Урок по теме "Углы в стереометрии"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


“Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир,
А дороги те знания, которые превращаются в мышцы”.
Герберт Спенсер

Моя презентация рассчитана на всех желающих улучшать знания по стереометрии, и составлена в рамках проекта “Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов образования второго поколения”. Рассмотрены пути выхода из разного рода затруднительных положений, возникающих при построении углов, формирование умения ориентироваться в массе форм трёхмерного пространства.

Геометрия – наука будущего. Она – дизайнер душ, формирует фантастические умения ориентироваться в массе форм пространства, совмещать фигуры. Позволяет обустраивать жилище, интерьеры, что необходимо всем людям. Её волшебство необъяснимо. Она осуществляет:

  • развитие логического мышления,
  • развитие пространственного воображения,
  • создание теоретических основ черчения.

В методическом отношении стереометрия – наиболее трудная часть математики. Вычислительная практика (метрическая часть) занимает большую часть. Вопросы изображения тел в пространстве недостаточно изложены в стабильных учебниках. Позиционная часть совсем отсутствует.

Все позиционные задачи на построение в стереометрии сводятся к двум основным задачам:

  • На построение точки пересечения данной прямой с данной плоскостью.
  • На построение линии пересечения двух данных плоскостей.

Трудности обучения состоят в том, что введение большого количества понятий и определений на начальном этапе, отсутствие возможности отработки опорных знаний и логики не позволяет ученикам оперировать всем этим при решении задач.

Первые разделы курса изложены в учебниках очень скупо и схематично. Особенно отстаёт в этом отношении практическая часть: решаются задачи на вычисления и очень мало задач на доказательство и построение, на моделирование, вообще задач геометрического характера.

Каждый урок, как правило, содержит: 1) опрос, 2) изложение нового теоретического материала с одновременной записью учащимися основных моментов, 3) задание на дом, сопровождаемое необходимыми указаниями. Я на этом останавливаться не буду.

Перед учителем стоят проблемы: “Как научить всех? Как помочь познать геометрию?” Трудности обучения состоят в том, что введение большого количества понятий и определений на начальном этапе, отсутствие возможности отработки опорных знаний и логики не позволяет ученикам оперировать всем этим при решении задач.

Я поделюсь своим опытом работы по развитию:

  • логического мышления,
  • пространственного воображения,
  • создание теоретических основ черчения.

Mente et malleo - в переводе эти слова означают: “Разумом и молотом” или “Разбей и пойми”. Для понимания материала, распечатываю развёртки пирамид и раздаю ученикам для склеивания их. С помощью бритвы учащиеся на уроках делают надрез перпендикулярно ребру, вкладывают лист бумаги и фиксируют карандашом линию пересечения плоскостей – линейный угол. Затем измеряют его транспортиром. Это способствует лучшему восприятию материала и графическому представлению его на чертеже. Такая работа увеличивает пропускную способность мозга и, как следствие, увеличивает скорость протекания сложных логических операций.

При обучении геометрии, учащиеся готовят:

  • Презентации.
  • Чертежи.
  • Развёртки.
  • Модели из бумаги.
  • Нитяные модели.
  • Проводят с моделями “хирургические операции”.
  • Работают с учебником над пониманием и запоминанием определений и теорем, что необходимо при решении задач.

По чертежу правильной треугольной пирамиды Запишите линейные углы и что они определяют по данному чертежу правильной треугольной пирамиды.

Упражнения

  1. Сколько различных двугранных углов образуется при пересечении трёх плоскостей?
  2. Сколько диагональных сечений имеет треугольная пирамида?

Работа выполнена ученицей из картона и ниток. ВВ1 и АА1 и равны 3см и перпендикулярны плоскости (А1 В1 С). Чему будет равен отрезок ВС, если В1С равен 4 см.

Воспринятый учеником материал должен быть осознан, соотнесён с предыдущими знаниями. От полноты и осознанности восприятия зависит результат усвоения знаний. Осознавая отдельные слова, ученики не всегда схватывают содержания, правила, законы.

Задание. В данной РАЗВЕРТКЕ правильной треугольной пирамиды ПОСТАВЬТЕ БУКВЫ для того, чтобы ЗАПИСАТЬ ВЕЛИЧИНЫ СЛЕДУЮЩИХ УГЛОВ: а) между боковым ребром пирамиды и основанием, в) между боковой гранью пирамиды и основанием, в) между боковыми гранями, г) между рёбрами основания пирамиды.

Такая работа способствует лучшему восприятию материала. “Посредством глаза, а не глазом смотреть мир умеет разум,” - так в своё время сформулировал важнейшую проблему психологии восприятия английский поэт и художник Ульям Блейк.

Хозяин квартиры собрал шкаф, а поставить не может - плохо учил геометрию.

Содержание задач, методы обучения следует менять. Дистанционное обучение, интернет должны войти в учебный процесс. Время диктует изменение содержания программы по математике. Необходимо профильтровать её согласно требованием жизни. Программы составлялись так бутто за стенами школы не бурлит жизнь.

В человеческом представлении свет и истина имеют нерасторжимую связь. К зрению обращались за последними, решающими доказательствами: “Но это же очевидно – взгляните!”. Очевидно - то, что представлено зримо – пользуется особым уважением среди людей. Творчество – суть жизни. “Человеческая личность есть высшая красота в мире...”, - Чернышевский.