Cлайд № 1. Приложение 1.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: систематизировать и углубить знания о химических свойствах металлов, подчеркнув их функцию как восстановителей.
Задачи урока.
Обучающие:
- развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
- закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
- развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
Развивающие:
- развивать умение характеризовать физические и химические свойства металлов;
- совершенствовать умение находить главное в повторяемом материале и систематизировать полученные знания.
Воспитательные:
- формировать навык самостоятельной работы,
- умение аргументированно высказывать своё мнение и выслушивать одноклассников.
Оборудование: ПК с медиапроектором, экран, документ – камера, фотоаппарат, индивидуальные микролаборатории с набором химических реактивов и оборудованием, тесты, таблица “Протокол исследования”.
Ход урока
I. Оргмомент. (1 минута)
II. Актуализация опорных знаний. (5 минут)
1. Блеф-игра “Верите ли вы, что…”. Cлайд № 2
- Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ.
- В кристаллах атомы металла связаны металлической связью.
- Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром.
- У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона.
- В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.
2. Программированный опрос. Приложение 2.
(2 учащимся предлагается тест из 6 вопросов (2 варианта)).
……………………………………………………………………………
Вариант 1
1. Атом железа имеет электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня:
1) …3d64s2 2) …4s2 3) …4s24p6 4) …3d54s2
2. В каком ряду химические элементы расположены в порядке увеличения металлических свойств?
1) Sr, Ca, Mg; 2) Na, Mg, Al; 3) Na, K, Rb; 4) Sr, Ba, Ra.
3. Самый тугоплавкий металл: 1) Li; 2) Cr; 3) V; 4) W.
4. К щелочным металлам относится: 1) Са; 2) Cs; 3) Cu; 4) Al.
5. Самый легкий металл: 1) Li; 2) Mg; 3) Al; 4) Cs.
6. Самый пластичный: 1) Hg; 2) Li; 3) Au; 4) Al.
……………………………………………………………………
Вариант 2
1. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня … 3d104s2 соответствует атому: 1) Ca; 2) Ti; 3) Zn; 4) Cu
2. Способность отдавать электроны уменьшается в ряду:
1) Na, Mg, Al; 2) Li, Na, Cs; 3) Sc, Ca, K; 4) Sr, Ba, Ra.
3. Самый легкоплавкий металл: 1) Li; 2) Hg; 3) Cs; 4) Na.
4. К щелочно-земельным металлам относится: 1) Mg; 2) K; 3) Ba; 4) Be.
5. Самый тяжелый металл: 1) Mo; 2) Pb; 3) W; 4) Os.
6. Самый электропроводный: 1) Cu; 2) Ag; 3) Au; 4) Al.
Учащиеся обводят правильные ответы, затем меняются с соседом, проверяют друг у друга, ставят оценку.
Приём пед. техники “Самопроверка”. Слайд № 3
Объявление результатов:
5-6 правильных ответов – “5”
4 правильных ответа – “4”
3 правильных ответа – “3”
3. Работа с компьютером (тесты, кроссворд) 3 учащихся. Приложение 3
III. Постановка целей и задач урока. (3 минуты)
Учитель. Так ли уж необходимо в жизни знание химических свойств металлов? Слайд № 4-5
Вопрос 1. Новый цинковый бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, вскоре прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака.
(При ответе на вопрос 1 учащиеся сравнивают активность металлов в электрохимическом ряду напряжений и делают вывод о протекании реакции растворимой соли с более активным металлом. Сравнивая активность металлов в электрохимическом ряду напряжений, учащиеся делают вывод о протекании реакции замещения активным металлом более слабого в растворимой соли, вследствие чего происходит разрушение стенок бака.)
Вопрос 2. Почему алюминиевую посуду нельзя мыть содой?
(Учащиеся делают вывод о разной среде растворов и невозможностью нахождения алюминия в щелочной среде раствора, т.к. будет протекать его взаимодействие со щелочью. Алюминий и его соединения (оксидная пленка на поверхности металла) амфотерные, учащиеся приходят к выводу о щелочной среде раствора соды, образованной в результате гидролиза.)
Учащиеся сразу не могут ответить на данные вопросы, но ищут ответы на них в ходе урока.
Учитель совместно с учащимися формулируют цели и задачи урока на слайде № 6-7.
IV. Изучение нового материала (исследовательская работа). (25 минут)
Учитель. Металлы в реакциях выступают
восстановителями.слайд № 8. В зависимости от
положения в ряду напряжений металлов они
проявлют разную активность по отношению к
реагентам: слайд № 9.
Металлы реагируют с неметаллами, водой, кислотами, солями, оксидами, некоторыми органическими веществами. Металлы, образованные переходными элементами, реагируют с растворами щелочей.
Некоторые металлы взаимодействуют между собой с образованием интерметаллидов.
Все химические свойства металлов можно представить в виде схемы: слайд № 10.
М + Неме
Е + H2O
Т + оксид
А + кислота
Л + соль
Л + щелочь (р-р)
Ы + органические вещества
Физминутка. (2 минуты). Cлайд № 11
Исследовательская работа. Cлайд № 12
Перед началом работы проводится инструктаж по ТБ. Cлайд № 13
Деление на группы. Cлайд № 14. Приложение 4
Результаты работы учащиеся заносят в таблицу “Протокол исследования”.Сначала каждая группа отдельно заполняет по своему свойству, а затем по мере отчётности групп, таблица заполняется полностью каждым учащимся. Отчитываются группы, демонстрируя результаты исследования через документ – камеру на экране. Опыты снимаются учащимися на цифровой фотоаппарат и при отчёте также демонстрируются.
Протокол исследования (Таблица)
Таблица
V. Закрепление изученного. (3 минуты)
Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.
Учитель. Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.
VI. Рефлексия. (2 минуты). Приложение 7.
Анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Слайд № 15
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Материал урока мне был 6.Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал понятен / не понятен полезен / бесполезен легким / трудным интересно / не интересно |
Cлайд № 16.
Жизнь человеческая подобна железу.
Если употреблять его в дело, оно истирается; если не употреблять, ржавчина его съедает. Катон Старший
Так, пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал. Приложение 8.
VI. Домашнее задание. (3 минуты). Cлайд № 17
1. Всем: с. 212-219, протокол исследования.
2. Сильным на карточках: Закончить уравнение реакции, написать уравнения электронного баланса: Сu + Hg(NO3)2 —>
Используемая литература:
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Профильный уровень. -М.: Дрофа, 2008. - 410 с.
- Химия. 11 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой (профильный уровень)/ автор – составитель В.Г.Денисова. – Волгоград: Учитель, 2010
- Урок “Химические свойства металлов и их соединений”, Е.И.Андрейченко, МОУ СОШ №8 г.Выкса Нижегородская область.
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Химия (диск).
- Ресурсы Интернета.