Урок по теме "Доли. Нахождение доли числа"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Формировать у учащихся понятие доли числа, нахождение доли числа записывать дробные числа.
  • Расширять кругозор учащихся
  • Развивать самостоятельность, творческое мышление.
  • Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Оборудование:

  • Компьютер с составленными слайдами. Толковый словарь.
  • План урока, карточки с дифференцированными заданиями, тесты, яблоко.
  • У учащихся – 3 круга, 3 квадрата, ножницы.

Ход урока

1. Мобилизующее начало

2. Цель детям

Сегодняшний урок откроет нам новую тайну . Математика наука тайн она изучает тайны чисел, действий, выражений, задач и т.д.

– Сегодня я предлагаю нам провести урок-исследование. А что значит исследовать?
– А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!
– Сегодня нам с вами предстоит выяснить…………. Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники,, толковые словари.. карточки.

Исследовать тему мы будем по этапам. (Этапы записаны на доске в виде плана.)

Этап первый “Зарядка для ума и тела”.

Цель. Повторить табличное умножение и деление.

Игра – Блиц-турнир.

3 котенка вечерком
Заглянули к кошке в дом –
Свяжи-ка нам носочки
Из шерсти, что в клубочках.
Помогите сосчитать,
Сколько надо ей связать. (4·3 = 12)

У каждой мамы-кошки
По 3 маленькие крошки.
Сколько всего котят
Во дворе сидят,
Если кошек 8? (3·8 = 24)

Вот еще одна задачка.
В лесу на опушке
Стоит избушка.
В ней живут 8 котят,
Каждый воспитывает 3 мышат.
Сколько мышек у этих шалунишек? (3·8 = 24)

Заглянули в класс котята,
Там за партами зверята.
За каждой партой по два:
По 2 лисенка, по 2 зайчонка.
Сколько же всего зверят,
Если в классе 8 парт? (2·8 = 16)

16 тетрадок Мурзик взял,
Он зверятам их раздал.
Каждый по 2 получил,
Сколько зверяток
Учитель учил? (16:2 = 8)

Подведем итоги нашей зарядки :

– Почему вы быстро отвечали и считали ? Что для этого важно?
– Важно знать таблицу?

Этап второй. “Определи тему!”

Цель. Развитие умения составлять и решать выражения.

– Подумайте, что может выражать данное действие?

1:2 ?

– Тема нашего урока… Вот беда, пропала тема. Никто ее не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и ответы запишем в порядке возрастания .

К числу 30 прибавить 25 = 55 Д

Сумму чисел 30 и 15 разделить на 5 = 9 О

Из 79 вычесть 23 = 56 Л

5 умножить на 9 и прибавить 10 = 55 И

Д О Л И Вывод. Ребята вы молодцы правильно определили тему нашего урока

– Но что же такое ДОЛИ?

Этап третий. “Новая тема”.

Цель: познакомить детей с получением доли числа.

Яблоко.

– Какие мысли у вас возникают, когда смотрите на данный предмет? Вот вам задача.

6 яблок надо разделить между двумя братьями. Сколько яблок получит каждый брат? Как вы разделите эти яблоки?

Интересно! Смогут ли 2 брата разделить 1 яблоко между собой?

Что получится?

Половина. – Это часть целого числа.

Людям часто приходится делить целое на доли.

Самая известная доля – это, конечно, половина.

– Где можно услышать слово с приставкой “пол”?

– Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, пол булки.

– Каждый из братьев возьмет себе одну из двух одинаковых частей. На языке математики как это записывают

Что обозначает число под чертой ?

– Что обозначает число над чертой ?

– Это дробь. Число над чертой называется числитель, а под чертой знаменатель. (см Толковый словарь.) – Какая дробь получится если я еще разрежу яблоко? 1/4.

– Вывод: МОЛОДЦЫ.

Физкультминутка (для глаз).

Этап четвертый "Практический".

Цель: научить детей практически получать доли. (Апельсин мульт.)

Возьмите 2 одинаковых круга. Один разделите на 2 равные части.

Сколько долей в целом круге? Целый круг это 1, а половина ?. Подпишите обе половинки.

Возьмите еще 1 круг. Разделите его на 4 части. Какую часть от целого круга составляет 1 часть? Подпишите их .

Возьмите квадрат. Разделите его на 4 части, подпишите и покажите мне 1/4 квадрата, 2/4 . А еще можно разделить круг и квадрат на части?

Вывод: Любое целое можно поделить на части.

Этап пятый “Работа с печатной тетрадью”.

Цель. Закрепить умение делить число на доли и умение читать их.

С. 36 №113 Вывод: Вы быстро справились с заданием. Почему?

Этап шестой “Проблемный”.

Цель. Формировать умение сравнивать доли.

1. Работа с компьютером (Слайды).

 Работа в группах “Отгадай загадку”.

(Загадки.) Расположите эти дои в порядке убывания. Соберите отгадку.

Вывод: С заданием справились легко. Почему?

Этап седьмой “Чему равна доля?” Задачи.

Цель. Учиться находить несколько долей числа. п ч стр. 36 №111. Работа по учебнику стр. 60–61. Вывод: Как найти несколько долей числа?

Тест.

Цель: Проверка знаний, дифференцированная работа.

Этап восьмой “Итог исследования”.

Цель. Подвести итог урока. (Рефлексия.)

Чему мы научились на уроке?

Что нового узнали?

Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

Отметим свои успехи на дереве достижений. На вашем столе лежат листья желтого и синего цвета. Прикрепите листок на дерево.

Желтый: я доволен собой. Я все понял, всему научился!

Синий: я сомневаюсь в своих знаниях. Считаю что нужно еще поработать по этой теме.