Цель:
- Систематизировать знания детей о традициях Севера, особенностях жизни коренных народов; Учить детей уважать обычаи и традиции народов Севера, любить свою малую родину;
- Развивать устойчивый интерес к подвижным играм коренных народностей;
- В играх развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость.
- Закреплять умение выполнять коллективные работы по аппликации.
Оформление зала: на центральной стене - диск солнца, изображение полярной совы; чум, олени, серебристые ёлочки
Оборудование:
- снежинки с заданиями; 2 - 4 обруча разного цвета;
- шапочки: солнца, волка; письмо;
- аудио запись “Песенка эскимоса”, “Мансийская песенка”;
- презентации: “Животные тайги”, “Наш край”;
- угощение;
Ход: Ребята, посмотрите, какая красивая снежинка залетела к нам в окно, когда я проветривала зал. Она необычная, оказывается - это письмо, послушайте:
“Здравствуйте, ребята!
Я слышала, что вы умные, ловкие смелые. Поэтому прошу Вас помочь моей внучке Ахните разбудить солнышко. Путь предстоит нелегкий, много испытаний встретите на своем пути. Поторопитесь, а все задания, которые надо выполнять вам подскажут мои подружки – снежинки.
Бабушка Алом.
Ведущий: Ну, что, ребята, не боитесь трудностей?
Тогда в путь. В одну колонну, становись!
На чем же мы отправимся? На чем по тундре ездят ханты и манси?
(ответы детей).
Музыкально-ритмическая композиция
“Песенка эскимоса”
Ведущий: Ой, ребята, что-то холодно стало. Давайте согреемся.
Игра с элементами массажа "В тундре нашей мороз"
В тундре нашей мороз, поглаживать нос от ноздрей к переносице
Ну-ка все потёрли нос!
Ни к чему нам бить баклуши, указательным и большим пальцами
Ну-ка, все взялись за уши! "лепить" уши снизу вверх
Покрутили, повертели,
Вот и уши отлетели, все движения выполняются в соответствии с текстом
Головою покачали!
По коленям постучали!
По плечам похлопали!
А теперь потопали!
Ведущий: Первое испытание мы преодолели. Куда же нам дальше идти?
Звучит мансийская песня
А вот и снежинка.
1 задание: Отгадайте загадки и покажите животных (имитация движений), обитающих в лесах нашего края.
/ Показ картинок: сова, олень, волк, лиса, медведь, белка./
Ведущий: И с этим заданием мы справились.
2 задание: Ребята, как называется жилище коренных жителей Севера? (Ответы детей)
Правильно чум, а из чего он сделан? (Оленьи шкуры)
Ведущий: Дети, послушайте стихотворение про чум:
Связали шест с другим шестом,
Потом ещё с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов ненецкий дом.
Мы чумом этот дом зовём,
Он дарит нас своим теплом
Зимой суровой, хмурой.
Подвижная игра "Кто быстрее построит чум?"
Инструктор берёт два обруча разного цвета и сообщает каждой команде - у кого, какого цвета "чум" (обруч). Команды должны запомнить свой цвет. Играет музыка, дети разбегаются по залу врассыпную, изображая животных тундры. Инструктор кладёт в разных концах зала обручи. По окончании музыки дети должны найти свой "чум", т.е. встать вокруг обруча и всем соединить руки наверху. Выигрывает та команда, которая быстрее построит "чум".
3 задание: Ребята, какими традиционными промыслами занимаются северные народы (оленеводство, рыболовство, охота)
Северный народ очень ловкий и сильный: любит состязаться между собой. Кто желает попробовать свои силы?
Подвижная игра “Оленьи упряжки”
4 задание: Как называют маму – олениху?
Подвижная игра “Важенка и оленята”
Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
– Бродит в тундре важенка, с нею оленята.
Топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставленья мамины...
Подвижная игра “Льдинка, ветер и мороз”.
Дети встают парами, лицом друг к друг и хлопают в ладоши, приговаривая:
“Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь-дзинь”
На сигнал “Ветер!”. Дети — “льдинки” разбегаются в разные стороны.
На сигнал “Мороз!” дети возвращаются в пары и берутся за руки).
Ведущий: Дети, мы с вами все задания выполнили?
Звучит музыка выходит Ахнита
Ахнита: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что помогли мне вернуться.
А сейчас давайте все вместе разбудим солнышко, без него всем плохо в зимний день.
Подвижная игра "Хейро”
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд-назад и на каждый шаг говорят: "Хейро!". Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и распрямляется (вытягивает руки в стороны).
Ахнита: А еще я хочу вместе с вами выполнить несколько работ, которые украсят ваши группы в детском саду.
/дети выполняют аппликацию - коллективную работу по предложенной теме/
- 1 картина – “Дары тайги”
- 2 картина – “Животные тайги”
- 3 картина – “Наш край”
Ведущий: А теперь все вместе давайте еще раз вспомним все, чем богат наш Ханты-мансийский округ.
Презентация “Наш Ханты-мансийский округ”
Ахнита: Настало время прощаться.
А на прощанье, хочу вам сказать - любите свою малую родину, бережно относитесь к ранимой северной природе и тогда она вас отблагодарит своими щедрыми дарами.
А вас я хочу угостить вкусными пирожками с брусникой.