Цели:
- формирование понимания важности и роли семьи в жизни человека;
- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, собственной ответственности.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, экран.
- презентация со звуковым сопровождением;
- аудиозаписи
- рисунки учащихся на тему «Папа, мама, я – дружная семья!»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Добрый день ребята и уважаемые родители. Сегодня у нас встреча особенная. Мы будем говорить о том, что так важно в жизни каждого из нас. А вот о чём, вы скажете сами, разгадав ребус. (Приложение 1, слайд 1)
– Из всех человеческих отношений семья
– самое древнее и самое великое. Основные законы
его – верность, любовь, воспитание детей –
служат самыми прочными основами всякого
человеческого блага.
Слово «семья», как и слова «хлеб», «вода», не
требуют расшифровки, оно впитывается нами с
первых мгновений жизни.
Вот она рядом с каждым из нас, в каждом из нас, со
своим неповторимым духом, видом, стилем.
(Слайд 2)
Семья – это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это любовь.
Ученик:
Но как появилось слово «СЕМЬЯ»?
Когда-то о нем не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
Кто деток родит, королева моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
Кто их воспитает, богиня моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
Кто внуков понянчит, о радость моя?
И Ева все также ответила: «Я»
Кто пищу сготовит, погладит белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, Я» – вдыхая, ответила – «Я, Я».
Вот так появилась на свете
СЕМЬЯ!
(Слайд 3 – музыкальное сопровождение)
Учитель: Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш совместный классный час.
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
До начала 20 века семья состояла не из одного
поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни
по хозяйству поспевали, другие в поле трудились,
старшие братья, сестры защищали младших.
Жили весело, старость уважали, молодых оберегали.
Семьи были большие и крепкие.
Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни
говорили, а семья – главное богатство в жизни. В
наше время семьи небольшие, в них часто по одному
ребенку.
– А вот интересно, какой семье легче прожить на
свете? (Ответы гостей).
– Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той
семье, где не унывают, не падают духом, радуются
жизни.
Учитель: А теперь давайте проведём викторину “Мой дом – моя крепость” (слайды 4-10)
– Как называется дом в украинской или
белорусской деревне? (Хата)
– Назовите перевозное жилище у кочевых народов. (Кибитка)
– Как называется жилище кавказских горцев,
сложенное из камня? (Сакля)
– Как называется изба из глины или обмазанная
глиной? (Мазанка)
– Как называется постройка из жердей, покрытая
ветками, соломой, травой? (Шалаш)
– Как называется крытое углубление в земле,
вырытое жилья? (Землянка)
– Как называется отдельное жилое помещение в
доме с кухней, передней? (Квартира)
(Слайд 11)
Учитель: Прочитайте рассказ Л.Толстого «Семейная кашка гуще кипит».
Жил мальчик в ученье, пришел восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: «Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает». А мать сказала: «Семейная кашка гуще кипит».
Беседа по вопросам:
– Всё ли вам понятно в рассказе?
– Какие вопросы у вас возникают?
– Как вы поняли название рассказа?
– Согласны ли вы с тем, что в семье всё кажется
лучше и роднее?
– Можно ли слова матери назвать пословицей?
– Да, действительно можно, потому что в пословице
заложена народная мудрость. Давайте попробуем
объяснить следующие пословицы.
(Слайд 12)
– Вспомните, уважаемые гости, из какого художественного фильма звучит песня?
(Слайд 13. Музыкальная пауза.)
– Какое самое первое слово в своей жизни вы произнесли?
(Слайд 13)
– А сейчас посмотрим небольшую сценку, которую подготовили ребята «Рябина и берёза».
(Слайд 14)
– Слово «мама» на всех языках звучит одинаково нежно.
(Слайд 15)
– Сегодня мы хотим подарить мамам стихотворения
Учащиеся читают стихи. (Приложение 2)
(Слайд 16)
– Свою любовь и уважение к женщине-матери поэты выражают в стихах, композиторы – в песнях, художники – в картинах.
(Слайды 17-19)
– Ребята создали свою галерею рисунков, посвященные своей семье.
(Выставка рисунков учащихся)
– Как написать одним словом «папа» и «мама»? (Родители)
(Слайд 20)
– А вот мне интересно, хорошо ли вы знаете своих родителей? Кто готов участвовать в викторине « Что ты знаешь о своей маме?»
(Слайд 21)
- Назовите цветы, которые любит мама.
- Какой у твоей мамы цвет глаз?
- Какое время года ей нравится больше всего?
- Чем любит заниматься мама в свободное от работы и домашних дел время?
- Что создаёт твоей маме хорошее настроение?
- Что ценит в тебе твоя мама?
(Слайд 22 – музыкальная пауза)
– А сейчас викторина о папе.
- Какая профессия у твоего папы?
- Нравится ли папе его работа?
- Какое у папы любимое занятие, увлечение?
- В каких случаях папа рад за тебя?
- Что ценит папа в тебе больше всего?
- В чём бы ты хотел быть похожим на своего папу?
– Как вы думаете, ребята, что входит в понятие
«семья»? А вы, уважаемые взрослые? (Ответы
учащихся, гостей)
– А вот в толковом словаре дается такое
определение… (слайд 24)
«Семья – группа живущих вместе близких родственников». (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
– Часто в своей речи мы употребляем выражения, которые вызывают улыбку, заставляют задуматься. Попробуйте определить, о чем говорят следующие выражения.
(Слайды 25-26)
– Являются ли бабушка и дедушка членами вашей семьи, если они живут отдельно?
(Слайд 27)
– Давайте вместе все споём. (Музыкальная пауза)
– Ой, а сейчас мы без мам и пап не справимся. Помогите нам разобраться, кто кому кем приходиться.
(Слайд 28)
– Предлагаем нашим гостям послушать стихи «Литературная страничка».
(Слады 29-30)
– У всех членов семьи есть свои … (обязанности)
(Слайд 31)
– И у вас, думаю, тоже? Итак, какие? (Чтение стихотворений)
Работа в группах
Дети обсуждают вопрос «Хорошо или плохо, когда каждый член семьи имеет свои обязанности?». (Слайды 32-33)
Рефлексия:
– Давайте подведём итоги нашего разговора о семье:
- Узнали ли вы что-то новое, полезное для себя?
- Как вы понимаете : «мир семьи» – это что? (Отвечают и дети, и взрослые)
(Слайд 34)
Читает ученик:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.
Учитель: Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме.
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
– Но разговор о семье мы продолжим на следующих наших классных часах, поэтому, ребята,
1. Подготовьте рассказ о своей семье.
2. Выучите стихи о семье.
3. Расспросите бабушек и дедушек, как они росли
сами и как растили ваших родителей.
Интернет-ресурсы:
foto.rambler.ru/themes/family/
фото семья
www.lukoshko.net/storyList/stihi-o-mame.htm
стихи о маме
www.gov.cap.ru/home/96/pich/4.htm
рисунки о маме
www.revda-info.ru/.../mojj-papa-samyjj-samyjj-raboty-konkursa-dets
рисунки о папе
www.milavitsa-sib.ru/news/?ELEMENT_ID=233085
рисунки о семье
Источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель
начальных классов МКОУ «СОШ ст.
Евсино»Искитимского района Новосибирской
области
Кузнецова Элла Евгеньевна «Мультимедийные
уроки в начальной школе. Окружающий мир 2кл»