»

Ученики записывают определения в тетрадь:

Международное движение капиталовэто помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью его возрастания; капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.

Мировой рынок труда – свободное перемещение рабочей силы между странами.

Мировая валютная система – совокупность экономических и правовых отношений, связанных с функционированием валюты.

5. Работа в группах.

2  группа («Мировая экономика. Экономическая интеграция»)

Проанализируйте  раздаточный материал (пакет  с заданиями №1, Приложение 1), соответствующие статьи экономического словаря, Интернет-ресурсы и ответить на вопросы:
1) Назовите основные причины интеграционных процессов в мире, виды интеграции
2) Охарактеризуйте  наиболее крупные региональные  интеграционные объединения
3) Назовите основные  этапы развития интеграционных процессов в Европе. Как расширялось Европейское экономическое сообщество?

3   группа («Международная торговля»)

Прочитайте  текст параграфа (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1) Что такое международная торговля,  экспорт, импорт, сальдо торгового баланса?
2) Что страны выбирают объектом международного обмена?
3) В чем суть теорий абсолютного и относительного преимуществ во внешней торговле?

Проанализируйте  раздаточный материал (таблицы, пакет с заданиями №2, Приложение 1) и ответьте   на вопросы:

1) Какие изменения произошли в развитии мировой торговли на протяжении ХХ века?
2) Какие страны занимают ведущие позиции в международной торговли на современном этапе?

Проанализируйте раздаточный материал (таблицы, пакет заданий №2, Приложение 1) и ответьте  на вопросы:

1) Какие выводы можно сделать о характере экспорта и импорта России?
2) Назовите основных торговых  партнеров России?
3) Каким образом можно улучшить структуру торговли России?

4 группа («Государственная политика в области международной торговли»)

Прочитайте  текст параграфа (пункт 3),  документ на с. 126 «Выгоды от свободной торговли», соответствующие статьи экономического словаря, Интернет-ресурсы    и ответьте на вопросы:
1) Охарактеризуйте сущность и основные направления внешнеторговой политики государств.
2) Выявите их положительные и отрицательные черты.
3)  Каковы основные методы и формы государственного регулирования внешней торговли?

5 группа («Глобальные проблемы экономики»)

Прочитайте  текст параграфа (с.122-124), раздаточный материал (пакет с заданиями №3, Приложение 1), Интернет-ресурсы и ответьте на вопросы:

1) Что такое глобализация экономики?
2) Каковы предпосылки глобализации? Роль ТНК в этом процессе.
3) Положительные и отрицательные последствия глобализации.
4) В чем состоит сущность проблемы «Центр-Перифирия»?
5)  Россия – Центр или Перифирия?

6. Представление результатов работы (на каждую группу не более 5-6 минут). Примерные результаты работы отражены в презентации (Приложение 2):

7. Сообщение эксперта по теме «Всемирная торговая организация» (при наличии времени)

III. Закрепление изученного материала

1. Обсуждение рубрики «Практические выводы»
2. Выполнение заданий 1-2 к параграфу
3. Самопроверка усвоенного материала (тест, Приложение 3)

IV. Рефлексия и подведение итогов урока

1. Самооценка работы группы (старшие по группе)
2. Выступление экспертов, оценка работы групп
Оценочный лист эксперта

Номер
группы
Общая организация
работы
Содержание
слайдов
Представление
материала
(комментарии)
Итоговая
оценка
2        
3        
4        
5        

Работу экспертов оценивает учитель.

V. Домашнее задание

1. Параграф 10  (всем)

2. 

1 уровень: задание 3
2 уровень: решите задачи (Приложение 3)
3 уровень: написание эссе по выбору:  «Мысли мудрых» (с.127)  или «Выгодно ли России вступление в ВТО?»

Приложение 1

Пакет с заданиями для группы 2

1. Текст «Экономическая интеграция в современном мире

2. Таблицы:  

  • Ступени развития региональной экономической интеграции
  • Этапы расширения стран-участниц ЕЭС/ЕС
  • Сравнительные характеристики ЕС, НАФТА и АТЭС

Пакет с заданиями для группы 3

Таблицы:

  • Изменение в ХХ в. товарной  структуры мировой торговли, в %
  • Удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте, в %
  • Удельный вес важнейших торговых партнеров в общем объеме экспорта и импорта России, 2003
  • Товарная структура внешней торговли Российской Федерации, 2003

Пакет с заданиями для группы 5

1. Тексты «Основные этапы развития транснациональных корпораций», «Темпы и особенности развития экономики на рубеже 20-21 вв.»
2. Таблицы:

  • Крупнейшие  ТНК мира их рыночной стоимости
  • Крупнейшие ТНК в мире на 2007 г.
  • Внешний долг наиболее крупных стран-должников  (млн. долл. США)