Цели урока:
- научить строить сечения тетраэдра и параллелепипеда плоскостью;
- формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать навыки самостоятельной деятельности у обучающихся, умения работать в группе.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приемы, используемые на уроке: наглядный, практический, проблемно-поисковый, групповой, элементы исследовательской деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель сообщает тему и цель урока (слайд 1).
II. Актуализация знаний.
Учитель: Выполняя домашнее задание вам нужно было найти точки встречи прямых и плоскостей, след секущей плоскости на плоскости грани многогранника. Прокомментируйте, что для этого необходимо сделать.
(Обучающиеся комментируют домашнее задание (слайды 2-3).
Учитель: Чтобы перейти к изучению новой темы, давайте повторим теоретический материал, ответив на вопросы:
- Что называется секущей плоскостью (слайд 4)? (Обучающиеся дают определение.)
- Что называется сечением многогранника (слайд 5)? (Формулируется определение.)
- Что необходимо сделать для того, чтобы построить сечение многогранника плоскостью?
Построение сечения сводится к построению линий пересечения секущей плоскости и плоскостей граней многогранника.) - Обязательно ли секущая плоскость должна пересечь плоскости всех граней многогранника?
Учитель: Давайте проведем небольшое исследование и ответим на вопрос: «Какая фигура может получиться в сечении тетраэдра или параллелепипеда плоскостью?»
(Обучающиеся, работая в группах, ищут ответ на поставленный вопрос.)
(Через несколько минут они формулируют свои предположения, и идет демонстрация слайдов 6–7.)
Учитель: Давайте повторим правила, о которых необходимо помнить при построении сечений многогранника (обучающиеся вспоминают и формулируют нужные аксиомы, теоремы, свойства):
- Если две точки принадлежат секущей плоскости и плоскости некоторой грани многогранника, то прямая, проходящая через данные точки, будет являться следом секущей плоскости на плоскости грани.
- Если секущая плоскость параллельна прямой, лежащей в некоторой плоскости, и пересекает эту плоскость, то линия пересечения этих плоскостей параллельна данной прямой.
- При пересечении двух параллельных плоскостей секущей плоскостью получаются параллельные прямые.
- Если секущая плоскость параллельна некоторой плоскости, то эти две плоскости пересекают третью плоскость по прямым, параллельным между собой.
- Если у секущей плоскости и плоскостей двух пересекающихся граней есть общая точка, то она лежит на прямой, содержащей общее ребро данных граней.
Учитель: Найдите ошибки на данных чертежах, обоснуйте свое утверждение (слайды8-9).
Учитель: Итак, ребята, мы подготовили теоретическую базу, чтобы научиться строить сечения многогранников плоскостью, в частности сечения тетраэдра и параллелепипеда. Большую часть заданий вы будете выполнять самостоятельно, работая в группах, поэтому у каждого из вас есть рабочие листы с заготовками чертежей многогранников, на которых вы будете строить сечения. При необходимости, вы можете обращаться за консультацией к учителю или старшему в группе.
Итак, вашему вниманию предлагается первое задание: (слайд 10) постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через заданные точки M, N, K. (В сечении получается треугольник, проверка - слайд 11.)
Учитель: Рассмотрим вторую задачу: Дан тетраэдр DABC. Постройте сечение тетраэдра плоскостью MNK, если M ∈DC, N∈AD, K∈AB. (Слайд 12)
(Провести решение задачи вместе с классом, комментируя построение.)
(Задача 3 – самостоятельная работа в группах (слайд 14). Проверка - слайд 15.)
Задача 4: Постройте сечение тетраэдра плоскостью MNK, где M и N – середины ребер AB и BC (слайд 16). (Проверка на слайде 17.)
Учитель: Переходим к следующей части урока. Рассмотрим задачи на построение сечений параллелепипеда плоскостью. Мы выяснили, что в сечении параллелепипеда плоскостью может получиться треугольник, четырехугольник, пятиугольник или шестиугольник. Правила построения сечений те же. Предлагаю перейти к следующей задаче, которую вы решите самостоятельно.
(Демонстрируется слайд 18)
Задача 5
Постройте сечение параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 плоскостью MNK, если M∈AA1, N ∈BB1, K∈CC1. (Проверка на слайде 19).
Задача 6: ( Слайд 20) Постройте сечение параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 плоскостью PTO, если P, T,O принадлежат соответственно ребрам АA1, ВB1, СC1.
(Решение обсуждается, учащиеся строят сечение на индивидуальных листах и записывают ход построения (слайд 21).)
- TO ∩ BC = M
- TP ∩ AB = N
- NM ∩ AD = L
- NM ∩ CD = F
- PL, FO
- PTOFL – искомое сечение.
Задача 7: (слайд 22) Постройте сечение параллелепипеда плоскостью KMN, если K ∈ A1D1, N ∈BC , M ∈ AB.
Решение: (слайд 23)
- MN∩AD=Q;
- QK∩AA1=P;
- PM;
- NE || PK; KF || MN;
- FE.
MPKFEN – искомое сечение.
Творческие задания (карточки по вариантам):
- В правильной треугольной пирамиде SАВС через вершину С и середину ребра SА проведите сечение пирамиды, параллельное SB. На ребре АВ взята точка F так, что АF:FВ=3:1. Через точку F и середину ребра SС проведена прямая. Будет ли эта прямая параллельна плоскости сечения?
- АB1С - сечение прямоугольного параллелепипеда АВСDA1B1C1D1. Через точки Е, F, К, которые являются соответственно серединами ребер DD1, A1D1, D1C1 проведено второе сечение. Докажите, что треугольники ЕFК и АB1C подобны, и установите какие углы этих треугольников равны между собой.
III. Итог урока.
Итак, мы познакомились с правилами построения сечений тетраэдра и параллелепипеда, рассмотрели виды сечений, решали простейшие задачи на построение сечений. На следующем уроке мы продолжим изучение темы, рассмотрим более сложные задачи.
А теперь подведем итог урока, ответив на наши традиционные вопросы (слайд 24):
- «Мне понравился (не понравился) урок, потому что….»
- «Сегодня на уроке я научился….»
- «Мне хочется, чтобы….»
- «В этот урок я добавил(а) бы …»
(Выставление оценок за урок.)
IV. Задание на дом.
п.14 105, 106. (слайд 25)
Дополнительное задание к 105: Найдите отношение, в котором плоскость MNK делит ребро AB, если CN : ND = 2:1, BM = MD и точка K – середина медианы AL треугольника ABC.
(Закончить выполнение творческого задания.)