Цель: активизировать развитие творческих способностей дошкольника.
Задачи:
- Воспитать интерес и мотивацию к музицированию и совместному музыкальному творчеству.
- Развивать навыки подбора по слуху, сочинения и импровизации, как важный метод развития творческих способностей.
- Закрепить тему «Регистры и октавы» на основе сказки «Теремок».
- Развивать чувство ритма, умение ориентироваться на клавиатуре, координацию движений, свободу пианистического аппарата, слуховое внимание, воображение и образное мышление.
Форма урока: урок-путешествие с применением игровых технологий и презентации.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, проектор, наглядно-демонстрационный материал.
План урока:
- Организационный момент.
- Игра «Паровоз».
- Ритмическое задание «Василёк». Подбор по слуху.
- Упражнения за инструментом.
- Физкультминутка.
- Сказка «Теремок».
- Рефлексия.
Вступительное слово
Дошкольный возраст (3-5 лет) является важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и творческих способностей.
Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.
Различают общие и специальные способности. Качества ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо наличие как общих, так и специальных способностей.
К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость.
Взаимосвязанные музыкальные способности формируются лишь в музыкальной деятельности, причем все компоненты музыкальных способностей связаны с определенной стороной музыкальной деятельности и не могут существовать сами по себе.
Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эти способности напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Развиваясь в процессе деятельности, специальные музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются музыкально-творческими.
Формирование музыкально-творческих способностей предполагает:
- повышение уровня музыкального восприятия,
- повышение качества слушания музыки,
- расширение музыкального опыта.
Задачей подготовительного периода к музыкальной школе является целенаправленное развитие не только музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, но и творческих способностей.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
(слайд 1)
Учитель: Здравствуй Дашенька и наши уважаемые гости.
Ученик: Здравствуйте.
Учитель: Даша, какое у тебя сегодня настроение?
Ученик: Замечательное.
Учитель: Ты готова начать урок?
Ученик: Готова.
Учитель: Сегодня у нас не простой урок, а волшебный. Мы совершим необычное путешествие.
Ученик: А куда мы пойдём?
Учитель: Мы не пойдём пешком, а поедем на красивом, волшебном паровозике.
II. Игра «Паровоз» на развитие чувства ритма.
(слайд 2)
На пюпитре фортепиано располагается игрушечный паровозик, сделанный из яркого картона и бархатной бумаги, и вагончики с окошками из прозрачной плёнки, в которые вставляются карточки или картинки разных животных. [3]
Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие…
Паровоз загудел «Ту-ту!».(Ученик поёт это высоким голосом.)
И поехал «Чух-чух-чух!». (Проговариваем низким голосом, руками изображая движение колёс.)
Кто же едет в нашем паровозике? Даша, давай познакомимся с ними, прохлопаем и проговорим их имена.
Проговариваем название животных с выделением ударных слогов и прохлопываем ритмический рисунок «умными» ладошками: короткие длительности – хлопаем, долгие – тянем.
В качестве пассажиров могут быть не только картинки или карточки, но и фотографии друзей, родителей.
На последующих уроках можно использовать карточки только с ритмическим рисунком, карточки с паузами. (Приложение 1)
III. Ритмическое задание «Василёк». Подбор по слуху.
(слайд 3)
Учитель: Вот мы приехали на лесную полянку.
Ученик: Ой, какие красивые цветочки!!!
Учитель: А это первое волшебное задание. Как называются эти цветы?
Ученик: Васильки?
Учитель: Верно. Давай попробуем выложить ритм песни «Василёк» цветочками. Большие цветы – длинные звуки, а маленькие – короткие.
Развитие навыка подбора по слуху. Игра на фортепиано песни «Василёк» по ритмической записи от разных клавиш.
IV. Упражнения за инструментом.
Следующие упражнения знакомят ученика с приёмом звукоизвлечения штриха «nonlegato» и способствуют развитию ориентирования на клавиатуре, координации движений и развитию образного мышления.
Упражнение «Радуга» (слайд 4).
Учитель: Ой, Даша, по-моему, дождик начинается. А что на небе появляется после дождя?
Ученик: Радуга?
Учитель: Правильно. Она такая красивая, давай её нарисуем.
Ученик: Но нет ни красок, ни бумаги.
Учитель: Ничего страшного – нарисуем ее в воздухе. (Рисуем радугу) А теперь перенесем руку на инструмент и будем рисовать над клавиатурой, приговаривая стишок. В конце каждой строчки нажимаем клавишу любым на выбор пальцем. Сначала правой рукой, затем левой.
Ой, ты радуга-дуга, под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в полминуты нарисую.
Упражнение «Перелёты» (слайд 5, приложение 2). [5]
Учитель: Ой, а кто это там летает над цветочками?
Ученик: Бабочки! И пчёлки!
Учитель: Покажи, пожалуйста, как пчёлка перелетает с цветочка на цветочек и собирает пыльцу на клавишах «ДО».
Упражнения «Весёлая зарядка» (слайд 6, приложение 3). [1]
Учитель: А теперь представь, что пчёлки летают наперегонки и сыграй это упражнение двумя руками на клавишах «МИ».
V. Физкультминутка.
Учитель: Дашенька, ты не устала?
Ученик: Ещё нет.
Учитель: А вот пассажиры нашего паровозика устали сидеть…Я предлагаю всем немного потанцевать. (Гости присоединяются к физкультминутке.)
Музыкально-двигательная импровизация «Пятна» направленная на развитие слухового внимания. (Екатерина и Сергей Железновы «Музыка с мамой») (слайд 7, приложение 4 в папке презентации)
VI. Сказка «Теремок».
Учитель: Даша, что там виднеется вдалеке? Давай подойдём поближе.
Ученик: Это теремок! А кто там живёт?
Учитель: Посмотрим…
С помощью презентации (слайды 8-22) на экране оживает сказка «Теремок» (Приложение 5)(можно использовать теремок и сказочных жителей из картона).
Педагог выступает в роли чтеца. Ученик изображает сказочных персонажей игрой на фортепиано в соответствующем регистре и октаве, используя средства музыкальной выразительности (темп, ритм, штрихи, динамические оттенки), т.е. импровизирует.
Учитель: Вот мы познакомились с жителями волшебного теремка. Тебе ведь знакома сказка «Теремок»?
Ученик: Конечно, но у нас получилась не простая сказка, а музыкальная.
VII. Рефлексия.
(слайд 23)
Учитель: Тебе понравилось наше путешествие?
Ученик: Да!
Учитель: Говорят в гостях хорошо, а дома лучше. Мы отправляемся домой. Давай, чтобы не скучать в дороге споём песенку.
Ученик: Про паровоз? Конечно, споём.
Исполняется песня «Паровоз» музыка и слова Г. Эрнесакс, русский текст В. Татаринова.
Список литературы:
- Барсукова С. Весёлая гимнастика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. – СПб: Композитор, 2005.
- Наумчик В.Н. Воспитание творческой личности: Учеб.- метод. пособие. – Минск: Университетское, 1998.
- Селенкова Л. Вверх по ступенькам. – М: АЛЛЕГРО, 2011
- Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Минск: Эллада, 2000.