Текст как форма представления информации. Работа с буфером обмена. Копирование, вырезание, вставка

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  • углубить представления учащихся о формах представления информации;
  • акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации.
  • дать представление о фрагменте текстового документа;
  • расширить представления и сформировать навыки учащихся по редактированию текста.

Задачи:

Обучающая:

  • повторение и обобщение темы “кодирование информации”
  • стимулирование интереса к теме.

Развивающая:

  • развитие логического мышления, памяти, внимательности;
  • развитие навыков индивидуальной практической деятельности.

Воспитывающая:

  • формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Тип урока: комбинированный

Метод: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование: компьютер- проектор- интерактивная доска, компьютер у каждого учащегося.

План конспект урока

Таблица 1

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя Деятельность ученика
Осуществляемые действия
Формируемые УУД
Время
(в мин.)
1 Организацион-ный момент. Презентация “Текст как форма представления информации” (приложение 1)

слайд № 1,2

Приветствует учащихся.  Проверяет отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Учащиеся слушают учителя, записывают в тетрадь тему урока.

(установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

1
2 Актуализация и проверка усвоения изученного материала.  

 

Тест в программе Microsoft Mouse Mischief “Хранение, передача и кодирование текстовой информации” (приложение 2)

Визуальная проверка выполнения задания РТ №19,28 (бегло просмотреть раскрытые рабочие тетради всех учеников);

Учитель обеспечивает аппаратное подключение устройств (позволяет осуществить контроль за усвоением пройденного материала и организовать групповую деятельность учащихся).

Обсуждаются задания РТ №31 на стр. 30

 

Учащиеся выбирают правильные ответы, рисуют при помощи мышки. (выделение и осознание обучаю-щимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.)

8
3 Объяснение нового материала Презентация “Текст как форма представления информации” (приложение 1) (слайд № 3,4,5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

smart- плакат "Элементы текста" (приложение 3) страница №1,2

 

 

 

Презентация “Текст как форма представления информации” (приложение 1) слайд №6,7,8

Знакомство с текстовой формой преставления информации из рассказа учителя и знаний учащихся.

Вопросы:

-Какие виды информации по форме представления различают? (числовую, графическую, звуковую, текстовую, видеоинформацию)

-Какая наиболее распространенная форма представления информации?

- Как отличаются между собой представленные тексты? (по размеру, оформлению, назначению, способу создания)

и подводит учащихся к определению текста и текстовой информации.

Учитель подводит учащихся к тому, что всякий письменный текст - это определенная последовательность символов. Выполняя задания на страницах smart-плакат, делается вывод, что пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте изменяет его смысл.

Вопросы:

- На протяжении тысячелетий какие существовали носители текстовой информации?

- Какое устройство коренным образом изменило технологию письма?

- В чем заключается преимущества создания текстового документа с помощью компьютера?

- С каким текстовым редактором мы уже знакомы? (Блокнот).

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы, (поиск и выделение необходимой информации, с использованием общедоступных источников информации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся у доски работают со смарт-плакатом. (синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающихкомпонентов, подведение под понятие, выведение следствий).

18
     

 

 

 

 

smart- плакат "Элементы текста" (приложение 3) страница №3

-Существуют более мощные текстовые редакторы их называют текстовые и процессора? (учитель демонстрирует программы через проектор)

- В чем отличие текстового редактора от текстового процессора?.

- Какие этапы подготовки документов на компьютере мы можем выделить? (ввод, редактирование, форматирование, печать)

- Рассмотрим основные элементы текстовой информации.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

(целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

 

Работа с терминологическим словариком (стр.187-190)

(выделяются маркером соответствующего цвета на странице smart- плаката элементы и даются им определения).

 
    Презентация “Текст как форма представления информации” (приложение 1)

слайд №9

Учитель подводит учащихся к тому, что при редактировании текста используются операции буфера обмена. Учащиеся слушают учителя (смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом).  
  Физкульт-минутка   – Я вам зачитаю текстовую информацию, которая записана у меня в плане урока, а вы действиями передайте мне ее: "Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали". Учащиеся выполняют физкультминутку. 1
4 Практическая работа №8.   Учитель организовывает индивидуальную деятельность учащихся (один ученик-один компьютер), контролирует выполнение практической работы. Ученики выполняют практическую работу №8 задание №3, №4 (постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении практических проблем.) 15
5 Подведение итогов урока.

Домашнее задание

  Подведение итогов. Выставление оценок

Постановка и объяснение домашнего задания.

 Запись в дневниках.

Учебник параграф 1.9, 2.9 РТ: №32 – стр.32 (одну цепочку по выбору)

2

Перечень используемых на уроке ЭОР

Таблица 2

Название ресурса Тип, вид ресурса
Приложение 1 "Текст как форма представления информации" Мультимедиа-презентация
Приложение 2 “ Хранение, передача и кодирование текстовой информации ” Тест в программе Microsoft Mouse Mischief
Приложение 3 "Элементы текста" smart-плакат
Приложение 4 "Компьютер - основной инструмент подготовки текстов" Тестовые задания в программе iSping.(может быть использован на следующем уроке для проверки усвоенного материала)

Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 192 с.:ил.- ISBN : 978-5-94774-835-2.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 87 с.: ил.
  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
  4. http://www.testsoch.com/fizkultminutki-v-stixax-na-urokax-informatiki/ физкультминутка