Тип урока: Закрепление знаний, умений учащихся по теме.
Методика урока: метод социального взаимодействия, рефлексивная технология.
Сущность: учитель и учащиеся связаны постоянно общей целью – достижение наилучшего результата.
1. Средства достижения:
- общение путем знаковой системы (слово, движение, рисунок)
- наличие конфликта (разные точки зрения на одну и ту же проблему, ситуацию, вопрос).
- Мотивация через самореализацию и индивидуализацию
- Особое размещение учащихся (круг, дискуссионный клуб)
- Рефлексия (самооценка, самоанализ)
2. Цели урока:
Образовательная:
- проверить усвоение учащимися физических понятий (преломление света, оптически более плотная среда, оптически менее плотная среда, угол падения, угол преломления, показатель преломления света);
- выявить уровень сформированности знания о дальнейшем ходе светового луча при переходе из одной среды в другую;
- выявить умение использовать закон преломления света;
- выявить уровень сформированности умения решать типовые задачи на использование закона преломления;
- выявить умение использовать справочную литературу;
Воспитательная:
- приучать учащихся к аккуратной записи:
а) при решении задач в тетради;
б) при оформлении классной доски;
в) при выполнении рисунков; - приучать учащихся к доброжелательному отношению, взаимопомощи, к самооценке;
Развивающая:
- продолжать формирование умения анализировать условия задач;
- анализировать и оценивать ответ одноклассников;
- продолжать развивать монологическую речь к использованию физических терминов.
3. Учащиеся должны знать:
понятия:
- преломление света,
- оптически более плотная среда,
- оптически менее плотная среда траектория,
- угол падения,
- угол преломления,
- показатель преломления света;
Единицы измерения:
- угла;
- скорости;
Формулы:
4. Учащиеся должны уметь:
- использовать формулы:
- ;
- применять знание о дальнейшем ходе светового луча при переходе из оптически более плотной среды в оптически менее плотную среду
- пользоваться таблицей Брадиса при определении значения угла падения, угла преломления
- выполнять рисунок с использованием транспортира
- анализировать свою работу и работу одноклассников.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Какие цели достигаются? | Какие ЗУНы проверяются? |
1. Организационный момент | Организовывает работу учащихся, сообщает цели урока. | Слушают учителя, готовятся к уроку | 1.1 | |
2. Создание доброжелательной атмосферы в классе (методика разбивание льда) | Проводит игру – активатор «Постройся по имени в порядке алфавита» | Общаются и строятся по имени в порядке алфавита (Знакомятся друг с другом) |
1.1 | |
3. Повторение учебного материала: Закон преломления света |
проговаривает правила работы в группе (убедись, что в разговоре участвует каждый; говори спокойно и ясно; говори только по делу) и критерии оценки ее достижений (выступление групп перед классом). | Принимают правила | 1.1 |
|
Проводит подготовку учащихся к отработке теоретического материала. Задает вопрос: Какие изменения происходят со световым пучком при падении на границе двух сред? Делит на группы по 4 – 5 человек по эмблемам, полученным при входе в класс. |
Рассаживаются по кругу. Каждый ученик отвечает на вопрос. Распределяются по группам. Расположение: дискуссионный клуб |
1.1.-1.4 2.1 -2.3 |
3.1-3.10 |
|
4. групповая работа: решение задач | Консультирует тех, кто поднял руку. Слушает представителей групп |
Решают предложенные задачи, оформляют в тетрадях | 1.1- 1.4 2.2-2.9 |
3.1-3.11 4.1-4.6 4.7 |
5. защита задач | Проводит обсуждение решенных задач. Проводит рефлексию. | Защита решенных задач у доски. Учащиеся комментируют решенные задачи. Остальные следят за решением и фиксируют у себя в тетради. Самооценка учащихся. | 1.3 2.2-2.4, 2.6. 2.10 |
3.1-3.17 4.1-4.6 4.7 |
6. подведение
итогов урока. |
Рассаживает по кругу. Вопрос: Что вы получили на сегодняшнем занятии? Чему вы научились? |
Делятся своими впечатлениями. | 1.3, 1.4,1.5 2.7, 2.12.11 |
4.7 |