Урок окружающего мира по теме "Я знаю край родной"

Разделы: Начальная школа


Цель занятия: обобщение и систематизация знаний детей о рельефе и полезных ископаемых Кемеровской области.

Задачи:

  • Обучающие: систематизировать и обобщить представления обучающихся о рельефе и полезных ископаемых родного края, проверить умение работать с картой.
  • Развивающие: Развивать познавательную активность, любознательность и наблюдательность.
  • Воспитывающие: Воспитывать любовь к родному краю.

Средства обучения: Раздаточный материал, атласы Кемеровской области, компьютер, интерактивная доска.

Оборудование:

Ход занятия

Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечание
1. Организационный момент: 1. Приветствие.

Здравствуйте ребята, садитесь. Тема нашего урока звучит так “Я знаю край родной!”

На этом уроке вам пригодятся знания, которые вы получили по разделу “Родной край – часть большой страны”. Вы будете работать в группах, и за каждый правильный ответ получите жетон. В конце урока подведем итог. Итак, мы начинаем наш урок.

1. Дети стоят около своих рабочих мест.

Садятся.

Слайд 1–2
2. Актуальность темы Мы живем в Сибири, в Кемеровской области. Кто знает, когда была образована Кемеровская область?

Сколько лет исполнилось нашей области в этом году?

Ответы детей:

Образована 26 января 1943 года.

В этом году наша область празднует семидесятилетие со дня образования.

Слайд 3

   

Вы знаете, что наша область имеет еще одно название – Кузбасс.

Кто впервые назвал наш край Кузнецким угольным бассейном или Кузбассом?

Правильно, впервые наш край Кузбассом назвал ученый-геолог, географ Петр Чихачев в начале сентября 1842 года.

Петр Чихачев Слайд 4
   

Кто является губернатором Кемеровской области?

Правильно, Аман Гумирович Тулеев является губернатором Кемеровской области с октября 1997 года.

Аман Гумирович Тулеев. Слайд 5
3. Основная часть

а) Викторина

Подведение итога

Это была разминка, а теперь мы переходим к первому этапу соревнования. У вас на столах лежат атласы Кемеровской области. Воспользуемся картой в атласе на странице № 4 и ответим на вопросы викторины. Работа по карте. Слайд 6
   

Итак, первый вопрос:

1. Перечислите горные хребты нашей области.

На востоке территорию Кузбасса занимают горы Кузнецкого Алатау, южную часть занимает Горная Шория, на западе протянулась цепь холмов и пологих возвышенностей Салаирского кряжа.  
   

Вопрос второй

2. Назовите равнины Кемеровской области

Кузнецкая котловина, юго-восточная часть Западно-Сибирской низменности.  
    3. Назовите наиболее крупные реки Кузбасса Томь, Кия, Иня, Яя, Чумыш  
   

4. Назовите самое крупное озеро области.

Озеро Большой Берчикуль  
    5. Назовите главный административный центр Кемеровской области. Город Кемерово  
    6. Найдите на карте и назовите город, который в этом году празднует 50-летие со дня образования. Город Таштагол  
б) Аукцион

Подведение итога

Переходим ко второму этапу нашего соревнования, который называется “аукцион”. Обратите внимание на карту атласа на 5 странице. Ваша задача запомнить как можно больше полезных ископаемых, добываемых на территории Кемеровской области. На счет 3 закрываете атласы. Чья команда последней назовет полезное ископаемое, добываемое в Кемеровской области станет победителем аукциона.

Победителем аукциона стала …

Каменный уголь, бурый уголь, железная руда, марганцевая руда, алюминиевая руда, золото, полиметаллические руды, глина, песок, известняк, фосфориты, гранит, мрамор, тальк, торф, бокситы, алмазы, огнеупорные глины, минеральные воды, киноварь (руда и ртуть, кварц) Слайд 7
Физкультминутка

Край родной моя земля –
Это горы и поля,
Это кедры до небес.
Полон край родной чудес.
В недрах руд большой запас-
Это мой родной Кузбасс!

Слайд 8
в) Конкурс “Подземные сокровища”

Подведение итога

  Следующим этапом соревнования будет конкурс “Подземные сокровища”.

Я прошу капитанов подойти ко мне и выбрать карточку с названием полезного ископаемого. Через минуту каждый капитан должен дать характеристику этого полезного ископаемого. Но составлять ее вы будете всей командой. На карточке дана информация по разным полезным ископаемым. Ваша задача, выбрать только то, что характерно для вашего полезного ископаемого.

(Если характеристика дана без ошибок, команда зарабатывает 2 жетона, а, если будут неточности в ответе, то один жетон).

Капитаны могут заработать дополнительный жетон для своей команды.

После каждого сообщения капитаны находят месторождение и показывают изображение этого полезного ископаемого на слайде.

