Приемы и формы развития внутренней мотивации обучения на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику, минуя его (ученика) собственную деятельность по овладению знаниями, не предоставляется возможной. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способностями этого познания, чтобы мотивы их самоосуществления себя как личности были у них в первую очередь.

Мотивация – это прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач , наличие мотивов, направленных на актуализацию его деятельности.
Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранным языкам, учителю необходимо представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях школы.
Формирование мотивации это не «перекладывание» учителем в голову учеников уже готовых мотивов и целей учения.

Формирование мотивов – это прежде всего создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.

Известно, что для решения задачи, связанной с повышением мотивации широкие возможности имеет лингвострановедческий подход, который может применяться при обучении всем видам речевой деятельности и на всех этапах .При  этом важно помнить, что познавательный аспект реализуется преимущественно на основе рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования. Поэтому отбору текстов для чтения и аудирования, а также специальным упражнениям лингвострановедческого характера придается первостепенное значение.

В системе упражнений выделяются три основных типа: информационные, операционные и мотивационные. Последний тип упражнений тесно связан с проблемой мотивации и с развитием,  и совершенствованием  умений способствующих осуществлению речевой деятельности. Специфика обучения иностранным языкам предполагает, что учащиеся должны научиться общению в процессе своей учебной деятельности. С этой же целью необходимо создать соответствующие условия, а также  упражнения, ориентированные как на формирование речевых навыков и умений, так и на повышение мотивации учения.

Упражнения такого вида обеспечивают актуализацию взаимоотношений и взаимовлияния участников общения, способствующих повышению мотивированности их высказываний.

Например после необходимого объяснения учащимся предлагается найти различия в употреблении предложенных выражений,  и привести соответствующие им эквиваленты в родном языке или по репликам диалога догадаться, между кем он происходит.
– Прослушайте 2 диалога. Скажите, кто в них принимает участие.
– Вы сейчас прослушаете 2 диалога. Есть ли различия в смыслах. Если есть, как вы это чувствуете.

Нестандартные приемы и формы работы с грамматическим материалом поддерживают интерес к иностранному языку и способствуют лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. Например, при тренировке учащихся в спряжении глаголов используются считалки, рифмовки, использование стихов (спряжение правильных и неправильных глаголов).

Повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету, использованию возможностей межличностной коммуникации обучающихся, развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей способствуют викторины. Разнообразные по содержанию и форме викторины открывают простор для творчества. Они могут служить также формой контроля знаний учащихся, повторения материала, углубления знаний.

Чтение способствует развитию познавательного интереса учащихся, позволяет активизировать грамматические и лексические навыки. Правильная организация работы с текстами способствует повышению учебной мотивации.1. Снятие языковых трудностей, семантизация новых ЛЕ  2.Беседа с учащимися перед чтением текста, цель которой заинтересовать ребят, создать мотив и потребность в чтении текста и активно участвовать в обсуждении прочитанного.

  1. Прочитав название текста, догадайся о чем этот текст. Верно ли было твое предположение?
  2. Как бы ты поступил на месте главного героя? Что тебе в его поступках понравилось / не понравилось.
  3. Прочитай вопросы, и попробуй ответить на них. Теперь прочитай ответы и сравни их со своими.
  4. По прочитанным  репликам восстанови диалог.
  5. Закончи предложения.

Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятия более содержательным, мотивационно направленным и повышают интерес к изучению предмета.

Творчество обучаемых – один из самых характерных признаков коммуникативно-ориентированного метода. Поэтому очень актуальны творческие  задания:

  • Подбор пословиц, выражающих основную тему данного стихотворения.
  • Подготовить свой, по возможности стихотворный перевод.
  • Прочитать стихотворение и подумать, какая музыка лучше всего выражает чувства автора.
  • Проиллюстрируй прочитанное стихотворение.

Почему автор именно так озаглавил стихотворение. Предложите другое название.
Все виды работ с поэтическими текстами пробуждает интерес к литературе, словицами, поэзии, делает обучение более содержательным и полезным, помогает стимулировать интерес к языку.
При обучении иностранному языку нельзя забывать о важности лингвострановедческой компетенции. Известно, что при изучении иностранного языка учащиеся соприкасаются с реалиями страны, которые отражают национальную культуру. Получаемые при этом сведения о стране должны стать частью тех знаний, которыми им необходимо овладеть. Следовательно, на уроке иностранного языка необходимо использовать не только тексты, из которых учащиеся смогут получить полезную и нужную информацию, но и упражнения, выполняя которые они могут практически применять свои знания:

  • Как вы можете объяснить, что это за праздник. Есть ли похожие праздники в нашей стране, что общего и что разного между ними.
  • Вы должны порекомендовать вашим одноклассникам, которые идут в  Английский ресторан, что они могут взять, чтобы оценить английскую кухню.

Не менее интересной является также и работа с пословицами, где, как известно, заключена мудрость народа, его умение тонко подмечать отдельные стороны жизни человека, в которых раскрываются его наблюдательность и  способность кратко и сжато выражать свое отношение к окружающему миру:

  • Объясни смысл данной пословицы.
  • Вам даны две русские пословицы, которые соответствуют  одной английской. Выберите  лучший эквивалент и дайте ситуацию, где можно их употребить
  • Найдите эквивалент пословицам и объясните различия если вы их чувствуете.

Работа с такими упражнениями обеспечивает формирование лингвострановедческой компетенции, активизирует речевую, творческую и исследовательскую деятельность учащихся, развивает их языковую догадку и чувство языка.

Таким образом, обращение к упражнениям лингвострановедческого характера, чтение, работа с поэтическими текстами, пословицами, викторинами, позволяет внести разнообразие в содержание урока, повышает интерес к языку, а, следовательно, и мотивацию учения.