Цели урока:
- Образовательные:
- дать представление об основных священных книгах религий мира, их содержании и истории возникновения.
- Развивающие:
- расширять словарный и понятийный запас учащихся.
- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к священным книгам.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Структура урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
1. Отгадайте загадку:
Не сеялки, а добро сеют,
Не хлеб, а досыта кормят,
Без рук, а все умеют,
Без ног, а по дорогам водят. (Книги)
2. Беседа с учащимися
– Для чего нужны книги?
– Какую роль играют книги в вашей жизни?
– Где в вашем доме хранятся книги?
III. Мотивация и целеполагание
– Определите тему урока. (Тема урока – книги.)
– Подберите прилагательные к слову «книга».
– К тем прилагательным, которые вы подобрали, я
бы добавила еще одно – священные. (Уточняем
тему урока – Священные книги религий мира).
– Как вы понимаете слово «священные»?
– В словаре Даля дано такое определение:
«священные – чрезвычайно почетные и
исключительные по важности; обладающие
святостью».
– Я бы добавила, что священные книги это те,
которые имеют божественное происхождение, они
даны людям свыше.
– Интересно познакомиться с такими книгами?
– Для начала давайте вспомним, какие религии
мира вы знаете? (Составляется 1 столбик)
– А второй столбик у меня уже готов для вас.
– Как вы думаете, что это за слова: Тора, Типитака,
Библия, Коран?
– Верно, это название священных книг. Ребята, а
может кто-то из вас попробует соотнести названия
религий мира с названиями священных книг?
IV. Первичное усвоение материала
1. Рассказ учителя
– Все священные книги содержат основные
религиозные истины. Уникальность их в том, что
они подходят для всех возрастов.
Вы рассказали, как у вас дома относятся к книгам.
– Как вы думаете к священным книгам такое же
отношение или особое? Конечно – особое. А почему
так?
– Библия была первой написанной и напечатанной
книгой. Это самая известная в мире книга. Сейчас
можно пойти в книжный магазин и купить Библию, но
так было не всегда. Читалась Библия лишь в церкви.
До того как в употреблении вошли переплетные
книги, люди широко использовали свитки по 6-10
метров в длину (найден свиток длинной более 40
метров). Представьте себе, какой это большой труд!
Когда Библия стала переплетной, она стала еще
краше! Вы помните из истории, что первые печатные
книги стоили очень дорого, поэтому их бережно
передавали из поколения в поколение. Хранится
Библия, которой более 600 лет! Представьте, сколько
людей ее прочитали! И до сих пор читают. Так как же
нужно беречь эту книгу! Относятся к Библии так же
свято, как к иконе. Она стоит в храме на самом
почетном месте, а дома Библия находится рядом с
иконами или под рукой человека (например, на
прикроватной тумбочке). Читают Библию, глубоко
размышляя. Относятся внимательно к каждому
слову. Библию читают систематически, пусть по
чуть-чуть. Лучше с карандашом в руках, выписывая
для читающего важные места. Часто это были
семейные вечера. За столом собиралась вся
большая семья: и стар, и млад, вместе читали эту
священную книгу. Подробнее о Библии мы поговорим
на следующем уроке.
– Ребята, вспомните, какой народ первым поверил в
единого Бога? (Иудейский).
– Тора – священная книга иудеев. Тору читали в
сина-гоге по понедельникам, четвергам и субботам.
Это были базарные дни, когда крестьяне приезжали
в город. Во время чтения Торы запрещены
разговоры, запрещено выходить из сина-гоги. Вся
Тора прочитывается в течение года, ее читают на
особый мотив. В сина-гоге есть специальный
чтец-специалист, который прочитывает всю
недельную главу. Свитки Торы находятся в
сина-гоге, где хранятся в особом почетном месте.
– Почему такое трепетное отношение? (Эта книга –
священная)
– Текст Торы записан Моисеем со слов Всевышнего.
Изучение Торы включает в себя 2 заповеди –
изучать Тору самому и знакомить с содержанием
окружающих. Тора состоит из 5 книг. В Торе
рассказывается о сотворении Богом мира и
человека, о жизни первых поколений еврейского
народа. Повествуется о том, как Моисей вывел свой
народ из Египта и заключил Завет с Богом, а так же
там записаны правила жизни иудеев. В Торе
записаны Божьи заповеди – это правила поведения,
законы жизни, которые стали основой для культуры
современного человека. Всего заповедей 10,но мы
разберем лишь часть из них.
- Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме Меня.
– О чем говорит эта заповедь? (О том, что Бог один, единобожие)
- Не делай себе кумира и никаких изображений того, что ты видишь вверху на небе, внизу на земле, под землею, в воде. Смотри! Не молись этим изваяниям и не приноси им жертвы – не служи им.
– Как вы поняли эту заповедь? (Не нужно создавать себе кумира и проживать его жизнь, нужно жить своей жизнью)
- Почитай отца своего и матерь свою. И хорошо тебе будет, и долго проживешь на свете.
