Разработка информационной модели. 11-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 11


Цель урока: создать условия для формирования умения разрабатывать информационную модель

Задачи урока:

  • личностные: умение работать в группах, совместно выполнять информационную работу, контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания
  • метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, овладение методом моделирования как способом познавательной и практической деятельности, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации;
  • предметные: умение строить информационную модель, оценивать адекватность построенной модели объекту и цели моделирования.

Оборудование: учебник по информатике “Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса”/ Н.Д.Угринович, 2010 г., раздаточный материал, презентация, мультимедиапроектор, компьютер, флипчарт.

Ход урока

1. Актуализация мотивационная – 1 мин

– Здравствуйте ребята!

Слайд 1 (Приложение 1):

“Единственный путь, который ведет к знаниям – это деятельность. Б.Шоу”

2. Актуализация содержательная – 5 мин

Слайд 2 (Приложение 1):

– Для начала работы на уроке прошу выйти всех к доске и выполнить упражнение “картинки”.

– Каждый из Вас получил картинку – внимательно изучите картинки друг друга и объединитесь в группы по общему признаку. (На картинках – информационные модели, которые можно разделить на 3 группы по форме представления – таблица, схема, рисунок.)

Дети делятся на группы.

– Какой признак вы выбрали? (Ученик называет признак и показывает свой объект.)

– Спасибо.

(Если разделились на 2 группы (по признаку динамические, статические), то задать второй вопрос)

– А по каким критериям вы можете еще объединиться? (Делятся по форме представления модели.)

– Спасибо молодцы – рассаживаемся получившимися группами для дальнейшей работы.

– Ребята, а как можно назвать все объекты, с которыми вы сейчас работали?

(Модели)

– А что такое модель? (Модель некоторое упрощенное подобие реального объекта, который отражает существенные свойства реального объекта, процесса или явления, исходя из цели моделирования.)

– А зачем нам нужны модели?

– А можно ли без моделей?

– А свою жизнь вы моделируете?

– К каким моделям можно отнести все выданные вам модели? (Информационным.)

Ребята, какую тему вспомнили? (Модели, моделирование.)

– А как с помощью компьютера вы можете применить свои знания по данной теме?

(Научиться создавать компьютерные модели, сформировать навык создавать компьютерные модели).

Слайд 3 (Приложение 1):

Итак, сегодня на уроке мы с вами будем разрабатывать информационную модель, но для этого нам еще необходимо вспомнить последовательность этапов моделирования.

Слайд 4 (Приложение 1):

– Кто выйдет и попробует исправить мои ошибки?

Учащийся на слайде в схеме перемещает этапы.

– Все согласны?

– Спасибо, молодец.

3. Выявление места и причины затруднения – 5 мин.

– Современный этап развития нашего общества предъявляет высокие требования к личности выпускника школы.

Слайд 5 (Приложение 1):

“...выпускники должны самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации...”

– Как применить к теме урока эту цитату?

А есть ли здесь объект моделирования? (Выпускник.)

– Вы стоите на пороге окончания школы, а что, по вашему мнению, влияет на то, каким будет выпускник школы?

(Анализ объекта моделирования – на флипчарте).

(Выпускник – он сам /его здоровье физическое, ценностно-нравственное/, семья, школа, общество и т.п.)

– Ребята, у каждого на партах есть по три ценника, проголосуйте за те факторы (составляющие), которые наиболее значимы с вашей точки зрения.

– К этим результатам мы потом вернемся.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Самостоятельная работа (15 мин).

Слайд 6 (Приложение 1):

– А теперь ваша задача в группах разработать свою информационную модель выпускника и реализовать ее на компьютере.

– Вам в помощь предложены три варианта модели выпускника:

Модель 1 – модель разработанная педагогическим советом школы.

Модель 2 – (составлена директором “Центра социалогических исследований и социального проектирования, экспертом Brainity, Родионом Брехач).

Модель 3 – (из проекта ФГОС нового поколения для основной школы).

– Для оперативности создания моделей можно воспользоваться электронными версиями предложенных моделей.

– Файлы называются Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4 (соответственно) на рабочих столах.

– Необходимо будет защитить свою модель в соответствии с этапами разработки модели.

– План защиты модели (Приложение 5) и критерии оценки работы (Приложение 6) лежат у вас на партах.

1 группа представляет модель в виде схемы, 2 группа в виде таблицы, 3 группа в виде диаграммы.

Постарайтесь при работе максимально учитывать критерии оценивания.

На работу вам дается 15 минут.

5. Защита моделей (10 мин).

Итак, ребята, время истекло, смотрим, что у вас получилось. На защиту моделей каждой группе дается 2 мин и минута на ответы на вопросы.

– Пожалуйста, 1 группа вам слово…

– Что отражено в вашей модели

– Достоинства модели в виде схемы, недостатки (отражает связи между составляющими объекта/ слабо выражены приоритеты).

– Интересная модель, спасибо, вопросы есть?

2 группа…

– Что отражено в вашей модели

– Достоинства модели в виде таблицы, недостатки (отражает качество составляющих объекта/ нет приоритетов).

– Интересная модель, спасибо, вопросы есть?

3 группа…

– Что отражено в вашей модели

– Достоинства модели в виде диаграммы, недостатки (отражает количественные характеристики составляющих объекта/ нет связей, качества).

– Интересная модель, спасибо, вопросы есть?

6. Рефлексия учебной деятельности (4 мин).

– Вы создали свои модели выпускника и посмотрели предложенные модели, давайте вернемся к флипчарту, где вы указали приоритет параметров влияющих на формирование выпускника школы.

(Перенос информационной модели на социальный объект.)

– Вы выделили важными факторами формирования личности выпускника: … (перечислить из флипчарта). А как вы думаете, построенные вами модели выпускников смогут быть реализованы при данных соотношениях?

Менее чем через полгода вы станете выпускниками, и у Вас еще есть время оценить себя исходя из разработанной вами модели, и может быть, над некоторыми качествами поработать…

Завершите фразу на слайде:

Слайд 7 (Приложение 1):

“Сегодня на уроке:

  • для меня было интересным…
  • для меня было важным…”

7. Оценка работы за урок (1мин).

– Сегодня на уроке очень хорошо работали…

– Очень ценными были ответы…

8. Домашнее задание (1 мин).

Слайд 8 (Приложение1):

Доработать разработанную модель выпускника, обращая внимание на оформление модели (см. критерии оценивания работы
(Приложение 6
)).

9. Слайд 9 (Приложение 1):

– Спасибо за урок!