Тип урока: усвоение новых знаний.
Общая дидактическая цель: Создать условия для усвоения новых знаний и закрепления имеющихся о животных леса.
Задачи по содержанию урока:
- Образовательные: Познакомить и расширить знания учащихся о животных леса. Научить различать животных по существенным признакам.
- Коррекционно-развивающие: Учить сравнивать, обобщать; развивать наблюдательность, внимание; активизировать процесс восприятия.
- Воспитательные: Воспитывать гуманное отношение к животным, желание беречь и охранять природу: формировать эстетический вкус через соответствующую наглядность.
Используемый материал:
- Вохренцова С.В. – “Дикие животные” – 2008 г. , дидактический материал.
- Презентация Каспаровой Ю. “Лес и его голоса”.
Ход урока
I. Организационный момент.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
Итак, на уроке будем внимательны, активны, старательны. Напоминаю, что мы на уроке не перебиваем учителя и своих товарищей, даем высказаться до конца и только после этого поднимаем руку, чтобы дополнить ответ.
II. Объявление темы урока.
Звучит мелодия “Звуки леса” (Приложение 1)
– Кто догадался, куда мы сегодня отправимся на уроке?
– Тему нашего урока мы узнаем, если разгадаем шараду. (Презентация. Слайд 1)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
о | ж | н | л | и | т | с | е | в | а | ы |
2 | 5 | 9 | 1 | 6 | 3 | 11 | 8 |
4 | 8 | 7 | 10 |
– Правильно, ребята, тема сегодняшнего урока “Животные леса”. (Слайд 2)
III. Актуализация знаний.
(Слайд 3 , Картинки: лиса, кошка, заяц, волк, медведь, белка.)
– Найдите лишнее животное?
– Объясните свой выбор?
IV. Объяснение нового материала.
1. Беседа.
– А бывали ли вы в лесу?
– А кого вы видели, когда бывали в лесу?
– Каких животных можно встретить в лесу?
– Почему эти животные могут жить в лесу?
– Как называют животных, которые живут в лесу?
2. Рассказ о животных леса сопровождается показом презентации.
ЕЖ. (Слайд 4)
Еж небольшой зверек. Еж обитает в смешанных и лиственных лесах, предпочитая опушки, вырубки, заросли кустарников. Этот зверек ведет одиночный сумеречный, образ жизни: днем спит, свернувшись в клубок, в опавшей листве, где его окраска хорошо сливается с окружающей местностью, а ночью бродит в поисках корма. А пищей ему служат дождевые черви, жуки, мышевидные грызуны, птицы, их яйца и птенцы. Он смело нападает на гадюку и всегда выходит победителем в схватке с ней. Осенью еж охотно поедает ягоды, желуди и сочные плоды.
Размножается еж весной. Ежиха рождает 6–7 слепых, покрытых мягкими белыми иголками ежат, которые обычно находятся в гнезде, устроенном ею из сухих листьев, хвороста и мха. Растут ежата быстро – уже через два месяца “догоняют” по размерам взрослых и покидают гнездо. Однако самостоятельную жизнь начинают вести поздней осенью. К зиме ежи впадают в спячку, находя убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой, среди лесного хвороста.
Есть у ежа и враги, от которых его не спасают ни иглы, ни свертывание в клубок. Так во время ночной охоты на ежа успешно нападает филин. Нет спасения ежу и от лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку ежа, и он расправляет спину, вытягивает мордочку и плывет к берегу, где его уже поджидает лиса...
Еж очень полезен в лесном и сельском хозяйстве, так как он истребляет опасных вредителей из числа насекомых и мышевидных грызунов.
Заяц-беляк. (Слайд 5)
Заяц-беляк обитает в тайге и смешанных лесах; предпочитает еловые участки с лиственным подлеском и травяным покровом. Его можно увидеть на зарастающих вырубках и гарях, в зарослях ивняка по окраинам болот. Передвигается заяц прыжками. Более длинные задние ноги позволяют ему делать большие прыжки и скрываться от преследователя, например, рыси. К зиме лапы зайца обрастают шерстью, которая увеличивает их общую поверхность и предохраняет ноги от увязания в рыхлом снегу.
Этот заяц ведет сумеречный образ жизни, а днем лежит под кустом, в густой траве или в ямке. В сумерки и ночью он питается: летом поедает травянистые растения, грибы, а зимой – мелкие ветви и кору деревьев, кустарников.
