Цель урока: создать условия для формирования умения разрабатывать информационную модель
Задачи урока:
- личностные
Оборудование: учебник по информатике “Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса”/ Н.Д.Угринович, 2010 г., раздаточный материал, презентация, мультимедиапроектор, компьютер, флипчарт.
Ход урока
1. Актуализация мотивационная – 1 мин
– Здравствуйте ребята!
Слайд 1 (Приложение 1):
“Единственный путь, который ведет к знаниям – это деятельность. Б.Шоу”
2. Актуализация содержательная – 5 мин
Слайд 2 (Приложение 1):
– Для начала работы на уроке прошу выйти всех к доске и выполнить упражнение “картинки”.
– Каждый из Вас получил картинку – внимательно изучите картинки друг друга и объединитесь в группы по общему признаку. (На картинках – информационные модели, которые можно разделить на 3 группы по форме представления – таблица, схема, рисунок.)
Дети делятся на группы.
– Какой признак вы выбрали? (Ученик называет признак и показывает свой объект.)
– Спасибо.
(Если разделились на 2 группы (по признаку динамические, статические), то задать второй вопрос)
– А по каким критериям вы можете еще объединиться? (Делятся по форме представления модели.)
– Спасибо молодцы – рассаживаемся получившимися группами для дальнейшей работы.
– Ребята, а как можно назвать все объекты, с которыми вы сейчас работали?
(Модели)
– А что такое модель? (Модель некоторое упрощенное подобие реального объекта, который отражает существенные свойства реального объекта, процесса или явления, исходя из цели моделирования.)
– А зачем нам нужны модели?
– А можно ли без моделей?
– А свою жизнь вы моделируете?
– К каким моделям можно отнести все выданные вам модели? (Информационным.)
– Ребята, какую тему вспомнили? (Модели, моделирование.)
– А как с помощью компьютера вы можете применить свои знания по данной теме?
(Научиться создавать компьютерные модели, сформировать навык создавать компьютерные модели).
Слайд 3 (Приложение 1):
Итак, сегодня на уроке мы с вами будем разрабатывать информационную модель, но для этого нам еще необходимо вспомнить последовательность этапов моделирования.
Слайд 4 (Приложение 1):
– Кто выйдет и попробует исправить мои ошибки?
Учащийся на слайде в схеме перемещает этапы.
– Все согласны?
– Спасибо, молодец.
3. Выявление места и причины затруднения – 5 мин.
– Современный этап развития нашего общества предъявляет высокие требования к личности выпускника школы.
Слайд 5 (Приложение 1):
“...выпускники должны самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации...”
– Как применить к теме урока эту цитату?
– А есть ли здесь объект моделирования? (Выпускник.)
– Вы стоите на пороге окончания школы, а что, по вашему мнению, влияет на то, каким будет выпускник школы?
(Анализ объекта моделирования – на флипчарте).
(Выпускник – он сам /его здоровье физическое, ценностно-нравственное/, семья, школа, общество и т.п.)
– Ребята, у каждого на партах есть по три ценника, проголосуйте за те факторы (составляющие), которые наиболее значимы с вашей точки зрения.
– К этим результатам мы потом вернемся.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Самостоятельная работа (15 мин).
Слайд 6 (Приложение 1):
– А теперь ваша задача в группах разработать свою информационную модель выпускника и реализовать ее на компьютере.
– Вам в помощь предложены три варианта модели выпускника:
Модель 1 – модель разработанная педагогическим советом школы.
Модель 2 – (составлена директором “Центра социалогических исследований и социального проектирования, экспертом Brainity, Родионом Брехач).
Модель 3 – (из проекта ФГОС нового поколения для основной школы).
– Для оперативности создания моделей можно воспользоваться электронными версиями предложенных моделей.
– Файлы называются Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4 (соответственно) на рабочих столах.
– Необходимо будет защитить свою модель в соответствии с этапами разработки модели.
– План защиты модели (Приложение 5) и критерии оценки работы (Приложение 6) лежат у вас на партах.
1 группа представляет модель в виде схемы, 2 группа в виде таблицы, 3 группа в виде диаграммы.
– Постарайтесь при работе максимально учитывать критерии оценивания.
– На работу вам дается 15 минут.
5. Защита моделей (10 мин).
Итак, ребята, время истекло, смотрим, что у вас получилось. На защиту моделей каждой группе дается 2 мин и минута на ответы на вопросы.
– Пожалуйста, 1 группа вам слово…
– Что отражено в вашей модели
– Достоинства модели в виде схемы, недостатки (отражает связи между составляющими объекта/ слабо выражены приоритеты).
– Интересная модель, спасибо, вопросы есть?
2 группа…
– Что отражено в вашей модели
– Достоинства модели в виде таблицы, недостатки (отражает качество составляющих объекта/ нет приоритетов).
– Интересная модель, спасибо, вопросы есть?
3 группа…
– Что отражено в вашей модели
– Достоинства модели в виде диаграммы, недостатки (отражает количественные характеристики составляющих объекта/ нет связей, качества).
– Интересная модель, спасибо, вопросы есть?
6. Рефлексия учебной деятельности (4 мин).
– Вы создали свои модели выпускника и посмотрели предложенные модели, давайте вернемся к флипчарту, где вы указали приоритет параметров влияющих на формирование выпускника школы.
(Перенос информационной модели на социальный объект.)
– Вы выделили важными факторами формирования личности выпускника: … (перечислить из флипчарта). А как вы думаете, построенные вами модели выпускников смогут быть реализованы при данных соотношениях?
Менее чем через полгода вы станете выпускниками, и у Вас еще есть время оценить себя исходя из разработанной вами модели, и может быть, над некоторыми качествами поработать…
Завершите фразу на слайде:
Слайд 7 (Приложение 1):
“Сегодня на уроке:
- для меня было интересным…
- для меня было важным…”
7. Оценка работы за урок (1мин).
– Сегодня на уроке очень хорошо работали…
– Очень ценными были ответы…
8. Домашнее задание (1 мин).
Слайд 8 (Приложение1):
– Доработать разработанную модель выпускника, обращая внимание на
оформление модели (см. критерии оценивания работы
(Приложение 6)).
9. Слайд 9 (Приложение 1):
– Спасибо за урок!