Цели урока.
- Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Признаки равенства треугольников”.
- Продолжать формирование навыка доказательства равенства треугольников с применением трех признаков.
- Развитие логического мышления и навыка построения доказательного рассуждения при решении задач.
- организация творчества учащихся на уроке по средством постановки нестандартных задач и усложнения учебных заданий.
Ход урока
1. Оргмомент. Постановка целей урока.
2. Активизация опорных знаний.
1. Работа с формулировками признаков равенства треугольников.
Задание: Найти пропущенное слово.
Вопрос: Отсутствие какого слова является существенным недостатком.
Учитель формулирует признак: Если две стороны и угол одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны.
Если учащиеся затрудняются можно использовать готовый чертеж (слайд 2. Презентация).
Аналогичную работу проводим со вторым признаком.
Учитель предлагает такую формулировку: Если сторона и два угла одного треугольника равны стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Исправляем ошибки и формулируем признак правильно (слайд 3).
Третий признак формулируем вместе с учащимися, указывая на “ключевые” слова.
2. Работа с понятием равнобедренного треугольника.
Учитель: Ну а теперь давайте вспомним замечательный равнобедренный треугольник. Почему замечательный?! Да потому, что у него есть очень много отличительных свойств и признаков, которые выделяют его среди других треугольников. Давайте проведем соревнование: Кто быстрее перечислит все свойства равнобедренного треугольника и обозначит их на чертеже. (Слайд 4) Затем провести работу по готовому чертежу: как на чертеже обозначены свойства равнобедренного треугольника?
3. Геометрическая разминка.
Работа по готовым чертежам. Каждому учащемуся выдаётся чертёж к одному из трех признаков. Учащиеся определяют номер признака и по номеру признака формируют три группы. (Учитель заранее предусматривает, чтобы учащиеся одинаковой степени обученности попали в одну группу.) Правильность выполнения задания проверяет ученик-консультант. Если ученик ошибся, он попадает в группу ниже уровня. Примеры карточек-заданий смотри в приложении.
4. Работа в группах.
Задание учащимся 1 группы: Каждому ученику выбрать задачу по готовому чертежу и оформить ее решение в тетради.( Это задание оценивается оценкой 3.)
Задание учащимся 2 группы: Каждому ученику выбрать задачу, по ее условию построить чертёж, обозначив на чертеже все данные задачи. После построения чертежа и проверки его учителем учащиеся решают задачу и оформляют решение в тетради.
Примерные задачи для группы 2:
- В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС проведены медианы АМ и СК. Докажите, что треугольник АВМ равен треугольнику СВК.
- На основании АС равнобедренного треугольника АВС отложены равные отрезки АД и СЕ. Докажите, что треугольники ВАД и ВСЕ равны.
- В треугольнике АВС АВ=ВС. На стороне АС отмечена точка Д так, что угол АВД равен углу СВД. Докажите, что треугольники АВД и СВД равны
- Внутри равностороннего треугольника АВС отмечена точка О так, что АО=ВО=СО. Докажите, что треугольники АОВ, ВОС и АОС равны.
- В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС угол С равен 300 , угол В равен 1200 .ВД-медиана. Определите углы треугольника АВД.
- Треугольники АВС и А1В1С1 равны. На соответствующих сторонах АВ и А1В1 отмечены точка Д и Д1 так, что угол АСД равен углу А1С1Д1. Докажите, что треугольники АДС и А1Д1С1.
- Треугольники АВС и ДВС равнобедренные с общим основанием ВС. Известно, что АВ=СД. Докажите, что эти треугольники равны.
- Треугольники АВС и А1В1С1 равны. На сторонах АС и А1С1 отложены равные отрезки СД и С1Д1. Докажите, что треугольники ВСД и В1С1Д1 равны.
Задание группы 3: Творческое задание, состоящее из двух частей.
- В задаче по готовому чертежу изменить данные задачи так, чтобы треугольники были равны по любому из признаков равенства. (Чертежи используемые учителем при работе с формулировками признаков.)
- Придумать задачу по готовому чертежу на один из признаков равенства треугольников.
Группы переменного состава: если ученик справился со своим заданием в группе 1, он переходит в группу 2, а из группы 2 в 3. Учащиеся группы 3 после выполнения своего задания становятся консультантами и оказывают помощь учителю при работе с группами 1 и 2. Если ученик затрудняется выполнить свое задание, он переходит в группу ниже уровня.
5. Итоги урока. Выставление оценок.
По ходу урока учитель фиксирует выполнение каждого вида учебной деятельности учащимися и заносит результаты в таблицу. Анализируя данную таблицу учитель выставляет оценки всем ученикам. Пример смотри ниже.
Ф.И.О. | Устные ответы | Работа по готовому чертежу | Решение задачи по условию | Выполнение творческого задания | Оценка за урок |
Иванов | + + | + | + | + | 5 |
6. Домашнее задание: подготовка к контрольной работе. Каждому ученику предлагается индивидуальное задание по итогам урока.