Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности на уроках биологии

Разделы: Биология


Каждый учитель, начиная свою педагогическую деятельность, ставит перед собой цель: выпустить в жизнь активную творческую личность, способную к принятию самостоятельных решений, стоящую на позициях нравственности и гражданственности. Как достигнуть этой цели? Эта проблема в настоящее время интересует и учителей, и ученых, и родителей, и представителей общественности. Ведь от того, какими будут наши сегодняшние ученики, зависит, как мы будем жить в двадцать первом веке.

Мой путь решения этой проблемы: организация учебной деятельности, через самостоятельную работу обучающихся. Биология – естественная наука и преподавание её имеет ряд особенностей. Здесь много зависит от личности учителя, его увлеченности предметом и умения работать с классом. В процессе обучения учитель должен сформировать у учащихся понимания непрерывности, закономерности биологических процессов. Нельзя забывать, что преподавание биологии в школе ставит перед собой важные задачи – формирование мировоззрения учащихся, их эстетическое, нравственное, экологическое воспитание.

Решение всех этих задач требует выработки у школьников умений и навыков самостоятельной работы. В условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов самостоятельной работе учащихся отводится не маловажная роль. Практика преподавания свидетельствует о том, что самостоятельная работа приводит к созданию эмоционально – творческой атмосферы на уроке, развитию познавательных интересов учащихся, способствует более прочному усвоению знаний, лучшему запоминанию, развитию мышления, развитию ключевых компетентностей.

В педагогической литературе существует различное понимание самостоятельной работы. Мне ближе позиция тех, кто считает, что самостоятельная работа выступает и как форма организации обучения, и как способ деятельности учащихся по овладению универсальными учебными действиями. Основная специфическая цель самостоятельной работы – это формирование самостоятельности личности, под которой понимают область характера, поведения, мышления, побуждения, самостоятельности личности в целом.

Именно самостоятельная работа призвана помогать обучаемым формировать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний, что имеет первостепенное значения в условиях ФГОС. Можно выделить 4 уровня самостоятельной, продуктивной деятельности обучающихся, соответствующих их учебным возможностям.

1 уровень – воспроизводящие самостоятельные работы по образцу – необходимые для запоминания способов в конкретных ситуациях (признаков, понятий, фактов, определений) формирование умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников данного уровня, строго говоря, не совсем самостоятельна, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, выполнением действий по образцу. Однако роль таких работ велика. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы определить для каждого ученика оптимальный объем работы.

2 уровень – самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний найти самостоятельно конкретные способы решения данного задания. Самостоятельные работы такого типа приводят школьников к осмыслению, переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты.

3 уровень – самостоятельные эвристические работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и реализует их. Знания, необходимые для решения ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне в ходе продуктивной деятельности формируется творческая личность.

4 уровень – самостоятельные творческие работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закреплять навыки самостоятельного поиска знаний.

Все эти уровни объективно существуют. Естественно, что программа – максимум для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до 4 уровня самостоятельности.

Существуют основные требования к организации самостоятельной работы учащихся на уроке:

  1. Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности должна иметь конкретную цель. Каждый ученик должен знать порядок и приемы выполнения работы.
  2. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика, а степень сложности должна удовлетворять принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой.
  3. Должно обеспечиваться сочетание разнообразных видов самостоятельных работ, управление самим процессом работы.
  4. Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления, потому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.
  5. Содержание работы, форма её выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца.
  6. Злоупотребление самостоятельной работой на уроке может быть вредным, равно как и её недооценка.

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ. Наиболее распространенные и эффективные из них: работа с книгой и Интернет ресурсами, документами, различные диктанты, разные виды словарных работ, проверочные работы, тестирование, подготовка докладов, рефератов, научно – исследовательских работ, творческих работ и многое другое. По форме организации самостоятельную работу можно разделить на индивидуальную, групповую, фронтальную. Но я считаю, что суть самостоятельной работы определяется не структурой урока, не формами организации самостоятельной работы, а характером, сущностью задания, его значением для развития учащихся, качеством достигнутых результатов.

Умственная самостоятельность - эта способность, которая проявляется в умении по собственной инициативе ставить перед собой цели и задачи, находить способы решения поставленных задач, в умении применять приобретенные знания в новых условиях. Предпосылки и условия формирования умственной самостоятельности:

-психологические (интерес к учению, развитие общих умений – анализ, синтез и др.);

-дидактические (наличие проблемной ситуации, стадии затруднения, установление связи изучаемого материала с жизнью, умения учителя сделать учащегося непосредственным участником процесса размышления).

