Необычное путешествие

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель: активизировать развитие творческих способностей дошкольника.

Задачи:

  1. Воспитать интерес и мотивацию к музицированию и совместному музыкальному творчеству.
  2. Развивать навыки подбора по слуху, сочинения и импровизации, как важный метод развития творческих способностей.
  3. Закрепить тему «Регистры и октавы» на основе сказки «Теремок».
  4. Развивать чувство ритма, умение ориентироваться на клавиатуре, координацию движений, свободу пианистического аппарата, слуховое внимание, воображение и образное мышление.

Форма урока: урок-путешествие с применением игровых технологий и презентации.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, проектор, наглядно-демонстрационный материал.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Игра «Паровоз».
  3. Ритмическое задание «Василёк». Подбор по слуху.
  4. Упражнения за инструментом.
  5. Физкультминутка.
  6. Сказка «Теремок».
  7. Рефлексия.

Вступительное слово

Дошкольный возраст (3-5 лет) является важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и творческих способностей.

Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.

Различают общие и специальные способности. Качества ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо наличие как общих, так и специальных способностей.

К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость.

Взаимосвязанные музыкальные способности формируются лишь в музыкальной деятельности, причем все компоненты музыкальных способностей связаны с определенной стороной музыкальной деятельности и не могут существовать сами по себе.

Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эти способности напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Развиваясь в процессе деятельности, специальные музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются музыкально-творческими.

Формирование музыкально-творческих способностей предполагает:

  1. повышение уровня музыкального восприятия,
  2. повышение качества слушания музыки,
  3. расширение музыкального опыта.

Задачей подготовительного периода к музыкальной школе является целенаправленное развитие не только музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, но и творческих способностей.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

(слайд 1)

Учитель: Здравствуй Дашенька и наши уважаемые гости.

Ученик: Здравствуйте.

Учитель: Даша, какое у тебя сегодня настроение?

Ученик: Замечательное.

Учитель: Ты готова начать урок?

Ученик: Готова.

Учитель: Сегодня у нас не простой урок, а волшебный. Мы совершим необычное путешествие.

Ученик: А куда мы пойдём?

Учитель: Мы не пойдём пешком, а поедем на красивом, волшебном паровозике.

II. Игра «Паровоз» на развитие чувства ритма.

(слайд 2)

На пюпитре фортепиано располагается игрушечный паровозик, сделанный из яркого картона и бархатной бумаги, и вагончики с окошками из прозрачной плёнки, в которые вставляются карточки или картинки разных животных. [3]

Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие…

Паровоз загудел «Ту-ту!».(Ученик поёт это высоким голосом.)

И поехал «Чух-чух-чух!». (Проговариваем низким голосом, руками изображая движение колёс.)

Кто же едет в нашем паровозике? Даша, давай познакомимся с ними, прохлопаем и проговорим их имена.

Проговариваем название животных с выделением ударных слогов и прохлопываем ритмический рисунок «умными» ладошками: короткие длительности – хлопаем, долгие – тянем.

В качестве пассажиров могут быть не только картинки или карточки, но и фотографии друзей, родителей.

На последующих уроках можно использовать карточки только с ритмическим рисунком, карточки с паузами. (Приложение 1)

III. Ритмическое задание «Василёк». Подбор по слуху.

(слайд 3)

Учитель: Вот мы приехали на лесную полянку.

Ученик: Ой, какие красивые цветочки!!!

Учитель: А это первое волшебное задание. Как называются эти цветы?

Ученик: Васильки?

Учитель: Верно. Давай попробуем выложить ритм песни «Василёк» цветочками. Большие цветы – длинные звуки, а маленькие – короткие.

Развитие навыка подбора по слуху. Игра на фортепиано песни «Василёк» по ритмической записи от разных клавиш.

IV. Упражнения за инструментом.

Следующие упражнения знакомят ученика с приёмом звукоизвлечения штриха «nonlegato» и способствуют развитию ориентирования на клавиатуре, координации движений и развитию образного мышления.

Упражнение «Радуга» (слайд 4).

Учитель: Ой, Даша, по-моему, дождик начинается. А что на небе появляется после дождя?

Ученик: Радуга?

Учитель: Правильно. Она такая красивая, давай её нарисуем.

Ученик: Но нет ни красок, ни бумаги.

Учитель: Ничего страшного – нарисуем ее в воздухе. (Рисуем радугу) А теперь перенесем руку на инструмент и будем рисовать над клавиатурой, приговаривая стишок. В конце каждой строчки нажимаем клавишу любым на выбор пальцем. Сначала правой рукой, затем левой.

Ой, ты радуга-дуга, под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в полминуты нарисую.

Упражнение «Перелёты» (слайд 5, приложение 2). [5]

Учитель: Ой, а кто это там летает над цветочками?

Ученик: Бабочки! И пчёлки!

Учитель: Покажи, пожалуйста, как пчёлка перелетает с цветочка на цветочек и собирает пыльцу на клавишах «ДО».

Упражнения «Весёлая зарядка» (слайд 6, приложение 3). [1]

Учитель: А теперь представь, что пчёлки летают наперегонки и сыграй это упражнение двумя руками на клавишах «МИ».

V. Физкультминутка.

Учитель: Дашенька, ты не устала?

Ученик: Ещё нет.

Учитель: А вот пассажиры нашего паровозика устали сидеть…Я предлагаю всем немного потанцевать. (Гости присоединяются к физкультминутке.)

Музыкально-двигательная импровизация «Пятна» направленная на развитие слухового внимания. (Екатерина и Сергей Железновы «Музыка с мамой») (слайд 7, приложение 4 в папке презентации)

VI. Сказка «Теремок».

Учитель: Даша, что там виднеется вдалеке? Давай подойдём поближе.

Ученик: Это теремок! А кто там живёт?

Учитель: Посмотрим…

С помощью презентации (слайды 8-22) на экране оживает сказка «Теремок» (Приложение 5)(можно использовать теремок и сказочных жителей из картона).

Педагог выступает в роли чтеца. Ученик изображает сказочных персонажей игрой на фортепиано в соответствующем регистре и октаве, используя средства музыкальной выразительности (темп, ритм, штрихи, динамические оттенки), т.е. импровизирует.

Учитель: Вот мы познакомились с жителями волшебного теремка. Тебе ведь знакома сказка «Теремок»?

Ученик: Конечно, но у нас получилась не простая сказка, а музыкальная.

VII. Рефлексия.

(слайд 23)

Учитель: Тебе понравилось наше путешествие?

Ученик: Да!

Учитель: Говорят в гостях хорошо, а дома лучше. Мы отправляемся домой. Давай, чтобы не скучать в дороге споём песенку.

Ученик: Про паровоз? Конечно, споём.

Исполняется песня «Паровоз» музыка и слова Г. Эрнесакс, русский текст В. Татаринова.

Список литературы:

  1. Барсукова С. Весёлая гимнастика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  2. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997.
  3. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. – СПб: Композитор, 2005.
  4. Наумчик В.Н. Воспитание творческой личности: Учеб.- метод. пособие. – Минск: Университетское, 1998.
  5. Селенкова Л. Вверх по ступенькам. – М: АЛЛЕГРО, 2011
  6. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Минск: Эллада, 2000.