Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику, минуя его (ученика) собственную деятельность по овладению знаниями, не предоставляется возможной. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способностями этого познания, чтобы мотивы их самоосуществления себя как личности были у них в первую очередь.
Мотивация – это прежде всего
результат внутренних потребностей человека, его
интересов и эмоций, целей и задач , наличие
мотивов, направленных на актуализацию его
деятельности.
Признавая ведущую роль мотивации в обучении
иностранным языкам, учителю необходимо
представлять себе способы и приемы ее
формирования в условиях школы.
Формирование мотивации это не «перекладывание»
учителем в голову учеников уже готовых мотивов и
целей учения.
Формирование мотивов – это прежде всего создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.
Известно, что для решения задачи, связанной с повышением мотивации широкие возможности имеет лингвострановедческий подход, который может применяться при обучении всем видам речевой деятельности и на всех этапах .При этом важно помнить, что познавательный аспект реализуется преимущественно на основе рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования. Поэтому отбору текстов для чтения и аудирования, а также специальным упражнениям лингвострановедческого характера придается первостепенное значение.
В системе упражнений выделяются три основных типа: информационные, операционные и мотивационные. Последний тип упражнений тесно связан с проблемой мотивации и с развитием, и совершенствованием умений способствующих осуществлению речевой деятельности. Специфика обучения иностранным языкам предполагает, что учащиеся должны научиться общению в процессе своей учебной деятельности. С этой же целью необходимо создать соответствующие условия, а также упражнения, ориентированные как на формирование речевых навыков и умений, так и на повышение мотивации учения.
Упражнения такого вида обеспечивают актуализацию взаимоотношений и взаимовлияния участников общения, способствующих повышению мотивированности их высказываний.
Например после необходимого объяснения
учащимся предлагается найти различия в
употреблении предложенных выражений, и
привести соответствующие им эквиваленты в
родном языке или по репликам диалога догадаться,
между кем он происходит.
– Прослушайте 2 диалога. Скажите, кто в них
принимает участие.
– Вы сейчас прослушаете 2 диалога. Есть ли
различия в смыслах. Если есть, как вы это
чувствуете.
Нестандартные приемы и формы работы с грамматическим материалом поддерживают интерес к иностранному языку и способствуют лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. Например, при тренировке учащихся в спряжении глаголов используются считалки, рифмовки, использование стихов (спряжение правильных и неправильных глаголов).
Повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету, использованию возможностей межличностной коммуникации обучающихся, развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей способствуют викторины. Разнообразные по содержанию и форме викторины открывают простор для творчества. Они могут служить также формой контроля знаний учащихся, повторения материала, углубления знаний.
Чтение способствует развитию познавательного интереса учащихся, позволяет активизировать грамматические и лексические навыки. Правильная организация работы с текстами способствует повышению учебной мотивации.1. Снятие языковых трудностей, семантизация новых ЛЕ 2.Беседа с учащимися перед чтением текста, цель которой заинтересовать ребят, создать мотив и потребность в чтении текста и активно участвовать в обсуждении прочитанного.
- Прочитав название текста, догадайся о чем этот текст. Верно ли было твое предположение?
- Как бы ты поступил на месте главного героя? Что тебе в его поступках понравилось / не понравилось.
- Прочитай вопросы, и попробуй ответить на них. Теперь прочитай ответы и сравни их со своими.
- По прочитанным репликам восстанови диалог.
- Закончи предложения.
Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятия более содержательным, мотивационно направленным и повышают интерес к изучению предмета.
Творчество обучаемых – один из самых характерных признаков коммуникативно-ориентированного метода. Поэтому очень актуальны творческие задания:
- Подбор пословиц, выражающих основную тему данного стихотворения.
- Подготовить свой, по возможности стихотворный перевод.
- Прочитать стихотворение и подумать, какая музыка лучше всего выражает чувства автора.
- Проиллюстрируй прочитанное стихотворение.
Почему автор именно так озаглавил
стихотворение. Предложите другое название.
Все виды работ с поэтическими текстами
пробуждает интерес к литературе, словицами,
поэзии, делает обучение более содержательным и
полезным, помогает стимулировать интерес к
языку.
При обучении иностранному языку нельзя забывать
о важности лингвострановедческой компетенции.
Известно, что при изучении иностранного языка
учащиеся соприкасаются с реалиями страны,
которые отражают национальную культуру.
Получаемые при этом сведения о стране должны
стать частью тех знаний, которыми им необходимо
овладеть. Следовательно, на уроке иностранного
языка необходимо использовать не только тексты,
из которых учащиеся смогут получить полезную и
нужную информацию, но и упражнения, выполняя
которые они могут практически применять свои
знания:
- Как вы можете объяснить, что это за праздник. Есть ли похожие праздники в нашей стране, что общего и что разного между ними.
- Вы должны порекомендовать вашим одноклассникам, которые идут в Английский ресторан, что они могут взять, чтобы оценить английскую кухню.
Не менее интересной является также и работа с пословицами, где, как известно, заключена мудрость народа, его умение тонко подмечать отдельные стороны жизни человека, в которых раскрываются его наблюдательность и способность кратко и сжато выражать свое отношение к окружающему миру:
- Объясни смысл данной пословицы.
- Вам даны две русские пословицы, которые соответствуют одной английской. Выберите лучший эквивалент и дайте ситуацию, где можно их употребить
- Найдите эквивалент пословицам и объясните различия если вы их чувствуете.
Работа с такими упражнениями обеспечивает формирование лингвострановедческой компетенции, активизирует речевую, творческую и исследовательскую деятельность учащихся, развивает их языковую догадку и чувство языка.
Таким образом, обращение к упражнениям лингвострановедческого характера, чтение, работа с поэтическими текстами, пословицами, викторинами, позволяет внести разнообразие в содержание урока, повышает интерес к языку, а, следовательно, и мотивацию учения.