– А эта заповедь о чем? (Люби, почитай, уважай и слушайся своих родителей; береги отца и мать, помогай им, если они бедны, ходи за ними, если они больны; грубить родителям, не слушаться и обманывать их – большой грех)
- Не убивай.
– Объясните эту заповедь. (Сохрани Бог убивать; Бог дает жизнь, поэтому ни один человек, не вправе ее отнимать; берегите свое и чужое здоровье, но человека можно убить не только физически, но и словами)
- Не кради.
– А эта заповедь говорит о чем? (Никогда не бери потихоньку чужого; сначала украдешь пустяки, а потом сделаешься и большим вором; не отнимай ничего у других, не выпрашивай, не выманивай)
- Не произноси и не принимай ложного свидетельства или показания на ближнего твоего.
– Объясните эту заповедь. (Не ябедничай, не
жалуйся понапрасну, не сплетничай, не ври)
– Ребята, вы знаете, что даже литература
построена на этих заповедях?
– Я вам буду приводить примеры из художественных
произведений, а вы попытайтесь определить о
какой заповеди идет речь в этих произведениях.
- Н. Н. Носов «Огурцы» (Не кради.)
- Е. Шварц «Два брата» (Почитай отца своего и матерь свою. И хорошо тебе будет, и долго проживешь на свете.)
- Н. Н. Носов «Фантазеры» (Не произноси и не принимай ложного свидетельства или показания на ближнего твоего.)
– А вы мне можете загадать подобные загадки? Я
думаю, что вы подумаете, имы обязательно об этом
поговорим. Ребята, Тора, Пророк и Писание – это
части одной большой священной книги иудеев,
которая называется Тонах. Сегодня на уроке мы
подробнее познакомились с Торой.
– Какая самая древняя мировая религия? (Буддизм)
– Священная книга буддизма – Типитака, что
означает «3 корзины мудрости».
– Как вы думаете, почему такое название получила
эта священная книга?
– Ваши версии?
– Учение самой древней мировой религии буддизма
не записывалось очень долго. Оно передавалось из
уст в уста и так распространялось по разным
странам. Только через 600 лет все собранные
сведения были объединены и записаны на пальмовых
листьях на индийском языке пали. Эти листья были
помещены в 3 особые корзины. Вот так появилось
буддийское священное писание Типитака.
– Обратите внимание, в названии книги есть слово
«мудрость». О чем это говорит? (Есть мудрые
мысли)
2. Работа с текстом учебника
– А какие это мысли вы мне скажите, прочитав на
стр. 16 учебника выдержки из Типитаки.
– Чуть более 200 лет назад собрались монахи и на
основе различных рукописей и переводов создали
текст Типитаки. После восстановления текста его
вырезали на 279 мраморных плитах. Представьте,
какой это труд!Как вы думаете, зачем текст
Типитаки вырезали на мраморных плитах, ведь в то
время уже была бумага? (Чем дешевле материал,
тем менее мы его ценим). Для каждой плиты
построили отдельный миниатюрный храм. Так
появился своеобразный городок-библиотека,
хранилище Типитаки. Где вы еще такое видали!
V. Осознание и осмысление учебной информации. Закрепление
– Ребята, вы заметили, какое отношение ко всем
священным книгам? (Бережное, уважительное)
– Верно. Их не кладут вместе с другими книгами, не
используют в качестве подставки под другие
предметы. Их не выкидывают, даже если они пришли в
негодность.
– В чем дело? Почему так почитали священные
книги? (Учат мудрости, добру)
– Вы любите сказки? Сядьте удобнее, так как я вам
сейчас расскажу, нет, не сказку, а притчу.
Внимательно послушайте ее и подумайте, чему же
учит эта притча? [3]
VI. Домашнее задание
– Вы прослушали притчу, а я хочу попросить вас выступить в роли журналиста и взять интервью у родителей. А вопрос для интервью будет такой: есть ли в жизни родителей книга, которая многому их научила.
VII. Рефлексия
– Что было самым интересным на уроке?
– Что было самым важным на уроке?
– Что сегодня я узнал такого, что не знал ранее?
– Посмотрите на доску, о каких книгах мы не вели
разговор? Хотите узнать и об этих священных
книгах? Тогда вы с нетерпением будете ждать
следующего урока.
Спасибо вам за урок!
Используемый учебный материал:
Список специальной литературы для учителя по теме модуля:
1. Книга для учителя (Справочные материалы для
общеобразовательных учреждений)
Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М.,
«Просвещение», 2010.
2. «Основы мировых религиозных культур» (Учебное
пособие для общеобразовательных учреждений) Под
редакцией Е.С. Токаревой, А.Л.Беглов, Е.В.Саплина,
А.Я.Данилюк, М., «Просвещение», 2010.
3. Электронное приложение к учебному пособию
«Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4-5
кл. – М. Просвещение, 2010 г.
4. http://i024.radikal.ru/1106/b8/69fc62526d73.jpg
5. http://s07.radikal.ru/i180/1106/2b/eb69e12d9035.png
6. Видеоматериалы.