Интегрированный урок "грамота + ИЗО". Тема: "Звуки [p], [p']. Буквы "Р, р". Иллюстрирование сказки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся со звуками [р] и [р'], их буквенным обозначением; упражнять в распознавании этих звуков на слух, в умении правильно подбирать слова; учить сливать согласные звуки [р] и [р'] с гласными; выразительно читать читающих детей.
  • Учить детей выбирать, строить композицию.
  • Развивать внимание, мышление.
  • Воспитывать любовь к прекрасному через слово, музыку и рисование.

Оборудование: учебник "Русская азбука", кукла Почтальон Печкин, письмо от звуков, парусник, тучка - слоговица, картинки "фонарь" и роза", радуга "Молодцы!", ватман, альбомы и карандаши цветные у детей, доски "Фантазия", пригласительные билеты-звуки, кассета "Звуки природы", слова для сказки "ком", "краска", "кот".

Ход урока

1. Орг. момент.

- Учись читать!
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот,
Кто умеет
Сам читать,
Совсем не знает скуки! (Р. Сеф)

2. Актуализация знаний.

- К нам пришёл почтальон Печкин и принёс письмо, но отдаст нам его только тогда, когда мы ему покажем буквы и расскажем о них всё, что знаем.(дети пишут буквы, называемые учителем на доске "Фантазия")

А, О, У, Ы - верхнего ряда. Почему?

И - нижнего ряда.

Н, Л - верхнего ряда.

К, Т, С - нижнего ряда. Почему?

3. Изучение новой темы.

1) Чтение письма.

- Здравствуйте, ребята!
В гости приглашаем.
Ум, задор, смекалку
Взять с собой желаем.

- Что же за братья-звуки нам отправили письмо мы узнаем, если правильно подберём схемы к картинкам и найдём похожие звуки в словах.

- А вот и пригласительные билеты.

Звучит музыка - плеск волн.

- Буква Р на мачте парус,
Вдаль плывёт небес касаясь.

(Рисунок парусника)

-Что за шум? (-Плеск волн, море.)

- Синее море раскинулось у вас в "Русской азбуке" на странице 68.

2) Работа по учебнику.

Чтение стихотворения хорошо читающими детьми.

- Из какой сказки отрывок? Кто автор?

- Карандашиком подчеркните в данном стихотворении букву р. Сколько раз она вам встретилась? (11)

Посмотрите внимательно на картинку. Какие слова со звуками [р] и [р'] она вам подсказывает?

4. Составление композиции, рисование.

Что попросила в первый раз старуха? (Избу.)

- Давайте представим, что мы золотые рыбки и выполним желание старухи. Нарисуем домик за городом, в деревне. Стены уже готовы. Остаётся подрисовать детали - части дома, в названиях которых должны быть звуки [р] и [р'].

Произносить слово нужно отчётливо, чтобы этот звук прозвучал ясно.

- Из какого материала будет построен наш дом?

- А что мы нарисуем около дома?

(Деревья и кустарники.)

Какие?

- Крыжовник, рябину, сирень, смородину.

- Нам в доме нужна мебель и другие предметы. Я называю слова, если есть звуки [р] и [р'], то вы соответственно поднимаете свои пригласительные билеты-звуки -синий или зелёный.

- Сервант, диван-кровать, кресло, телевизор, решето, картина, штора, реклама, перина, кастрюля, торшер, тарелка.

5. Физминутка.

6. Закрепление.

Чтение слогов (фронтально, индивидуально).

- За лугами над водой
Хлынул дождик проливной.

(За тучкой спрятана радуга-"молодцы!")

- А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная :(радуга).

-Вот нас и встречают
Брат и его близнец
И провожают в домик, в свой дворец (касса букв).

7. Итог урока.

- Почему буква Р живёт на верхнем этаже в синем домике?

Дети получают молодчинки-мороженое - угощение от буквы.

Домашнее задание: раскрасить картинку, прочитать слоги и слова с буквой р.

Резерв: "Сказка о приключениях буквы Р" (В. Волина "Учимся играя")