Цели:
- Познакомить учащихся со звуками [р] и [р'], их буквенным обозначением; упражнять в распознавании этих звуков на слух, в умении правильно подбирать слова; учить сливать согласные звуки [р] и [р'] с гласными; выразительно читать читающих детей.
- Учить детей выбирать, строить композицию.
- Развивать внимание, мышление.
- Воспитывать любовь к прекрасному через слово, музыку и рисование.
Оборудование: учебник "Русская азбука", кукла Почтальон Печкин, письмо от звуков, парусник, тучка - слоговица, картинки "фонарь" и роза", радуга "Молодцы!", ватман, альбомы и карандаши цветные у детей, доски "Фантазия", пригласительные билеты-звуки, кассета "Звуки природы", слова для сказки "ком", "краска", "кот".
Ход урока
1. Орг. момент.
- Учись читать!
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот,
Кто умеет
Сам читать,
Совсем не знает скуки! (Р. Сеф)
2. Актуализация знаний.
- К нам пришёл почтальон Печкин и принёс письмо, но отдаст нам его только тогда, когда мы ему покажем буквы и расскажем о них всё, что знаем.(дети пишут буквы, называемые учителем на доске "Фантазия")
А, О, У, Ы - верхнего ряда. Почему?
И - нижнего ряда.
Н, Л - верхнего ряда.
К, Т, С - нижнего ряда. Почему?
3. Изучение новой темы.
1) Чтение письма.
- Здравствуйте, ребята!
В гости приглашаем.
Ум, задор, смекалку
Взять с собой желаем.
- Что же за братья-звуки нам отправили письмо мы узнаем, если правильно подберём схемы к картинкам и найдём похожие звуки в словах.
- А вот и пригласительные билеты.
Звучит музыка - плеск волн.
- Буква Р на мачте парус,
Вдаль плывёт небес касаясь.
(Рисунок парусника)
-Что за шум? (-Плеск волн, море.)
- Синее море раскинулось у вас в "Русской азбуке" на странице 68.
2) Работа по учебнику.
Чтение стихотворения хорошо читающими детьми.
- Из какой сказки отрывок? Кто автор?
- Карандашиком подчеркните в данном стихотворении букву р. Сколько раз она вам встретилась? (11)
Посмотрите внимательно на картинку. Какие слова со звуками [р] и [р'] она вам подсказывает?
4. Составление композиции, рисование.
Что попросила в первый раз старуха? (Избу.)
- Давайте представим, что мы золотые рыбки и выполним желание старухи. Нарисуем домик за городом, в деревне. Стены уже готовы. Остаётся подрисовать детали - части дома, в названиях которых должны быть звуки [р] и [р'].
Произносить слово нужно отчётливо, чтобы этот звук прозвучал ясно.
- Из какого материала будет построен наш дом?
- А что мы нарисуем около дома?
(Деревья и кустарники.)
Какие?
- Крыжовник, рябину, сирень, смородину.
- Нам в доме нужна мебель и другие предметы. Я называю слова, если есть звуки [р] и [р'], то вы соответственно поднимаете свои пригласительные билеты-звуки -синий или зелёный.
- Сервант, диван-кровать, кресло, телевизор, решето, картина, штора, реклама, перина, кастрюля, торшер, тарелка.
5. Физминутка.
6. Закрепление.
Чтение слогов (фронтально, индивидуально).
- За лугами над водой
Хлынул дождик проливной.
(За тучкой спрятана радуга-"молодцы!")
- А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная :(радуга).-Вот нас и встречают
Брат и его близнец
И провожают в домик, в свой дворец (касса букв).
7. Итог урока.
- Почему буква Р живёт на верхнем этаже в синем домике?
Дети получают молодчинки-мороженое - угощение от буквы.
Домашнее задание: раскрасить картинку, прочитать слоги и слова с буквой р.
Резерв: "Сказка о приключениях буквы Р" (В. Волина "Учимся играя")