Урок окружающего мира по теме "Звери - млекопитающие"

Разделы: Начальная школа


Цель: способствовать расширению знаний учащихся о млекопитающих;
организовать деятельность учащихся по ознакомлению с
отличительными признаками зверей, их строением;
учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия и
признаки группы зверей;
развивать ууд;
воспитывать любовь к природе через бережное отношение к животным.

Оборудование: учебник “ Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой, карточки с разными животными, тестовые задания, карточки для групповой работы

Ход урока

I. Организация урока.

“Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придет успех!”

– Ребята, сегодня мы будем работать в группах. Выберите командира группы.

II. Введение в тему.

– Отгадайте загадки:

1) Как большая кошка он
Грациозен и умен.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный…(тигр).

2) Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака.)

3) Серый толстый великан
Нос как будто длинный кран.
На спине прокатит он
Озорной ушастый…(слон).

4) Я копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру
Кто это? (Конь.)

5) Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее? (Лиса.)

6) Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова.)

(Картинки на доске.)

Уч. На какие две группы можно разделить? (Дикие и домашние.)

(На доске карточки дикие и домашние.)

Уч. Чем домашние животные отличаются от диких? (Домашние животные живут рядом с человеком, человек заботиться о них.)

Уч. А как можно назвать полученные группы животных одним словом? (Звери.)

Уч. Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня? (Звери.)

Откройте стр. 32 учебника Прочитайте тему урока.

Звери – млекопитающие.

III. Этап актуализации знаний

Уч. Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира животных и ответить на вопросы:

1. Кто такие звери?
2. Как звери передвигаются?
3. Чем звери питаются?

Игра “ Волшебный мяч”.

Уч. А сейчас поиграем в игру. Я кидаю мяч, а вы мне называете какого– либо зверя. (Ответы детей.)

Уч. Вы назвали столько разных зверей. Они разные по величине, окраске, по поведению. Зверей на планете огромное множество.

(Показ картинок.)

Уч. Какие части тела вы у них можете назвать? (Голова, шея, туловище, лапы, хвост.)

Уч. Сравните, чем покрыты тела этих зверей? (Их тела покрыты шерстью.)

IV. Работа по учебнику.

Уч. Рассмотрите рисунки на стр.32.Назовите зверей.

Чем покрыты тела этих зверей?

Прочитаем вывод (стр.32).

Уч. Количество шерсти у них может быть различным.

V. Практическая работа. (Работа с микроскопом.)

Уч. Ученые, чтобы сделать открытия, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы представим себя в роли ученых и будем исследовать клочок шерсти.

Достаньте клочок шерсти. Рассмотрите.

– Какая на ощупь? (Шерсть мягкая, пушистая.)

– Рассмотрим под микроскопом из чего состоит шерсть? (Из волосков.)

Уч. Из шерсти вяжут теплые вещи. (Показ.)

Уч. Значит, чем же звери отличаются от других животных? (Только у зверей тело покрыто шерстью.)

Уч. Давайте обратимся к рисункам на доске. (Вернуться к рисункам.)

Как называются детеныши у этих животных?

У лисы – лисенок.
У собаки – щенок.
У слона – слоненок.
У коровы – теленок.
У тигра – тигренок.
У лошади – жеребенок.

Уч. Чем они кормят своих детенышей? (Молоком.)

Как по– другому называются звери? (Млекопитающие – млеко, т.е. молоком питающие.)

– Значит, кто такие звери?

(Звери – животные, тело которых покрыто шерстью, вскармливают детенышей молоком, их еще называют млекопитающие.)

Уч. Ребята, мы ответили на 1й вопрос плана? (Да.)

VI. Физкультминутка.

VII. Работа в парах.

Уч. Зачеркните лишнее и объясните.

Лев
ворона
медведь
белка
лисица
тигр
лягушка
жираф
лось
волк
щука
лошадь
слон
бабочка
рысь
заяц

VIII. Работа по учебнику.

Уч. А сейчас, ребята, исследуем способ передвижения зверей и ответим на 2й вопрос плана. “ Как звери передвигаются?”

Рассмотрите рисунки на стр. 33.

Как передвигаются эти звери?

(Гепард – бежит, белка– летяга – перелетает, шимпанзе лазает, летучая мышь – летает, тюлень плавает.)

Уч. А сейчас послушаем сообщение о тюлени. (Ученик.)

“В водах Северного Ледовитого океана живут тюлени. Окраска: пестрая, серая, темно-коричневая, черная, у новорожденных – белая или черная.

Шерсть тюленя состоит из коротких, жестких и редких волос. Толстый слой подкожного жира, защищает от переохлаждения. Большую часть времени эти животные проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. На сушу они выходят для отдыха и сна. Питаются тюлени различными моллюсками и рыбами.

Младенцы питаются материнским молоком, а когда вырастают, то учатся добывать еду сами. Тюлени – млекопитающие”

Уч. Ответили на 2й пункт плана. (Да.)

IX. Работа в группах.

Уч. А сейчас ответим на 3й пункт плана.

1-я группа. Волк.  

2-я группа. Медведь.

3-я группа. Ежик.

4-я группа. Заяц.

(У каждой группы разрезные картинки.)

Уч. Соберите картинку.

1) Чем питается медведь? (Ягодами, рыбой, насекомыми, животными.)

– К какой группе его отнесем? (Всеядные.)

2) Чем питается волк? (Животными.)

– К какой группе его можно отнести? (Хищные.)

3) Чем питается заяц? (Растениями.)

– К какой группе его отнесем? (Растительноядные.)

4) Чем питается еж? (Насекомыми.)

– К какой группе его отнесем? (Насекомоядные.)

Уч. Какой вывод можно сделать о питании разных зверей? (Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные.)

– Ребята, мы ответили на 3 вопрос плана? (Да.)

X. Тест.

1. Животные – это часть какой природы?

1. мертвой
2. живой
3. неживой

2. Млекопитающими называют:

1. птиц
2. зверей
3.насекомых

3. Кого из этих животных можно назвать “ домашними животными”?

1. муха
2. мышь
3. корова

4. Чем звери отличаются от других животных?

1. они большие
2. их тело покрыто шерстью
3. они умеют хорошо бегать.

XI. Беседа.

Уч. Млекопитающие – самые совершенные животные. Сейчас на земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих. Многие из них занесены в Красную книгу. Мы должны бережно относиться к животным. Не обижать, не дразнить их.

(Показ Красной книги.)

Итак, наш урок подходит к концу.

XII. Итог.

– Какова была тема нашего урока?
– Ответили мы с вами на вопросы, поставленные в начале урока?
– Какие открытия для себя сделали?
– Что означает слово “ млекопитающие”?

На столах у вас картинки с изображением собачек.

Если вам урок понравился, раскрасьте веселую собачку, если не понравился – то грустную.

Молодцы, ребята. Спасибо за урок!