Опыт работы

1. Наименование опыта

“Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности на уроках биологии”. Данная система работы возникла из-за необходимости решения следующих задач в обучении учащихся:

- делать обучение доступным, развивающим, обеспечивающим возможность развития мышления;

- развивать познавательный интерес к предмету, раскрывать задатки и способности учащихся;

- усилить работу со способными детьми (развивать стремление к исследовательской работе, к выполнению более сложных заданий, способность мыслить творчески);

- активизировать деятельность учащихся, развивать у них потребность к самообразованию;

- развивать ключевые компетентности учащихся;

- воспитывать у учащихся трудолюбие, формировать умения применять приобретенные знания в жизни.

2. Актуальность и перспективы опыта

Обеспечение повышения уровня сформированности универсальных учебных действий, развитие мышления школьников, так как состояние знаний учащихся при обычном преподавании биологии нельзя считать вполне удовлетворительным. Именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышения его эффективности.

Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в познании. Ведущие ученые – психологи В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и другие, обогатившие науку фундаментальными исследованиями, внесли значительный вклад в решение проблемы организации учебной деятельности школьников. В своих работах они утверждают, что собственная деятельность учащихся, является решающим звеном процесса обучения, так как вне деятельности невозможно познание.

3. Ведущая педагогическая идея

Самостоятельная работа дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выполнить интересную работу, заставлять думать, вспоминать пройденное и запоминать новое. Особенность самостоятельной работы в том, что она может быть применена на всех этапах урока, как индивидуально, так и в группах, она доступна всем категориям учащимся.

4. Из опыта работы

“Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности на уроках биологии” - проблема, над которой работаю пятый год. При работе учитываю разно уровневую подготовку обучающихся и использую личностно-деятельностный подход. На уроках биологии самостоятельная работа применяется на разных этапах: при закреплении, повторении, изучении нового материала. Как правило, начиная с первых уроков биологии в 6 классе, я стараюсь разделить детей по уровню знаний и умений на три группы, которым даю посильные самостоятельные работы. Одна из самых важных видов самостоятельной работы - это работа с текстом школьного учебника. Умения работать с учебником приобретается постепенно, на протяжении всех лет обучения в школе, а результаты определяются индивидуальными различиями в способностях, уровнем развития его мышления.

Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроке. При объяснении нового материала учебник не следует закрывать, а наоборот, нужно вместе с детьми внимательно читать новый материал, выделять главную мысль параграфа, абзаца. По возможности конспектируя, составляя вопросный, тезисный или развернутый план, а также оформлять материал в виде таблицы. Кроме работы с текстом, считаю целесообразно работать со схемами (анализируем, составляем рассказ, делаем выводы), рисунками, таблицами. А отдельные тексты несложных параграфов можно предложить для самостоятельного изучения дома. Некоторые уроки по доступным несложным темам провожу в виде самостоятельной работы с учебником. Перед тем как учащиеся начнут изучать текст. Даю им задание: ответить на вопросы, составить таблицу, найти значение новых понятий, найти сходство и различие (например: во внутреннем строении земноводных и пресмыкающихся, в строении кровеносной системы и т.д.) По окончанию работы обязательно организую заключительную беседу, где ставлю уточняющие вопросы и вместе с учениками обобщаем изученный материал. На таком уроке можно предложить групповую работу, например, выбрать интересные факты в материале, выбрать самое значимое, выбрать новые понятия и дать им объяснение или придумать ассоциации к ключевому слову, понятию и так далее. Очень важно поощрять самостоятельные примеры, осмысленный пересказ текста, стремиться к тому, чтобы ученики пытались сами найти ответы на выдвигаемые учителем вопросы. Я считаю, что при изучении нового материала очень важно использовать таблицы и рисунки. Дети сами могут составить рассказ о признаках семейств, строении головного мозга, выделить черты приспособления к среде обитания.

В 7 классе даю задание приготовить небольшое сообщение о той или иной группе организмов. Например, темы: “Грибы”, “Водоросли”, “Болезнетворные бактерии”. Эта работа, во-первых, заставляет детей отбирать главное из дополнительных источников информации, и, во-вторых, это первый этап к развитию умения написания рефератов в старших классах.

Начиная с 6 класса, применяю таблицу как один из видов самостоятельной работы. Например, при изучении темы “Деление клетки” предлагаю сравнить два процесса: митоз и мейоз. Сначала в учебнике карандашом отмечаем общие и особенные черты, а затем вносим их в таблицу. Эта первая работа имеет принципиальное значение, так как дети усваивают принцип, лежащий в основе самостоятельной работы: тщательный анализ, отбор фактов и лишь потом их фиксация. В 7-8 классах эта работа усложняется, например, при изучении темы “Тип Членистоногие” предлагаю детям заполнить сравнительную таблицу “Сходство и различие представителей класса паукообразных и ракообразных”. В старших классах таблицы применяю систематически. Табличное усвоение знаний способствует развитию логического мышления, умению отличать главный материал от второстепенного, развивает умение сравнивать, сопоставлять факты, работать самостоятельно с текстом, запоминать понятия.

