Цели урока:
- формирование понятия “четные” и “нечетные” числа;
- совершенствование приемов сложения и вычитания;
- закрепление знаний таблицы умножения на 2 и обратного действия деления;
- развитие умения решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника;
- формирование навыков взаимопомощи, уважения; развитие внимания, интереса к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
Встали. Успокоились. Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им. Поверьте мне-все у вас сегодня получится.
II. Устный счет.
1. Заменить сумму умножением:
4 + 4 +
4
5 + 5 +
5 + 5
+ 5
7 + 7 +
7
а + а +
а + а
+ а
в + в +
в + в
+ в +
в + в
с + с
Заменить умножение суммой:
9 * 4
с * 3
8 * 5
в * 3
6 * 2
е * 6
2. Если знаешь ты таблицу,
На вопрос ответишь смело,
Сколько птичек – невеличек
На кормушку прилетело?Воробьев драчливых пара
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
И две пары снегирей.
(2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10)
В зимний солнечный денек
Птички прыгали: прыг-скок!
На двух веточках сидели
По четыре коростели,
А на следующих двух
По три филина: ух-ух!
Вы, ребятки, не зевайте,
Сколько птиц всего, считайте!
(4 + 4 + 3 + 3 = 14)
3. Сложите (вычтите) числа, записанные в
а) треугольниках;
б) квадратах;
в) прямоугольниках;
г) кругах.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
1-й вариант – найдите периметр прямоугольника зеленого цвета. (Ученик измерит фигуру, напишет данные на доске и сделает вычисления.)
2-й вариант – найдите площадь прямоугольника красного цвета. (Ученик измерит фигуру, напишет данные на доске и сделает вычисления.)
III. Постановка проблемы и открытие нового.
Ну, а теперь слушайте сказку.
На земле было королевство Математика. Однажды в этом королевстве произошла удивительная история. Числа, которые жили в этом королевстве, были очень дружные. Они часто ходили в гости друг к другу, собирались вместе и придумывали различные игры. Один раз они решили поиграть в такую игру: каждое число должно было разделиться на 2. Но в итоге все числа переругались и даже стали жить на разных улицах. Что же произошло?
(Ответы детей: не все числа делятся на 2.)
– Те числа, которые смогли разделиться на 2, стали жить на одной улице, а те, что не смогли разделиться на 2, стали жить на другой улице.
Давайте расставим карточки с числами по домам.
На доске : 2 дома, дети разносят карточки с числами по улицам.
2, 4, 6, 8, 10 – как можно назвать эти числа? – Те числа, которые смогли разделиться на 2, стали называться…….. четными (карточка на дом).
1, 3, 5, 7, 9 – А эти?
– Те числа, которые смогли разделиться на 2, стали называться…….. четными (карточка на дом) – Те числа, которые не смогли разделиться на 2, стали называться….. нечетными (карточка на домик).
Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с четными и нечетными числами, а также повторим уже изученный материал. Откройте учебник стр. 98. Прочитайте правило.
IV. Первичное закрепление.
Стр. 98 № 1 (с комментированием).
V. Работа над темой урока.
1) Работа по блок – схеме (стр. 98 № 2) самостоятельно, взаимопроверка.
Какой термин вы видите на блок-схеме? Какие числа называются четными?
а | 5 | 8 | 10 | 11 | 14 | 16 | 17 | 18 | 19 |
х | 17 | 4 | 5 | 23 | 7 | 8 | 29 | 9 | 31 |
V. Физкультминутка.
VI. Работа над задачами (стр.99 № 3) (комментировано).
Читаем первую задачу.
– Какие числа даны? Выделяем. Что я изобразила? (Монеты.) Как это записать на математическом языке? (2∙9) Что нужно узнать в задаче? Каким действием находим остаток? Какое выражение получится? (50 – 2∙8) Сначала выполните умножение. Сколько получилось? (16) Теперь выполните действие вычитание. Назовите полученный ответ. Дайте устный ответ на вопрос задачи.
– Прочитайте вторую задачу. Подчеркните часть предложения с одинаковым математическим содержанием. Как записать на математическом языке? (2*9) Как узнать сколько свободных мест? Сначала выполните действие умножения. Сколько получилось? (18) Теперь надо вычесть 14. Назовите значение выражения. (4) Дайте устный ответ на вопрос задачи.
– К следующей задаче запишите выражение самостоятельно. Проверьте правильность своей записи.(вывешивается опора)
Читаем последнюю задачу. Что известно в задаче? Как записать? Обратите внимание, что по одной квартире сторожа в каждом подъезде, значит сколько квартир для сторожей? Какое выражение запишем? 6 * 2 + 2 = 14(к) Дайте устный ответ задачи.
– Назовите из полученных значений выражений те, которые являются четными.(34, 4 и 14) Нечетными? (17)
VII. Повторение.
С. 99 № 6.
Составьте числовые и буквенные равенства по рисунку.
Работа в тетради на печатной основе, 2 ученика на индивидуальных досках. Проверка – выставляются инд. доски, ученики объясняют.
С. 99 № 7. (На доске.)
VIII. Итог урока.
– На какие две группы можно разделить все числа?
– Какие являются четными, а какие – нечетными?
IХ. Домашнее задание.
Стр. 99 № 5.