С наступлением весны зайцы-беляки начинают размножаться. За лето самка может приносить потомство 2–3 раза. Зайчата рождаются прямо на земле среди травы, или в неглубокой ямке. В каждом помете 5–6 зайчат, они появляются на свет уже зрячими, покрытыми шерстью и способными к передвижению. Мать кормит зайчат тотчас же после рождения, а затем оставляет их. Когда зайчата проголодаются, то начинают передвигаться, оставляя пахучий след от лапок. По этому следу мать или другая зайчиха находит малышей и кормит их. В случае появления человека зайчиха уводит его от зайчат, притворяясь раненой, старается привлечь к себе внимание, стуча лапами.
Заяц-беляк – объект пушного промысла и спортивной охоты.
Волк. (Слайд 6)
Волк – это крупный зверь с относительно высокими и сильными ногами; морда вытянутая, уши остроконечные. Волк широко распространен на территории нашей страны, кроме некоторых островов Северного Ледовитого и Тихого океанов.
О6итает волк в лесной, лесостепной зонах, даже в степи, но предпочитает разреженные лесные массивы. Везде охотится за крупной добычей: дикими копытными (кабан, лось и др.), домашними животными. Успешно ловит зайцев, мелких грызунов, птиц, поедает падаль. Охотятся волки не в одиночку, а сообща. В поисках добычи они бродят стаями по 10–15 особей. В состав стаи входят старые волк, волчица и их дети из последнего и прошлогоднего выводков.
Зимой в поисках добычи волки рыщут по открытым пространствам, совершая суточные переходы на расстояния до 50 км. Бегают они друг за другом, ставя лапы точно след в след, так что кажется, будто пробежал всего один зверь.
Весной у волчицы рождаются 4–6 слепых волчат, покрытых буровато-серым пухом, которых мать выкармливает молоком. Первые две недели самка неотлучно находится при детенышах, согревая их своим телом, а самец приносит ей пищу. Подросших волчат оба родителя в течение всего лета кормят животной пищей. К осени родители вместе с детьми начинают вести кочевой образ жизни.
В природе волк играет важную роль оздоровителя животного населения, уничтожая больных и слабых особей. Однако вблизи населенных пунктов и в районах с развитым животноводством этот хищник может наносить существенный вред.
Лось. (Слайд 7)
Лось – типичный лесной зверь, предпочитает молодые леса, зарастающие гари и лесосеки, расположенные среди участков старого леса, а также пойменные леса с густыми зарослями ивняка вблизи лесных болот и водоемов, богатых водно-болотной растительностью. Очень ловок и быстр в движениях, может проходить самые топкие болота, распластав передние ноги. У него хорошо развиты слух и обоняние, а зрение слабое.
Летом лоси питаются сочными болотными растениями, молодыми побегами деревьев, листьями кустарников. Зимой употребляют исключительно веточный корм – ветки ивы, рябины, осины и березы. В это время лоси обычно держатся вместе по две-четыре особи, иногда (правда, довольно редко) собираются в более многочисленные группы. На снегу лось оставляет след, состоящий спереди из отпечатков крупных копыт, а сзади из небольших ямочек от “копытец” – двух укороченных пальцев. О присутствии лося в данной местности можно судить по “лежкам” в снегу, погрызам коры, а также по помету – кочкам овальных “орешков”.
Весной в густых зарослях лосиха приносит 1–2 телят, весом от 6 до 15 кг. Растут они быстро, на второй день уже крепко стоят на ногах, а на десятый вовсю следуют за матерью и питаются зеленью. Главные враги лося – волки. При их нападении лось обороняется ударом ногой вперед. Таким же приемом он способен даже отогнать медведя. Лось – ценное промысловое животное, от него получают вкусное и питательное мясо и ценные шкуры.
Белка. (Слайд 8)
Обыкновенная белка обитает в тайге, смешанных и широколиственных лесах. Летом активна в утренние и вечерние часы, а зимой – в течение всего дня. В особенно морозные дни на кормежку не выходит. Ведет древесный образ жизни. Устраивает убежище в дупле или строит на дереве из ветвей шарообразное гнездо с крышей и боковым входом, называемое гайно. Изнутри оно выстлано мхом, лишайником, сухими листьями. Питается белка в хвойных лесах семенами из шишек, кедровыми орешками, в лиственных лесах – желудями, орехами бука и лещины, ягодами, грибами. Помимо этого ловит насекомых, разоряет птичьи гнезда, поедая яйца и птенцов. На зиму она делает запасы кормов: прячет орехи в лесной подстилке, закладывает за отставшую кору или укрепляет в развилке ветвей грибы.
Белка прекрасно лазает по стволам и ветвям деревьев; большими прыжками перемещается она с дерева на дерево, причем хвост ей служит рулем. По земле передвигается скачками. Белка – один из ценных пушных зверей.