Следующий вид самостоятельной работы, которую я провожу – это тестирование. В связи с появлением ЕГЭ эта работа просто необходима. Тестирование можно использовать на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний, а также возможно использование тестов во всех формах учебной работы: фронтальной, групповой, индивидуальной – в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В 6 классе применяю тесты при закреплении материала или для проверки домашнего задания. К тестам можно отнести и альтернативные задания, обычно содержащие некие утверждения, которые ученик должен оценить как истинные или ложные, использую слова “Да” и “Нет”. Такие тесты позволяют самым кратким путем выявить знания школьников конкретного вопроса, понимания учебного материала. В заданиях с ограничениями на ответы предполагается только один возможный ответ, обусловленный жесткой формулировкой условия. Например: “У растений семейства бобовых на корнях образуется …. , листья … Цветок бобовых имеет … околоцветник, чашечка состоит из … чашелистиков, венчик – из … лепестков, тычинок … , пестик … . Плод- …” Этот вид теста эффективен в качестве контрольно – проверочного задания по уроку, в рамках тематического блока, после изучения раздела. Я использую тесты из учебников, рабочих тетрадей по биологии, из методической литературы. Иногда составляю тесты сама или привлекаю к этой работе детей. Сложно ребятам 6-8 классов составлять тест, но такая творческая работа им нравится, так же, как и нравится составлять, или разгадывать кроссворды, ребусы. Кроссворды являются не только игрой для детей, но эта и великолепная тренировка, проверка и закрепление знаний. Работу с кроссвордами использую в основном для обобщающего повторения тем, разделов. Чаще всего составление кроссворда задаю как домашнее задание, по желанию учащихся, что является стимулированием совместной творческой деятельности учащихся и их родителей, изучения дополнительной литературы

К самостоятельной работе я отношу и рисунок. Особенно часто рисуем в 6,7 классах. Рисунок делаем как на лабораторных работах, так и в конце урока. Рисунок это своеобразный “стоп-кадр”. Внимание детей фиксируется на самом важном моменте урока, с помощью рисунка лучше запоминается пройденный материал.

К четвертому уровню самостоятельной творческой работы можно отнести составление синквейна, страниц журнала, сочинение сказок, рассказов. Синквейн позволяет дать краткую характеристику понятию или процессу. Он составляется из пяти ступеней.

1. Название синквейна

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Главное предложение.

5. Существительное.

Например:

1. Амёба.

2. Одноклеточная, непостоянная.

3. Плавает, дышит, делится.

4. Не имеет постоянной формы тела.

5. Животное.

На обобщающих уроках предлагаю ребятам разбиться на группы для составления страниц журнала. Например, по окончанию темы “Органы цветкового растения”, первая группа составляет страницу “Корень”, вторая – “Лист”, третья – “Плод” и так далее. Страница составляется по плану: 1. Название страницы. 2. Строение органа. 3. Классификация. 4. Интересные факты или дополнительная информация. 5. Небольшой кроссворд или загадки по теме. Страница иллюстрируется рисунками или фотографиями.

Сочинение сказок или рассказов применяю при изучении важного, но сложного материала. Например, “Фотосинтез” в 6 классе. При изучении этой темы даю ребятам ключевые слова: хлорофилл, фотосинтез, лист, свет, хлоропласт, углекислый газ, кислород. Используя данные слова, ребята составляют сказку. Поистине нет границ детской фантазии. Дети с удовольствием составляют синквейны, сказки, журналы. Такая самостоятельная работа развивает творческий потенциал учеников, способствует лучшему запоминанию материала, развивает чувство поддержки, позволяет работать в соответствии и индивидуальными особенностями, умениями и навыками.

И, пожалуй, самый сложный вид самостоятельной работы - эта работа над проектами и научно – исследовательскими работами. Последнее время много времени отвожу на формирование умения работать над проектом - формировать цели, задачи, выделять этапы, предполагаемые результаты проекта. Но, к сожалению, на уроке работа над проектом и его защита занимает много времени. Поэтому проектную деятельность также как и научно – исследовательскую провожу чаще с учащимися старших классов, как внеурочную работу по биологии.

5. Результативность.

На повышение результативности влияет применение различных видов самостоятельных работ, а на формирование творческих способностей учащихся такие факторы как:

- уверенность каждого в себе;

- возможность проявить себя, самостоятельно действовать, оценивать себя и товарищей.

Самостоятельная работа требует умственного напряжения, а это важно, так как это развивает творческую активность учащихся. Атмосфера увлеченности, ощущение посильности задачи даёт возможность ребенку преодолеть стеснительность, чувствовать себя уверенно, что благотворно сказывается на результатах обучения. Благодаря использованию самостоятельной работы на уроках, у моих учеников развивается познавательный интерес к предмету, они с удовольствием участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, научно - практических конференциях по биологии и имеют неплохие результаты. Самостоятельная работа способствует формированию умения учиться без посторонней помощи. Приобретенное умение самостоятельно учиться, несёт в себе возможность в любой момент увеличить запас знаний.