По итогам трех конкурсов лидирует…

Каменный уголь:

цвет – черный. Свойства – твердый, хрупкий, блестит на солнце, горюч.

Добыча – в шахтах и на разрезах. В районе Кузнецкой котловины.

Используется в черной металлургии, энергетике и химической промышленности (краски, пластмассы, духи, таблетки аспирина, удобрения)

Железная руда:

цвет – черный, бурый, желтоватый, красноватый. Свойство– твердость, плавкость.

Добыча – в шахтах и карьерах. Основной центр добычи – Горная Шория.

Применение – на металлургических заводах выплавляют чугун, из чугуна – сталь.

Золото – благородный металл желтого цвета. Свойства – плавкость, мягкость.

Добыча – на рудниках, с помощью драги.

Добывают в горах Кузнецкого Алатау, в Горной Шории по берегам рек.

Применение – в химической промышленности, в ювелирном производстве, в медицине.

Торф – образован скоплением остатков растений.

Свойства –рыхлый, горюч.

Добывается наболотах на севере Кемеровской области.

Используется как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др.

Слайд 9–10
г) Сообщения обучающихся. Что наш край дает стране?

Подведение итога

  Следующий этап нашего соревнования называется “Что наш край дает стране?”

Это было ваше домашнее задание. Начнем с ……команды.

Подсчитываются баллы за все конкурсы.

Дети рассказывают или читают сообщения Слайд 11
4. Итог урока.

Составление синквейна

  В завершении нашего урока составим синквейн. Первая команда назовет существительное, которое обозначит тему нашего урока.

Вторая команда подберет 2 прилагательных к этому существительному.

Третья команда назовет три глагола к этому существительному.

А четвертая команда составит предложение, используя данное существительное, которое назовут ваши товарищи.

 

Слайд 12
   

Итак, начнем.

Первая команда ваше слово.

Ответы детей:Кузбасс, край, область, Родина.  
    Вторая команда Красивый, промышленный, большой, добывающий, развивающийся, крупный.  
   

Третья команда

Добывает, развивается, растет, богатеет.  
   

Четвертая команда

Я люблю свой край. Я горжусь Кузбассом! Кузбасс – моя гордость. Кузбасс – моя родина.  
   

Подберите синоним к существительному.

Кузбасс! Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою.
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим.

 

 

Слайд 13

Фильм о Кузбассе  

Теперь я попрошу всех встать и представить себя маленьким деревцем. Ваши руки – это веточки дерева. Поднимите их настолько высоко, насколько вам понравился этот урок.

Всем спасибо за работу.

Выставляются отметки.

   

Каменный уголь.

Цвет: черный, бурый, желтоватый, красноватый, желтый, коричневый.

Свойства: твердость, хрупкость, горючесть, плавкость, мягкость, рыхлость.

Добыча: в шахтах, на разрезах, на карьерах, на рудниках, на болотах, с помощью драги.

Место добычи: Кузнецкая котловина, Горная Шория, Кузнецкий Алатау, север Кемеровской области.

Применение: в черной металлургии, энергетике, химической промышленности, в ювелирном производстве, медицине, топливо, удобрение, теплоизоляционный материал.

Железная руда.

Цвет: черный, бурый, желтоватый, красноватый, желтый, коричневый.

Свойства: твердость, хрупкость, горючесть, плавкость, мягкость, рыхлость.

Добыча: в шахтах, на разрезах, на карьерах, на рудниках, на болотах, с помощью драги.

Место добычи: Кузнецкая котловина, Горная Шория, Кузнецкий Алатау, север Кемеровской области.

Применение: в черной металлургии, энергетике, химической промышленности, в ювелирном производстве, медицине, топливо, удобрение, теплоизоляционный материал.

Золото.

Цвет: черный, бурый, желтоватый, красноватый, желтый, коричневый.

Свойства: твердость, хрупкость, горючесть, плавкость, мягкость, рыхлость.

Добыча: в шахтах, на разрезах, на карьерах, на рудниках, на болотах, с помощью драги.

Место добычи: Кузнецкая котловина, Горная Шория, Кузнецкий Алатау, север Кемеровской области.

Применение: в черной металлургии, энергетике, химической промышленности, в ювелирном производстве, медицине, топливо, удобрение, теплоизоляционный материал.

Торф.

Цвет: черный, бурый, желтоватый, красноватый, желтый, коричневый.

Свойства: твердость, хрупкость, горючесть, плавкость, мягкость, рыхлость.

Добыча: в шахтах, на разрезах, на карьерах, на рудниках, на болотах, с помощью драги.

Место добычи: Кузнецкая котловина, Горная Шория, Кузнецкий Алатау, север Кемеровской области.

Применение: в черной металлургии, энергетике, химической промышленности, в ювелирном производстве, медицине, топливо, удобрение, теплоизоляционный материал.