Лисица. (Слайд 9)
Лисица обитает на различных участках леса, но избегает густых массивов, предпочитая опушки смешанного леса, старые вырубки и гари, берега лесных рек, озер. Передвигается лисица обычно легкой рысцой. Следы ее располагаются строго по прямой линии. В случае опасности зверь переходит на галоп и может делать прыжки длиной свыше 4 м. Активна круглые сутки, но особенно – вечером или рано утром. Основной пищей служат ей мышевидные грызуны (мыши, полевки и др.). Очень своеобразна охота лисы на мышей в зимнее время, так называемое “мышкование”. Зверь бежит по снегу и вдруг внезапно останавливается, наклонив голову и прислушиваясь к писку мышей. Затем делает красивый прыжок и падает на все четыре лапы, настигая добычу или выкапывая ее из-под снега. Летом пища лисицы более разнообразна – она кормится также насекомыми, ягодами, плодами различных растений.
Весной в норе у лисицы рождаются 4–6 слепых детенышей, покрытых пухом темно-бурого цвета, только кончик хвоста всегда белый. Лисята растут и развиваются быстро, но живут в норе 3–4 месяца. Сюда родители приносят им пищу. Лисица-мать всегда охраняет молодых, не подпуская никого близко. В случае опасности она старается отвести врага от норы, отвлекая его внимание на себя. В конце лета выводок покидает нору и начинает вести самостоятельный образ жизни.
Лисица – весьма полезный зверь. Она – объект промысловой охоты и истребитель мышевидных грызунов – вредителей культурных растений.
Бурый медведь. (Слайд 10)
Излюбленные места обитания бурого медведя – таежные хвойные леса, реже – лиственные леса с обильным буреломом. Хотя с виду этот медведь неуклюж, в действительности он очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, осторожно подкрадываться к добыче. Медведь активен в сумерки, а днем скрывается в глухих местах леса и только вечером выходит на охоту. Питается птицами, мышевидными грызунами, лягушками, насекомыми, орехами, ягодами и грибами. Очень любит мед, иногда приходит за ним на пасеку. При случае медведь нападает на лосей, кабанов, северных оленей.
Присутствие медведей в местах обитания выдают следы в виде потертостей, царапин, задиров, сделанных на стволах деревьев.
Зиму медведи проводят в берлогах в состоянии сна. Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под буреломом, в расщелинах скал. Зимой у медведицы рождаются 2–3 крошечных медвежонка массой всего около 500 г. Она кормит их молоком, согревает своим дыханием. С наступлением весны медвежата покидают берлогу вместе с медведицей, которая продолжает о них заботиться в течение двух лет.
Бурый медведь – объект охоты, его добывают ради шкуры и мяса. Однако отстрел медведей разрешается только по лицензии.
3. Прослушивание “Голоса животных”. (Приложение 2)
Физкультминутка.
Девочки приседают, когда учитель произносит диких животных, а мальчики домашних животных.
4. Работа с учебником.
(Учебник “Природоведение 5 класс” О.А.Хебосоловой, Е.И. Хлебосолова.)
– А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:
– Какие животные обитают в лесу?
– Кто из них вынужден постоянно искать себе укрытие? Почему?
V. Закрепление изученного материала.
(Работа в группах.)
Составить рассказ по плану. (Слайд 11)
- Внешний вид.
- Места обитания.
- Чем питаются.
- Как зовут детенышей.
- Отношения с человеком.
- Что ты знаешь интересного об этом животном.
Собрать разрезные картинки. (Приложение 3)
Игра “Четвертый лишний”. (Приложение 4)
Разгадать ребус (Слайд 12–18):
1. Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грузу. (Белка.)2. Зубато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. (Волк.)3. Серый, мягкий и пушистый
Он всегда живет в лесу.
Словно лист весь затрясется,
Завидев волка иль лису. (Заяц.)4. Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живет,
А в деревне кур крадет. (Лиса.)5. Сердитый недотрога
Живет в глуши весной,
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Еж.)6. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
– К сожалению, мы не всегда относимся к животным бережно. Животные играют огромную роль в природе. Но люди жестоко истребляют их ради меха или мяса, а иногда ради развлечения. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес и река – дом. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезают, а многие становятся редкими. Таких животных охраняет государство, они занесены в Красную книгу.
VI. Итог урока.
– О ком мы говорили сегодня на уроке?
– Почему их называют дикими животными?
– Чем дикие животные отличаются от домашних?
– Каких животных леса вы запомнили?
– Как надо относиться к животным?
VII. Домашнее задание.
1-я группа – подготовить загадки о животных леса.
2-я группа – подготовить к пересказу “Лесные жители” (с. 98–100).
3-я группа – приготовить книжки-самоделки о животных леса.
VIII. Мотивация оценок.